Конструирование медиареальности в СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 03.08.2016

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Яковлева Э. В. Конструирование медиареальности в СМИ // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 396-399. — URL https://moluch.ru/archive/119/33104/ (дата обращения: 15.12.2018).



Принято полагать, что окружающая нас реальность представлена в различных формах, особый интерес сегодня вызывает искусственно созданная реальность. В эпоху развития информационных технологий появился термин «медиареальность», которым описанные процессы характеризуются.

Чтобы точнее определить, что представляет собой «медиареальность», необходимо дать определение реальности. Под реальностью необходимо понимать все существующее в действительности, все, что мы видим и может ощутить. Реальность человека существенным образом трансформировалась посредством печатных книг, журналов, газет, а затем, с появлением телевидения и Интернет-пространства. Человек начинает наблюдать за миром более глобально, не своими глазами, а через линзы СМИ. Человеку оставляют все меньше свободы для собственной интерпретации информации, СМИ проделывают всю работу за нас, перерабатывают информацию в готовый продукт, который остается только потребить в его конечном виде [7; c. 56].

СМИ формируют псевдореальность, ту, что искажает событие, придает ей совершенно другие оттенки, формы и выкраивает в соответствии с образцами и моделями поведения, которым данное общество должно следовать. Таким образом, реальность прекращает свое существование, она заменяется некими «моделями симуляции». Реально ощущается только та реальность, которая отражена в знаке, и прошла сквозь какое-либо масс-медиа. Общество существует именно в этой реальности.

При этом, происходят интересные процессы, связанные с тем, что на месте реальности начинает формироваться другая своего рода тоже реальность, но наделенная псевдосмыслами, другими кодами, именуемая псевдореальностью. Данное пространство создается СМИ, медиа — источниками.

По мнению исследователя М. Маклюэна, «реальность — не просто то, что можно воспроизвести, а то, что всегда уже воспроизведено» [6; c. 89]. Из данного определения вытекает еще одно — гиперреальность.

«Гиперреализм есть высшая форма искусства и реальности в силу обмена, происходящего между ними на уровне симулякра, — обмена привилегиями и предрассудками, на которых зиждется каждое из них. Гиперреальность лишь постольку оставляет позади репрезентацию, поскольку она всецело заключается в симуляции» [3; c. 90].

Из данного постулата необходимо сделать вывод о том, что политика, социум, история и человеческий быт первоначально включали в себя симулятивный аспект гипперреальности. Таким образом, можно составить совершенно абсурдный вывод о том, что реальность сделалась только игрой в реальность.

В той реальности, которая сформировалась посредством СМИ и продолжает создаваться и раздуваться, «история, культура представляют понятия, которые выработаны не на основе противоречивого реального опыта, а производятся как артефакты на основе элементов кода и технической манипуляции медиума, все в этой реальности строится на процессе симуляции — модель конструируют, комбинируют различные черты или элементы реальности, и эта модель «разыгрывает» событие, ситуацию реальности» [5; c. 90]. Получается, СМИ уничтожают настоящую реальность и вместо нее перепродают людям неореальную модель.

В данной статье необходимо далее обозначить понятие реальности повседневной жизни, которая также трансформирована медиа. Данная реальность в жизни каждого человека занимает первичное место и именуется высшей реальностью. Именно повседневные проблемы, вопросы, заботы занимают сознание человека в большей степени. Власть и значение повседневной реальности нельзя ослабить [2; c. 80].

Лингвистический язык, который применяется в ежедневном взаимодействии, формирует определенные коды и смыслы, которые подчиняют себе реальность и унифицируют ее под требования общества.

Любое действие, принадлежащее повседневной реальности может быть определено и упорядочено словарями. Например, каждый из нас проживает в той территориальной точке, которая обозначена каким — либо словом, городом, селом и т. д., мы пользуемся каждый день теми предметами, которые также имеют собственные имена и названия. Язык наполняет действительность основными и значимыми объектами, отправными точками реальности.

При этом необходимо отметить, что повседневная реальность формируется вокруг времени и пространства, которые необходимо определять, как «здесь» и «сейчас». Также следует обозначить, что реальность не ограничивается здесь и сейчас, она существует и вне данных точек координат.

Повседневная реальность отличается тем, что она максимально доступна человеку, более того, человек ее способен видоизменить, преобразовать тот внешний мир, который находится вокруг него. «В мире труда сознание руководствуется прагматическим мотивом, иначе, внимание к этому миру определяется тем, что делает, делал или собирается делать человек в нем» [1; c. 76].

Также повседневная реальность выражается и через те области, которые в меньшей степени понятны и досягаемы. Например, речь идет о тех внутренних механизмах, которые прямым и косвенным образом относятся к результатам тех предметов, которыми человек пользуется каждый день. Если человек пользуется автомобилем, ему вовсе необязательно знать о том, каким образом он разрабатывался и какие процессы протекали на предприятии, где автомобиль собирали.

Также реальность можно обозначить как интерсубъективный мир, который необходимо каждому человеку делить с остальными людьми. Субъективность заключается в том, что каждый человек видит данный мир по — своему, более того, он и есть в некоторой степени сам мир. Человеческие «здесь и сейчас» чаще всего не пересекаются, поэтому мир невозможно характеризовать определенным образом, собрать в единую картину. Для данных целей и задач существуют СМИ, для формирования того мира, который будет един для каждого человека, упорядочен и понятен, через который имеется возможность управлять людьми [3; c. 38].

Получается, что социальная реальность способна создаваться исключительно лишь в повседневной среде, там, где человек активен. Такая реальность подлинна, поскольку индивидууму в ней комфортно.

Интересна позиция ученого Лумана, который «не предполагает реальности, которая существует сама по себе и которую правильно или неправильно отражают СМИ, поскольку мир нельзя описать таким, каков он есть «на самом деле», ведь любой наблюдатель, описывающий этот мир, не может находиться вне его. Он говорит о реальности масс-медиа в двояком смысле: первый — «реальная реальность» масс-медиа, которая «состоит в их собственных операциях», то есть непосредственно практика средств массовой информации, процессы коммуникации, а второй смысл реальности масс-медиа — «наблюдаемая реальность» — это то, что конструируется СМИ в качестве реальности. В таком понимании «деятельность масс-медиа рассматривается не просто как последовательность операций, но как последовательность наблюдений или, точнее, как последовательность наблюдающих операций»» [4; c. 36].

Теория Лумана дифференцирует понятия наблюдаемого и ненаблюдаемого. Он говорит о том, что СМИ необходимо представлять, как функциональную систему современного общества, которая решает задачу самонаблюдения социума. Получается, что, общество вертится вокруг повестки дня масс-медиа. Луман описывает мир не как объект описания СМИ, а как открытую систему.

Также следует обратить внимание на роль письменности, данное событие стало знаковым, оно позволило стереть границы пространства и времени. «Фонетический алфавит сократил все богатство чувств до одного, визуального кода. Это можно объяснить таким образом, что книга является гибким, подвижным средством коммуникации, ее легко транспортировать, тиражировать, хранить, обмениваться, такой источник информации ориентирован на пространство. А так как письменность — это предпосылка возникновения источников, формирующих медиареальность, то, следовательно, что это является и предпосылкой трансформации пространства, которое происходит в рамках медиареальности» [2; c. 54].

Таким образом, благодаря появлению электронных технологий, эпохи выстраиваются в ряд, и при этом, становятся на одну ступень, в одну плоскость, стирается время, пространство и коммуникации между людьми переходят на иной уровень. Люди, благодаря электронным технологиям, получили возможность коммуникации в режиме «здесь» и «сейчас», стираются те километры, которые лежат между данными людьми.

Личность, существующая в пространстве медиареальности, не отличает ее границ от реальности настоящей. Человек начинает существовать вне законов природы, понемногу смещается некий онтологически пласт. И эту трансформацию обеспечивает не кто иной, как СМИ.

Литература:

  1. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  2. Бурдье П. Общественного мнения не существует. / П. Бурдье // Социальное пространство: поля и практики. — М. 2015. — С. 272–285.
  3. Маклюэн Г. М. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: «КАНОН — пресс-Ц», «Кучково поле», 2013. – 464 с.
  4. Петренко Ю. А. Конструирование реальностей как механизм развития культуры [Текст] / Ю. А. Петренко. — Автореф. дис. канд. филос. наук. — Омск, 2014. — 100 с.
  5. Хорольский В. Медийность как категория науки о масс — медиа: терминологические разъяснения // Новое в массовой коммуникации. — 2013. — № 2. — С. 48–54.
  6. Этлинг Б., и др. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете // Исследования центра Бермана. — 2010. — № 11.
  7. Якимова, Е. В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы: научно-аналитический обзор [Текст] / Е. В. Якимова. — М.: ИНИОН, 1999. — 115 с.
Основные термины (генерируются автоматически): реальность, повседневная реальность, мир, СМИ, образ, пространство, том.


Похожие статьи

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

«Реальность, создаваемая средствами массовой информации, уже в силу объективных причин не может полностью совпадать с истинной

Для упрощения восприятия мира человек вынужден создавать упрощенную модель и по ней ориентироваться в пространстве.

Развитие медиапространства в современном обществе

Индивид, в этом случае, почти не имеет доступа к той объективной реальности, которую создают СМИ.

Таким образом, медиа-пространство в рамках субъективных отношений на микроуровне представляет собой некую презентацию социального пространства, которая...

Дополненная или виртуальная реальность в музейном...

Голографическое видео, дополненная и виртуальная реальность, и многие другие аспекты жизни цифрового мира, которым еще только предстоит полностью внедриться в повседневную жизнь каждого человека. Исследовательская компания Gartner ежегодно составляет доклад на...

Развитие интернет-технологий как средства производства...

Таким образом, не существует разделения между реальностью и символическим отображением.

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе. Особенности цензуры в интернет-СМИ.

Художественный музей и виртуальная художественная реальность

И эта моделированная электронная реальность обуславливает природу и свойства существующего в нем художественного произведения... В виртуальном пространстве все подчинено структуре, архитектонике виртуального мира.

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Виртуальную реальность порождают информационные технологии, окружающие человека.

В пространстве постмодерн присутствует лишь мозаика образов и текстов, событий, зачастую

Глобальная сеть способна заменить человеку его повседневный мир миром виртуальным.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра, средство сети.

Художественный образ и символ как основа...

Образ - это некоторая реальность, которая формируется в сознании человека во время просмотра кинофильма.

Семиотический знак – художественный символ – художественный образ – семиотическое пространство – мимесис - художественный континуум.

Время как одна из основных характеристик человеческого бытия...

И. Кант, проанализировав труды И. Ньютона, пришел к выводу, о том, что абсолютное пространство и время — это априорные условия возможности перехода от незнания к научному знанию, которые относятся к субъективной реальности, то есть они характеризуют не мир сам...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

«Реальность, создаваемая средствами массовой информации, уже в силу объективных причин не может полностью совпадать с истинной

Для упрощения восприятия мира человек вынужден создавать упрощенную модель и по ней ориентироваться в пространстве.

Развитие медиапространства в современном обществе

Индивид, в этом случае, почти не имеет доступа к той объективной реальности, которую создают СМИ.

Таким образом, медиа-пространство в рамках субъективных отношений на микроуровне представляет собой некую презентацию социального пространства, которая...

Дополненная или виртуальная реальность в музейном...

Голографическое видео, дополненная и виртуальная реальность, и многие другие аспекты жизни цифрового мира, которым еще только предстоит полностью внедриться в повседневную жизнь каждого человека. Исследовательская компания Gartner ежегодно составляет доклад на...

Развитие интернет-технологий как средства производства...

Таким образом, не существует разделения между реальностью и символическим отображением.

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе. Особенности цензуры в интернет-СМИ.

Художественный музей и виртуальная художественная реальность

И эта моделированная электронная реальность обуславливает природу и свойства существующего в нем художественного произведения... В виртуальном пространстве все подчинено структуре, архитектонике виртуального мира.

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Виртуальную реальность порождают информационные технологии, окружающие человека.

В пространстве постмодерн присутствует лишь мозаика образов и текстов, событий, зачастую

Глобальная сеть способна заменить человеку его повседневный мир миром виртуальным.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра, средство сети.

Художественный образ и символ как основа...

Образ - это некоторая реальность, которая формируется в сознании человека во время просмотра кинофильма.

Семиотический знак – художественный символ – художественный образ – семиотическое пространство – мимесис - художественный континуум.

Время как одна из основных характеристик человеческого бытия...

И. Кант, проанализировав труды И. Ньютона, пришел к выводу, о том, что абсолютное пространство и время — это априорные условия возможности перехода от незнания к научному знанию, которые относятся к субъективной реальности, то есть они характеризуют не мир сам...

Задать вопрос