Деятельность предприятий по переработке нефти вызывает образование значительных объемов отходов в жидкой фазе. В результате намыва жидких отходов формируются гидрогеохимические ореолы и потоки загрязнения. Гидрогеохимическими ореолами загрязнения являются области распространения подземных и поверхностных вод с многократно повышенными по сравнению с фоновыми концентрациями микро- и макроэлементов, формирующиеся в результате сбросов в поверхностные и подземные воды сточных и карьерных вод, а также образующиеся за счет растворения и выноса химических элементов и соединений переработки полезных ископаемых.
На территории Чеченской Республики разведаны и утверждены запасы по 15 месторождениям пресных подземных вод в объеме 1262,4 тыс.м3/сут. Из общего количества пять месторождений (Наурское, Селивановское, Калиновское, Шелковское и Братское) разведаны для орошения земель и обводнения пастбищ, утвержденные запасы по ним составили 167,2 тыс.м3/сут, все они подготовлены к промышленному освоению. Для хозяйственно питьевого водоснабжения разведаны и утверждены 10 месторождений с запасами 1095,2 тыс.м3/сут. По трем месторождениям (Горячеисточненскому, Бачи-Юртовскому, Энгель-Юртовскому) запасы по категориям С1 и С2 в объеме 92 тыс.м3/сут утверждены на стадии предварительной разведки для водоснабжения рассредоточенных водопотребителей.
Геолого-гидрологическое и структурно — тектонические особенности территории ЧР обуславливаются местоположением ее в южной части Восточно — Предкавказского артезианского бассейна (ВПБА), на стыке горно-складчатой области большого Кавказа и Предкавказского передового прогиба [2].
В пределах ВПБА на территории ЧР выделяются две гидрологические структуры — Сунженский и Терско-Кумский бассейны подземных вод.
В рамках выполнения работ по осуществлению «Государственного мониторинга состояния недр на территории ЧР» ФГУП «Севкавгеоинформмониторинг» в 2001 году проведены исследования по оценке техногенного воздействия на подземные воды в пределах республики, основываясь на учете реальных условий формирования запасов подземных вод, включая многообразные факторы питания, разгрузки и внутреннего строения инфильтрационных потоков в пределах Сунженского и Терско-Кумского бассейнов ПВ [2].
В результате проведенных работ были выявлены источники загрязнения ПВ, которые приведены в таблице.
Кроме того, изучению подвергался и поверхностный сток рек — основных питающих водотоков Сунженского бассейна ПВ, т. к. загрязненные воды рек питают не только среднечетвертичный водоносный комплекс, но и нижнечетвертичный.
Результаты опробований выявили отсутствие загрязнения нефтепродуктами поверхностного стока рек в верхних частях гидрологической структуры.
Влияние техногенной нагрузки в нижней части бассейна, где уровни подземных вод залегают недалеко от поверхности земли (менее 8 метров), сказывается максимально, о чем свидетельствуют выявленные очаги загрязнения Грозненского и Шаудонского месторождений подземных вод [2].
Уровень загрязнения нефтепродуктами в районе Грозненского месторождения составляет 3,5 ПДК, в районе Шаудонского месторождения 35 ПДК. Превышение содержаний хлор-ионов в пределах Грозненского МПВ над максимальным фоновым содержанием 24,8 мг/дм2, Шаудонского — 116,0 мг/дм2, соответственно сульфат-ионы на 95,1 и 183,0 мг/дм2, минерализация — 480 и 408 мг/дм2.
Влияние водозабора на гидротехнические условия несущественное и выражается в формировании локальных депрессионных воронок в пределах действующих водозаборов.
В пределах Терско-Кумского бассейна поток подземных вод является транзитным, сформированным за пределами республики. Дополнительные (местные) области питания расположены в пределах затеречной равнины [2].
По данным гидротехнического опробования при проведении выборочного обследования водозаборов, зафиксирован ореол загрязнения нефтепродуктами, протягивающийся от ст. Червленной до ст. Шелковской. Наличие нефтепродуктов, по видимому, связанно с Червленской промывочно-пропарочной станции. Уровень загрязнения нефтепродуктами в 1991 г. в грунтовых водах составлял 21–15 ПДК. Продолжения контура загрязнения выявлено в пределах республики Дагестан. Загрязнения фиксируются в апшеронском водоносном комплексе в пределах 2 ПДК (скв 2/95Д), наличие такого крупномасштабного ореола загрязнения свидетельствует о значительном по времени воздействия источника загрязнения [2].
Борьба с нефтяным загрязнением подземных вод требует особых приемов и технологий, учитывающих особенности гидродинамического режима подземных вод, литологический состав вмещающих пород и характер перераспределения нефти в системе «вода — порода». Для очистки нефтезагрязненных подземных вод применяются оба вышеназванных подхода. Как правило, подземные воды откачивают из водоносного горизонта на поверхность, обрабатывают в биореакторах и закачивают обратно. Существенными недостатками такого способа биологической очистки являются большие материальные затраты и трудоемкость работ. Кроме того, разнообразие гидрогеологических условий районов, подвергающихся загрязнению, в ряде случаев не
позволяет использовать дренаж и откачку нефтесодержащих вод [2].
Следует отметить, что четких критериев составления искусственных ассоциаций микроорганизмов- нефтедеструкторов до настоящего времени не выработано, и в состав биопрепаратов включают штаммы по принципу их совместимости и высокой нефтеразлагающей активности. Проблема заключается и в трудности самого приема интродукции штаммов в загрязненные объекты по причине их конкурентных отношений с автохтонной углеводородокисляющей микрофлорой. Считается, что выделение автохтонных нефтеокисляющих микроорганизмов позволит избежать антагонизма в популяции при интродукции чистых культур выделенных микроорганизмов и их консорциумов в объекты того же района для борьбы с разливами нефти и остаточными нефтезагрязнениями. Технология может быть применена для очистки не только подземных, но и поверхностных и сточных вод. Ее эффективность будет зависеть от конкретных природных условий (геохимических, литологических, гидродинамических). Также разработанная технология может быть использована как самостоятельно, так и дополнительно к традиционным, повышая тем самым эффективность очистки. Особый эффект от использования данной технологии можно ожидать при решении наиболее трудной задачи — очистки пород от сорбированных нефтепродуктов в зоне сезонного колебания уровня подземных вод.
Литература:
- Байраков И. А., Гакаев Р. А. Геоэкологические основы использования водных ресурсов Чеченской Республики. В сборнике: Экологические проблемы. Взгляд в будущее Сборник трудов III-й научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю. А. Федоров. 2006. С. 45–50.
- Батукаев Н. С., Иразова М. А. Оценка влияния антропогенной деятельности на формирование качества вод бассейна реки Терек (в Чеченской Республике). Молодой ученый. 2014. № 20. С. 79–81.
- Гакаев Р. А., Гацаева Л. С. Гидрогеологические условия формирования термальных вод в Чеченской Республике. Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2013. № 6. С. 26–28.
- Гакаев Р. А. Восстановление продуктивности земель подверженных негативному воздействию нефтекомплекса Чеченской Республики посадкой многолетних насаждений. В сборнике: Международная научная конференция, посвященная 500-летию армянского книгопечатания и 65-летию основания СНО ЕГУ Материалы Международной научной конференции, посвященной 500-летию армянского книгопечатания и 65-летию основания СНО ЕГУ. 2013. С. 89–92.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж., Мусаева Э. С. Сельскохозяйственная нагрузка на ландшафты Шатойской межгорной котловины. В сборнике: Экология и безопасность жизнедеятельности сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Селезнева В. А., Лушкина И. А. 2015. С. 21–25.
- Зухайраева К. Я., Чатаева М. Ж., Гакаев Р. А. Антропогенная нагрузка на ландшафты Итум-Калинской межгорной котловины. В сборнике: Материалы II Кавказского экологического форума Сборник материалов. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»; Ответственный редактор Х. Л.-А. Сайдаев. 2015. С. 87–90.
- Рашидов М. У., Гакаев Р. А. Проблемы оздоровления окружающей среды Чеченской Республики. В сборнике: Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского Сборник материалов 2-й Международной заочной научно-практической конференции. 2007. С. 109–111.
- Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. Т. 2. № 3 (9). С. 146–149.
- Убаева Р. Ш., Гакаев Р. А., Ирисханов И. В. Основы системной экологии. Назрань, 2015.
- Чатаева М. Ж., Батукаев Н. С., Гайрабеков Х. Т. Химические вещества и гигиеническое состояние вод речной сети Чеченской Республики. В сборнике: Социально-экономические проблемы и перспективы развития территорий сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 73–78.
- Экологическая токсикология. Локтионова Е. Г., Бармин А. Н., Пучков М. Ю., Иолин М. М., Байраков И. А., Автаева Т. А., Мантаев Х. З., Гакаев Р. А. Назрань, 2007.
- Gakaev R. A. To the question of predisposition landslides in mountain landscapes of the Chechen Republic. В сборнике: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года. Сборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamondtradingtour». 2013. С. 35–38.