Библиографическое описание:

Инякина И. В. Педагогическая сущность лидерского потенциала старшеклассника // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 368-369.

Исходными при определении педагогической сущности понятия «лидерский потенциал старшеклассника» были основные положения теории общих черт лидерства (), представляющую собой систематизацию наиболее значимых для реализации лидерского потенциала качеств; поведенческие теории лидерства (Р. Блейк, Р. Лайкер, Дж. Моутон, Р. Танненбаум, Дж. Форд, У. Шмидт), уточняющие манеру поведения лидера, его умения действовать как лидер; атрибутивные теории лидерства (Д. Джиойя, Х Симз, П. Сьюдфельд, П. Тетлок, Ф. Фидлер и др.), в которой доминирующая роль в моделировании лидерского поведения отводится группе. Согласно данной теории межсубъективные взаимодействия рассматриваются в качестве основного фактора влияния на процесс принятия управленческого решения. Мотивационной теории лидерства (Герцерберг, А. Маслоу, Р. Хаус), уточняющей механизм лидерства (стимул – реакция).

В контексте ценностных моделей лидерства (С. и Т. Кучмарские, Г. Фейрхольм, К. Ходжкинсон) взаимодействие осуществляется на основе совпадения индивидуальной (лидер) и общественной (группа) ценностных систем при осознании общих целей инициирующего и принимающих. Лидер, принимающий сложившееся ценностное устройство общества корректирует его путем внедрения ценностно-нормативного ядра.

Личность, занимающая позицию лидера, выступает как носитель определённых социальных срезов жизни общества. В лидере находят своё концентрированное выражение потребности, ценности и интересы определённых социальных групп, которые реализуются через сформированные у него основные личностные черты. Набор этих личностных качеств имеет конкретно-исторический характер. Лидер - субъект социального управления, имеющий соответствующий габитус, оказывающий посредством авторитета личности социально-эмоциональное влияние на последователей и воспринимающий их в качестве равноправных участников отношений. Лидерство как социально-психологическое явление отражает лишь одну из сторон общения руководителя. Оно свидетельствует о наличии определённых психолого-педагогических качеств.

В соответствии с теорией разделённого лидерства, лидеры в организации берут на себя часть ответственности в какой-либо области. Они отличаются наличием стратегических и ситуационных ресурсов: обладающие первым могут ставить цель и достигать её, обладающие вторым  нет.

Существенное значение для нашего исследования имеют рассмотрение лидерства и степени его эффективности  как группового явления (Г.М. Андреева, Я.Л.Коломинский, А.В.Петровский, Л.И.Уманский) как официального и неофициального, номинального и фактического (реального), устойчивого и ситуативного, общего и функционального (И.П.Волков, Е.М.Зайцева, Ю.Н.Емельянов, Е.С.Кузьмин, Р.Л.Кричевский, Т.Н.Мальковская, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, Л.И.Уманский, В.В.Шпалинский и др.).

Идея о необходимости специальной работы по выявлению и педагогической поддержке будущих лидеров, базируется на идее о возможности существования лидерской одаренности (Д.Сиск – США; Р.Пажес, Ж.Брюно – Франция; Ю.Д.Бабаева, В.Ю.Большаков, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, В.М.Шепель, В.С.Юркевич – Россия и др.).

В структуре личности старшеклассника потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных его внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих многообразие возможных векторов личностного развития (М.Т.Шафиков); лидерских способностей (А.Н.Лутошкин, Л.И.Уманский, Э.Санталайнен – И.Камин); возможностей (И.В.Дубровина).

Лидерский потенциал старшеклассника мы рассматриваем как интегративное свойство личности проявляющейся в ресурсе  (стратегическом – умение определить цель деятельности, умения разработать, организовать, провести и проанализировать мероприятия различной направленности, их эффективность согласно поставленной цели; работать в команде, с  источниками информации; осваивать способы передачи лидерского опыта и реализации полученного опыта; ситуационном – знания форм деятельности и способов их организации; стремление к творчеству, к успеху; готовность к риску; креативность, гибкость в поведении;); возможностях (компетентность, трудолюбие, любознательность, неприятие насилия, активность, уверенность в себе); способностях (быть доброжелательным к людям, адекватным в отношении к самому себе; влиять на других; доверять другим; организовывать и вести команду за собой) определяет характер и результаты деятельности, поведения, побуждает к приобретению опыта лидерского поведения, активизирует лидерское и творческое развитие.

Уровневые показатели развития лидерского потенциала старшеклассника замерялись в соответствии с когнитивным, индивидуально-личностным, харизматическим, социально-психологическим и креативно-лидерским компонентами (табл. 1).

Таблица 1.

 

Уровни

творческий

продуктивный

репродуктивный

1

2

3

 

Когнитивный: знания о сущности понятий «лидер», «продуктивная деятельность», формах образовательной и культурно-досуговой деятельности, типах и видах индивидуального и внутригруппового взаимодействия, прикладные знания.

 

Глубокие, осознанные, системные знания

Глубокие и прочные знания, свободное оперирование ими в большинстве ситуаций

Недостаточно глубокие и прочные знания, свободное оперирование ими в стандартных ситуациях

 

Индивидуально-личностный: активность и доминирование, уверенность и самоуверенность в себе, рефлексивность, стремление к успеху, готовность к риску.

 

Владеет умениями, они приобретают характер осознанного, самопроизвольного, обоснованного действия

Владеет большинством умений, обоснованность характерна для большинства ситуаций

Владеет умениями в недостаточной степени, действия могут быть некорректными

 

Харизматический: авторитетность, способность влиять на других, доверие других, способность организовать и вести команду за собой.

 

Все способности проявляются всегда, во всем

Большая часть способностей проявляется всегда, но не всегда полно

Эпизодическое проявление способностей

Социально-психологический: коммуникативная компетентность, действенная эмпатия, умение работать в команде, эмоциональная сдержанность, межличностная чувствительность, терпимость.

 

Владеет, они приобретают характер привычного,осознанного, самопроизвольного действия

Владеет в недостаточной степени (недостаточно самостоятельные и частично осознанные)

Отчасти владеет, допускает серьезные недочеты, вытекающие из неглубоко осознанного действия

 

Креативно-лидерский: стремление к творчеству, доброжелательное отношение, любознательность, неприятие насилия, соответствие нормам культуры, креативность, гибкость в поведении.

 

Активная деятельностная позиция, ответственное отношение к делу, отзывчивость, интерес, вежливость, тактичность

Относительно активная деятельностная позиция, отзывчивый иногда, интерес, вежливость, тактичность, проявляются эпизодически

Безынициативное участие в деятельности, пассивное отношение к делу, отзывчивость, интерес, вежливость, тактичность носят поверхностный характер

 

Обоснование критериев развития лидерского потенциала старшеклассника осуществлено на основе критериального подхода в соответствии с которым необходимо фиксировать деятельное состояние субъекта, нести информацию о состоянии деятельности, о мотивах и отношении к выполняемой деятельности.

 

Основные термины (генерируются автоматически): лидерского потенциала, лидерского потенциала старшеклассника, развития лидерского потенциала, теории лидерства, лидерского поведения, лидерского потенциала качеств, сущность лидерского потенциала, моделировании лидерского поведения, опыта лидерского поведения, критериев развития лидерского, модель развития лидерского, передачи лидерского опыта, показатели развития лидерского, поведенческие теории лидерства, атрибутивные теории лидерства, Мотивационной теории лидерства, ценностных моделей лидерства, общих черт лидерства, теорией разделённого лидерства, определённых социальных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос