Библиографическое описание:

Нурисламова Д. Р. Разработка методики оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований (на примере Хабаровского края) // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 94-97.



В статье произведен сравнительный анализ методик оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований, который позволил выявить их достоинства и недостатки. Предложена авторская методика оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований, апробация которой в Хабаровском крае позволила произвести типологию муниципальных образований в зависимости от уровня их экономического и социального развития.

Ключевые слова: уровень социально-экономического развития, муниципальное образование, методика оценки, типология муниципальных образований.

Базовой составляющей развития любого муниципального образования является развитие его экономической и социальной сфер. В современных условиях с целью формирования и мониторинга эффективной социально-экономической политики развития муниципального образования необходимо оценить уровень его экономического и социального развития. Поэтому целью нашей научной работы является разработка методики для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований и апробация её на примере муниципальных образований Хабаровского края.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и произвести сравнительный анализ методик, используемых для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
  2. Разработать методику оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований, позволяющую в отличие от известных методик, выделить группы муниципальных образований в зависимости от уровня социального и экономического развития.
  3. Апробировать предложенную методику и произвести типологию муниципальных образований Хабаровского края в зависимости от сложившегося уровня социального и экономического развития.

На современном этапе существует множество методик для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований, но общепринятая методика отсутствует.

Для сравнения мы выбрали два наиболее часто используемых метода:

1) методика оценки дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований [2];

2) метод комплексной оценки развития муниципального образования [3].

Изучив данные методы, можно выделить достоинства и недостатки каждого из них. (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика методов оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований

Метод

Достоинства

Недостатки

Методика оценки дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований

Показатели распределены по блокам:

 первый блок позволяет анализировать различия в потенциалах МО,

 второй блок – социальную нагрузку на бюджеты в МО,

 третий блок позволяет оценить социально-экономическое развитие

1) отсутствие статистической информации о некоторых показателях;

2) отображает общее социально-экономическое развитие муниципальных образований

Метод комплексной оценки развития муниципального образования

Системный подход к оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образований.

1) сложный принцип расчёта;

2) отсутствие возможности точно определить степень влияния каждого показателя на совокупный интегральный показатель;

3) отсутствие статистической информации о некоторых показателях;

4) отображает общий уровень социально-экономического развития

Анализ методик показал, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Главным недостатком является то, что они показывают средний уровень социально-экономического развития и не позволяют выявить реальной ситуации в социальной и экономической сферах муниципального образования. Например, муниципальное образование может высокий уровень экономического развития, но при этом в нем не решены социальные проблемы. Однако, при расчетах, будет отражаться усредненный уровень социально-экономического развития МО.

Для устранения выявленных недостатков, нами предпринята попытка разработки авторской методики для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований.

Предлагаемая методика включает в себя следующие этапы:

1 этап – отбор показателей, отдельно характеризующих уровни социального и экономического развития (экспертным путем).

2 этап – ранжирование муниципальных образований по каждому показателю. Показателю с лучшим результатом присваивается первый ранг. Если какой-либо показатель имеет одно, и тоже значение по нескольким муниципальным образованиям, то им присваивается одинаковый ранг.

3этап–формирование рейтингов муниципальных образований по уровням социального и экономического развития на основе суммы рангов. Итоговая рейтинговая оценка каждого муниципального образования рассчитывается как сумма рангов всех показателей. Минимальная сумма рангов соответствует лучшему показателю уровня социального или экономического развития территории.

4 этап – группировка муниципальных образований в зависимости от уровня социального развития и уровня экономического развития.

Для этого мы выделяем три группы:

1) низкий уровень развития;

2) средний уровень развития;

3) высокий уровень развития.

Длины интервала в каждой группе рассчитывается по формуле 1.

Длина интервала = (1)

Предложенная методика имеет следующие достоинства:

 доступность статистической информации;

 невысокая степень сложности проведения расчетов;

 органы муниципального управления могут осуществлять мониторинг как экономического, так и социального уровня, выявлять нерешенные проблемы в социальном или/и экономическом развитии муниципального образования обоснованно принимать управленческие решения по улучшению социального или экономического положения конкретного муниципального образования и соответственно ситуации в регионе в целом.

На основе предложенной нами методики мы провели оценку уровня социально-экономического развития муниципальных образований Хабаровского края за 2014 год.

На первом этапе были отобраны наиболее важные показатели, характеризующие уровень социального и экономического развития муниципального образования. Данные показатели были отобраны экспертным путем и с учетом возможностей официальной статистики. Для обработки информации полученной от экспертов мы использовали метод непосредственной оценки [1].

Перечень отобранных показателей экономического развития:

1) оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах млн. руб.) на 1000 человек;

2) оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах, млн. руб.) на 1000 человек;

3) объем произведенной продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млн. руб. на 1000 человек;

4) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (без учета деятельности субъектов малого предпринимательства, млн. руб.) на 1000 человек;

5) объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, млн. руб. на 1000 человек;

6) объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» (в фактически действовавших ценах; млн. руб.) на 1000 человек;

7) среднемесячная номинальная заработная плата (рублей);

8) показатель обеспеченности бюджета МО (отношение доходов и расходов бюджета).

Перечень отобранных показателей социального развития:

1) коэффициент естественного прироста (убыли) населения на 1000 человек населения;

2) коэффициент миграционного прироста (убыли) населения на 1000 человек;

3) уровень безработицы к экономически активному населению (%);

4) объём жилищного строительства в расчёте на одного жителя (кв. м);

5) улучшение жилищных условий населения, в процентах от числа семей, состоявших в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

6) число зарегистрированных преступлений на 1000 человек;

7) доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет (%);

8) число врачей всех специальностей на 1000 человек.

После этого, на основе суммы рангов по экономическому и социальному уровням и длины интервала в каждой группе, мы составили общую группировку муниципальных образований Хабаровского края по уровню социального и экономического развития за 2014 год (табл. 2).

Таблица 2

Группировка муниципальных образований Хабаровского края по уровню социально-экономического развития за 2014 год

Социальный

Экономический

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

г. Хабаровск,

г. Комсомольск-на-Амуре,

Ванинский район

Аяно-Майский район

Николаевский район

Средний уровень

Хабаровский район

Комсомольский район,

Амурский район

Верхнебуреинский, Ульчский, Бикинский районы

Низкий уровень

Тугуро-Чумиканский, Солнечный районы

Охотский, Советско-Гаванский, Нанайский районы, район им. Лазо, Вяземский район, район им. П. Осипенко

Результаты исследования показали, что у 31,58% наблюдаемых территорий Хабаровского края был низкий уровень экономического развития и низкий уровень социального развития, а высокий экономический уровень развития и высокий социальный уровень развития был лишь у 15,79% территорий края.

Резюмируя отметим, что практическая значимость работы состоит в возможности прикладного использования полученных результатов для разработки стратегических направлений социально-экономического развития муниципальных образований.

Литература:

  1. Бешелев С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурович. – 2-е изд. – М.: Статистика.,1980. – C. 263.
  2. Богданова Л. П. Дифференциация муниципальных образований для целей внутриобластной социальной политики: поиск новых подходов /Л. П. Богданова // Вопросы статистики. – №1. 2005. – С. 67-71.
  3. Домашенко А. А. Метод комплексной оценки развития муниципального образовании. Юридические и социально-экономические проблемы перехода муниципального образования на местное самоуправление / А. А. Домашенко // Сб. науч. тр. // Вол ГУ, УРЮП. СИЛ. – Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальных образований, развития муниципальных образований, социально-экономического развития муниципальных, уровня социально-экономического развития, оценки уровня социально-экономического, муниципальных образований Хабаровского, муниципального образования, образований Хабаровского края, социального развития, уровень социально-экономического развития, развития муниципального, развития муниципального образования, типологию муниципальных образований, оценки развития муниципального, уровень экономического развития, уровня социального, комплексной оценки развития, типология муниципальных образований, примере муниципальных образований, ранжирование муниципальных образований.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос