Глобальной стратегической целью современного общества была и остается безопасность страны, существующего общественного строя и системы сложившихся общественных отношений, обеспечение всесторонней социальной защищенности граждан. Безопасность отражает фундаментальную потребность общества, формируется и корректируется высшим органом исполнительной власти — Президентом Российской Федерации и подчиненным ему органом — Советом Безопасности. На ее реализацию нацелены системы социального управления. Безопасность личности, общества, государства, безопасность в экономической, политической, социальной и духовной сферах от правонарушений и преступных проявлений тесно связана с деятельностью социальных институтов и структур общества, органов и организаций системы социального управления, в которой не последняя роль отводится управлению в правоохранительной сфере.
Культура современного российского общества провозглашает демократические ценности, расширение и развитие которых во многом зависит от диктатуры закона, соблюдения всеми прав и законных интересов каждого. Характерной особенностью современной теории демократии является расстановка акцентов на развитии личности, реализации прав и свобод человека как системообразующей основы гражданского общества и правового государства. Современное правовое государство признает в силу своих базовых принципов публичные права личной свободы, установление прав личности в ее отношениях с государством. Решающую роль здесь играют субъекты правоприменительной деятельности, в качестве которых выступает государство и создаваемые им правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства от правонарушений и преступных посягательств. Вместе с тем абсолютизация личности в качестве основного субъекта в системе социальной безопасности в ущерб обществу и государству может привести к утрате системных связей, принижению роли других объектов безопасности. В частности — государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического потенциала и т. п. Но в любом случае успех правоохранительной деятельности зависит от эффективного разрешения возникающих в обществе конфликтов между государством и преступностью. В любом случае эффективность борьбы с этим социальным злом во многом зависит от правильно избранной правоохранительной стратегии, способной обеспечить достижение целей социальной безопасности личности, общества, государства в материальной и духовной сферах от правонарушений и преступлений.
В любой стране, где государство и его правоохранительные структуры работают неэффективно, угрозы социальной безопасности постоянно присутствуют, долго вызревая и проявляя себя в различных формах — политических, экономических и социальных кризисах, терроризме и экстремизме, организованной преступности и иных негативных процессах. Деградация государственных защитных систем может привести к критическому уровню безопасности общества и к его катастрофе. Сегодняшний уровень социальной безопасности личности, семьи, социальных групп и слоев российского общества требует переосмысления проблем социальной стратегии развития России с учетом ее потенциала, традиций, исконных ценностей народа, исторической природы многонационального государства. На первое место выдвигается проблема социального управления и одной из его составляющих — управления государственной службой в правоохранительной сфере. Ее решение в современных условиях требует совершенно новых подходов.
В связи с этим, на наш взгляд, важное теоретическое и методологические значение для совершенствования управления государственной службой в правоохранительной сфере в системе обеспечения национальной безопасности имеет комплексное представление о происходящих в ней управленческих процессах. Тем более, что эти процессы постоянно реформируются. Указом президента от 05 апреля 2016 года упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба [2]. Их функции и полномочия переданы МВД. Эти процессы также являются разновидностью государственного управления, совершенствование которого выступает в качестве организационной поддержки реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1].
Понимание и осознание того, что собой представляет система управления государственной службой в правоохранительной сфере, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие процессы, как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие, во многом определяет как раз и то, что ассоциируется с правоохранительными органами как элементом системы обеспечения национальной безопасности.
Проблема эффективности управления государственной службой в правоохранительной сфере носит междисциплинарный характер, что обуславливает необходимость ее изучения в экономических, юридических, социологических, психологических и других дисциплинах. Исследованию управления государственной службой в правоохранительной сфере посвящены труды А. М. Артемьева, И. Ф. Амельчакова, О. В. Бежанова, Л. K. Бурко, Т.С., Валиулина, А. З. Гливинского, В. Г. Дорогина, А. А. Жишко, Р. А. Кардашова, М. П. Киреева, М. В. Костенникова, В. А. Круглова, Ф. В. Лидер, Н. Д. Литвинова, А. Н. Максимова, Н. В. Моргунова, Р. С. Мулукаева, Б. Я. Нагиленко, М. В. Назаркина, Л. Я. Околовича, А.В., Ольшевского, В. А. Пичугина, А. П. Снегирева, С. М. Титова, А. В. Тубольцевой и других ученых. При этом, несмотря на многочисленные достоинства этих исследований, большинство из них имеет чисто прикладной характер, а также посвящены, как правило, отдельным аспектам управления государственной службой в правоохранительной сфере. Специальных комплексных монографических исследований посвященных теоретическим, правовым и организационным проблемам управления государственной службой в правоохранительной сфере, не проводилось. Более того, научный интерес к проблемам деятельности правоохранительных органов, оправдан постоянным их реформированием на современном этапе. В связи с чем, за рамками научного анализа остаются перспективные направления повышения эффективности управления государственной службой в правоохранительной сфере. Таким образом, современное знание об особенностях функционирования системы управления государственной службой в правоохранительной сфере, остается проблематичным. Поэтому и возникает необходимость переосмысления достигнутых ранее многими исследователями научных результатов. Все это требует проведения исследований более высокого научного уровня и широкого теоретического диапазона вопросов определения основных направлений повышения эффективности управления государственной службой в правоохранительной сфере.
Литература:
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.
- О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: указ Президента РФ от 05 апреля 2016 г. № 156 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 15. — Ст. 2071.