В статье представлены описание технологии «тонкий клиент», её преимущества и недостатки в сравнении с обычными рабочими местами на основе персонального компьютера. Представлена характеристика экономической эффективности технологии на промышленных предприятиях
Ключевые слова: технология «тонкий клиент», терминальная архитектура, IT-технологии
Современные IT-технологии и большой объем информации стали неотъемлемой частью функционирования большинства предприятий. Во многих промышленных предприятиях выделяют отдельные IT-службы, и формируют отдельную статью затрат на IT-инфраструктуру в бюджете компании. В настоящее время, компьютер является обязательным элементом для большинства рабочих мест предприятий, на предприятиях с большой численностью персонала обслуживание компьютерной техники влечет за собой большие финансовые и трудовые затраты. Ситуацию усугубляет регулярное обновление программного обеспечения, которое адаптируется под новые, более мощные аппаратные ресурсы, что вынуждает предприятия регулярно обновлять парк компьютерной техники.
Тонкий клиент — это аппаратное устройство-клиент в сетях клиент-серверной или терминальной архитектурой, не имеющее собственных вычислительных мощностей, которое подключено к общему для всех пользователей терминальному серверу и используется для отображения информации.
Рис. 1. Внешний вид тонкого клиента
Технология «тонкий клиент» базируется на трех основных составляющих:
полное выполнение прикладных задач на терминальном сервере;
многопользовательская операционная система;
распределенное отображение пользовательского интерфейса.
В настоящее время сложилось два основных вида построения вычислительных систем по типу архитектуры: централизованный и распределенный. Основным различием архитектур является то, что на распределенной архитектуре большая часть вычислений происходит на устройстве-клиенте и сервер используется только для хранения информации, а на централизованной архитектуре все вычисления производятся на централизованном сервере. Технология «тонкий клиент» подразумевает централизованную архитектуру с подключенными тонкими клиентами. На центральной площадке, как правило, располагается сервер приложений, который может быть связан с сервером баз данных, также на площадке может находиться резервный терминальный сервер для повышения отказоустойчивости и надежности системы. Тонкие клиенты могут быть, не только стационарными и подключаться через LAN, но и мобильными и подключаться через WAN.
Рис. 2. Схема терминальной сети предприятия
Преимущества технологии «тонкий клиент»:
снижение начальных затрат на приобретение оборудования, вследствие минимальных требований к конфигурации;
снижение энергопотребления в несколько раз;
унификация (одинаковый набор ПО для всех пользователей);
простота администрирования (нет необходимости настраивать каждый компьютер по отдельности);
масштабируемость;
безопасность и отказоустойчивость (настройка терминала осуществляется только отделом информационной поддержки, и вся пользовательская информация хранится на сервере на RAID-массиве и регулярно резервируется);
защита от утечек информации;
высокое быстродействие, по сравнению с отдельными рабочими станциями;
простота наращивания вычислительной мощности (сервер легче модернизировать, чем весь парк компьютеров);
возможность получить доступ к своему рабочему столу с любого терминала, нет привязки к определенному рабочему месту;
отсутствие проблем при отключении питания;
ускорение работы корпоративных систем, таких как 1C и т. д.;
повышенная эргономика.
Как мы видим, технология «тонкий клиент» имеет много преимуществ по сравнению с отдельными рабочими станциями, что привлекает внимание многих руководителей предприятий и IT-служб.
Недостатки технологии «тонкий клиент» в основном связаны с высокими требованиями к серверу и высокой стоимостью серверного оборудования:
терминалы не предназначены для выполнения тяжелых задач, таких 3D-моделирование, и других задач, которые используют большой сетевой трафик;
высокая стоимость терминального сервера;
высокие требования к надежности;
высокие требования к пропускной способности сетевого канала.
Для оценки финансовой эффективности внедрения технологии «тонкий клиент» можно использовать формулу стоимости владения компьютерной системой, которая включает в себя четыре составляющие: капитальные затраты на приобретение и содержание компьютерной техники и сопутствующего ПО, стоимость технического обслуживания, административные расходы, потери рабочего времени. Целесообразность внедрения технологии на крупных промышленных предприятиях обусловлена: во-первых, большой численностью персонала; во-вторых, во многих производственных цехах агрессивные внешние условия, что снижает срок службы обычных компьютеров из-за наличия в них движущихся частей; в-третьих, низкая нагрузка на IT-службу в случае использования терминальной технологии. В таблице 1 проведен сравнительный расчет стоимости покупки, установки и обслуживания 500 рабочих мест на базе персональных компьютеров и тонких клиентов за 1 год эксплуатации.
Таблица 1
Сравнительная таблица стоимости содержания рабочих мест на базе ПК итонких клиентов
Статья затрат |
Затраты для 500 рабочих мест на базе ПК, у.е |
Затраты для 500 рабочих мест на базе тонких клиентов, у.е |
Персональный компьютер |
2250000 |
- |
Монитор |
1000000 |
1000000 |
Тонкий клиент |
- |
1000000 |
Терминальный сервер |
160000 |
|
Лицензии Windows Server |
200000 |
|
Лицензии Windows 7 |
300000 |
- |
Электроэнергия |
154050 |
12340 |
Ввод в эксплуатацию |
140000 |
61000 |
Стоимость обслуживания |
25000 |
7500 |
Итого |
3869050 |
2440840 |
Эффективность внедрения технологии напрямую зависит от количества рабочих мест, прямая экономия на оборудовании и лицензиях ПО, от 20 % — для 100 рабочих мест, до 30–40 % — для 500 рабочих мест, но основная экономия заключается в снижении затрат на обслуживание. В таблице 2 приведена зависимость процентов снижения затрат от количества рабочих мест и сроков эксплуатации. Разница между первым и третьим годом эксплуатации говорит о том, что высокую долю в затратах занимают эксплуатационные расходы.
Таблица 2
Зависимость эффективности внедрения технологии «тонкий клиент» от количества рабочих мест за 1 и 3 года эксплуатации
|
Срок эксплуатации |
Количество рабочих мест |
||||
100 |
200 |
500 |
800 |
1000 |
||
Снижение затрат, % |
1 год |
30 |
34 |
37 |
36 |
36 |
3 года |
35 |
38 |
40 |
41 |
41 |
|
Таким образом, постоянное обновление программного обеспечения производителями, ужесточение лицензионной политики в отношении использования ПО, стремление предприятий к повышению эффективности инвестиций в IT-инфраструктуру, будет повышать популярность технологии «тонкий клиент».
Литература:
- А. Омельяненко. Технология «тонкий клиент» как инструмент повышения эффективности инвестиций в ИТ-инфраструктуру./ Финансовая газета № 37, 2005 г.
- О. Спиряев. Особенности тонких клиентов./ Москва: Bytemag, Платформы и технологии № 10(74), 2004 г.
- Тонкие решения для крупных корпораций./Citrix, IT-технологии № 15(48), 2013 г.
- Достоинства и недостатки терминальных решений [Электронный ресурс]. URL: http://www.axsystem.ru/