Авторы: Дикий Евгений Александрович, Андреев Сергей Юрьевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 09.09.2016

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Дикий Е. А., Андреев С. Ю. Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 243-246.



Состояние качества окружающей среды напрямую влияет на условия жизнедеятельности населения, эффективность экономики, а также на потенциальную возможность воспроизводства общественного продукта в средней и долгосрочной перспективе [5, 2]. В этой связи возникает объективная необходимость исследования эколого-экономических аспектов взаимосвязей природы и общества, форм и инструментов государственного регулирования вопросов природохозяйственной деятельности, что обуславливает актуальность темы нашего исследования и характер наших предложений.

На наш взгляд, совершенствование региональной политики эффективного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края требует анализа факторов системы управления экономическими системами с учетом местных экологических ограничений. В этой связи нами был проведен стратегический анализ управления эколого-экономического развития региона, который включил в себя два основных этапа: анализ внешней окружающей среды и анализ внутренних возможностей.

В качестве внешней окружающей среды мы понимали совокупность факторов, воздействующих на процессы экологизации управления региональной экономикой. О внутренней среде мы судили, как о совокупности внутренних характеристик Краснодарского края [1], которые находятся под контролем региональных органов власти, а использование их также возможно для проведения экологического управления развитием отдельных муниципальных образований нашего края [3].

Учитывая мнение ряда экспертов, а также данные администрации Краснодарского края, мы изучили общие тенденции в управлении экологической деятельностью на большинстве предприятий региона, выявили ряд проблем и недостатков, затрудняющих их эффективную экологоориентированную деятельность в крае. Среди данных проблем мы выделили следующие:

– экологическая деятельность предприятий ориентирована в основном только на обеспечение текущих природоохранных показателей деятельности для отчета пред контролирующими органами;

– в практике хозяйственного управления задействованы только отдельные экологические элементы, относящиеся к природной среде: загрязнению водного, воздушного бассейна, использованию сырьевых ресурсов;

– отсутствие экологической составляющей в определении миссии предприятий Краснодарского края, отсутствие ориентира на развитие с учетом эколого-экономических потребностей муниципалитета;

– низкая эффективность организационно-функциональных структур управления экологической деятельностью предприятий муниципалитета;

– управленческая система предприятия слабо ориентирована на эколого-экономические условия хозяйствования;

– недостаточный уровень профессиональной эколого-экономической компетентности управленческих кадров;

– отсутствие научно-методического обеспечения в обучении эколого-ориентированной деятельности субъектов Краснодарского края;

– отсутствие механизма распространения эколого-ориентированных методов управления предприятием на другие функциональные подразделения, т. е. отсутствие привлечения всего производственного коллектива к проблемам и состоянию деятельности предприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Среди способов разрешения противоречий взаимодействия природы и местного сообщества [4], помимо муниципального стимулирования природно-охранной деятельности экономических субъектов, увеличения финансирования продвижения ресурсо- и энергосберегающих технологий, использования возобновляемых источников энергии, большого внимания заслуживает также формирование структур общественного производства с большой долей экологоориентированных высокотехнологичных производств, а также использование инновационных технологий [6, 8].

На наш взгляд, в Краснодарском крае имеются значительные резервы для стимулирования ресурсосбережения, снижения природоемкости продукции в энергетике, агропромышленном и жилищно-коммунальном секторах региональной экономики. Считаем, что комбинирование в деятельности экономических субъектов, направленное на организацию последовательной переработки сырья и отходов в местах производства позволит повысить экологоориентированность регионального производства, уменьшить антропогенную нагрузку реального сектора экономики. С другой стороны возможно снижение конкурентоспособности ряда отечественных предприятий, что также может учитываться и компенсироваться региональными органами власти в форме предоставления ряда льгот и субсидий [7].

Предпосылкой для формирования на предприятиях Краснодарского края ресурсосберегающих технологий можно считать приобретение ими дополнительных экологических качеств. Нам представляется, что процесс специализации отдельных предприятий, произошедший в результате разделения труда и преодоления пространственных диспропорций в использовании природно-ресурсного потенциала, является объективной предпосылкой процесса образования ряда комплексов — локальных эколого-экономических систем. В данном процессе реализуется важнейший принцип размещения муниципального производства товаров и услуг — комплексное и рациональное использование ресурсов, что также будет способствовать снижению природоемкости отдельных видов производств в регионе.

Опираясь на современные негативные процессы, связанные с антропогенной нагрузкой в Краснодарском крае мы считаем целесообразным совершенствование деятельности региональных органов власти по ряду направлений.

Во-первых, мы предлагаем органам власти реализовать ряд мероприятий в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно предлагаем:

– утвердить схемы автостоянок и площадок парковки автомашин во всех крупных городах с размещением в сети Интернет;

– организовать специализированные стоянки большегрузных автомашин и перехватывающих автостоянок автотранспорта вне зон жилых домов, кварталов отдыха, рекреационных зон;

– внедрять средства сокращения выбросов токсичных веществ с отработавшими газами автомашин (нейтрализаторы);

– строить многоярусные гаражи и автостоянки;

– расширять сети газовых АЗС и специализированных предприятий по переоборудованию автомашин на газовое топливо;

– организовать контроль токсичности и дымности отработавших газов автомашин в соответствии с требованиями ГОСТ, с периодичностью не реже 1 раза в три месяца, с выдачей автоперевозчикам талонов токсичности и дымности, развитие служб контроля качества отработавших газов автомашин в АТХ и на предприятиях городов;

– на базе ГАИ — организовать рейды на территории городов и в автопредприятиях края по контролю токсичности и дымности отработавших газов автомашин;

– ужесточить требования к техническому состоянию автотранспорта с учетом замеров токсичности и дымности отработавших газов автомашин при прохождении периодического техосмотра в специализированных организациях городов края;

– организовать в городах специализированные лаборатории по контролю качества автомобильного топлива, в том числе на содержание тетраэтилсвинца.

Для повышения эффективности регулирования стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах Краснодарского края мы предлагаем:

– провести инвентаризацию котельных (наличие, принадлежность, вид топлива, техническое состояние), по результатам которой принять решения о закрытии морально устаревших и технически изношенных котельных. Организовать перевод на более экологически чистый вид топлива (природный газ) мазутных котельных в крупных населенных пунктах нашего региона;

– с целью минимизации выбросов углекислого газа в атмосферу и сокращения загрязнения воздуха, периодически обновлять транспортную и энергетическую системы крупных городов Краснодарского края;

– разработать долгосрочную программу по энергосбережению и использованию альтернативных источников энергии в регионе;

– расширить сети постов наблюдения (мониторинга качества атмосферного воздуха) на курортной территории края;

– реализовать мероприятия по оснащению промышленных предприятий городов системами пылегазоулавливания (ПГОУ).

Во-вторых, для повышения качества муниципального управления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края мы предлагаем:

– провести целевое обследование территории края, объектов транспортной инфраструктуры с целью установления их технического состояния и реализации проектных мероприятий по охране окружающей среды, фактов захламления отходами потребления зеленых зон крупных городов, прилегающих к городской черте, лесопарковых территорий и полос отвода федеральных автомобильных и железно-дорожных дорог мусором, бытовыми и промышленными отходами;

– разработать и реализовать мероприятия по внедрению в городах Краснодарского края практики раздельного сбора, сортировки, вывоза отходов от населения в местах сбора ТБО (программа «0 отходов»);

– законодательно предусмотреть меры, стимулирующие к раздельному сбору отходов, в том числе биологических и медицинских отходов;

– решить вопросы по повышению эффективности мусоросортировочных комплексов Краснодарского края; реализация комплекса мер, направленных на переработку и повторное использование отходов;

– организовать пункты сбора вторсырья по всей территории края;

– реализовать мероприятия по утилизации крупногабаритных и строительных отходов, образующихся на территории крупных населенных пунктов;

– разработать мероприятия по предотвращению рисков возможного загрязнения окружающей природной среды при осуществлении транспортировки отходов по территории Краснодарского края;

– реализовать в крае комплекс по утилизации биологических отходов.

В заключение отметим, что, на наш взгляд, изложенные нами предложения по совершенствованию природоохранной деятельности в Краснодарском крае являются актуальными на сегодняшний день и требуют первоочередного внедрения на территории исследуемого региона.

Литература:

  1. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С. Ю., Тауш Л. Э. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 55. — С. 207–213.
  2. Мубаракшина Ф. Д. Современные проблемы и технологии переработки мусора в России и за рубежом / Ф. Д. Мубаракшина // Известия КГЛСУ. — 2011. — № 4. — С. 91–99
  3. К вопросу о повышении эффективности государственного управления национальной экономикой / Андреев С. Ю. // материалы Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки», 2015. — С. 87–90
  4. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. — Изд. 16-е., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 602 с.

5. Алёхин Э. В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие. — Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2011. — 160 с.

  1. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современной экономики / Хушт Р. И., Кох М. Н. // Экономика и социум. — 2015. — № 5. -2 (18). — С. 258–262.
  2. Конкуренция и ее экономическая роль в России / Несходимова А. С., Блоховцова Г. Г. // Экономика и социум. — 2015. — № 6–4 (19). — С. 430–434
  3. Роль инновационной деятельности в развитии отечественного бизнеса / М. Б. Темиров, С. Ю. Андреев // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 197–199.
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарского края, территории Краснодарского края, развитием Краснодарского края, территории края, окружающей среды, газов автомашин, предприятий Краснодарского края, субъектов Краснодарского края, городов Краснодарского края, характеристик Краснодарского края, администрации Краснодарского края, предприятиях Краснодарского края, эколого-экономическим развитием Краснодарского, пунктах Краснодарского края, Краснодарского края практики, комплексов Краснодарского края, Краснодарском крае, курортной территории края, организациях городов края, обследование территории края.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос