«Враг хитёр и коварен…». О немецкой хитрости и русской смекалке в Великой Отечественной Войне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Репринцев, И. И. «Враг хитёр и коварен…». О немецкой хитрости и русской смекалке в Великой Отечественной Войне / И. И. Репринцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33098/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье анализируются примеры основных хитростей и коварства фашистов в Великой Отечественной войне, а также смекалки советского воина по их разгадыванию.

Ключевые слова: хитрость, смекалка, Великая Отечественная война, Германия, Япония, Россия, солдатская хитрость, солдатская смекалка.

В различных исторических источниках военного времени часто звучит фраза «враг был хитер и коварен». Эта фраза уж многие годы живет самостоятельно и используется по самым разным поводам, но в 1941-1945 годах она применялась однозначно — по отношению к фашистским захватчикам. Так, почему же немецких и японских солдат в Великой отечественной войне считали хитрыми и коварными? Внимание к простому солдату на войне возрастает, применение хитрости — стратегически важное умение, которое нужно постоянно совершенствовать и может пригодиться в армии.

Цель настоящего исследования: составление перечня и примеров основных хитростей и коварства фашистов в Великой Отечественной войне, а также смекалки советского воина по их разгадыванию.

Задачи исследования:

 определить классификацию основных хитростей и коварства немецких захватчиков;

 иллюстрировать классификацию примерами из воспоминаний участников Великой Отечественной войны.

Военная хитрость часто рассматривается стратегически. Например, вероломное нападение Германии на Советский союз 22 июня 1941 года. В данной хитрости использовались приемы обмана на высшем дипломатическом уровне, тактические хитрости при передаче листовок о благожелательном отношении немецкой армии к советским солдатам и пр.

Примерами стратегической хитрости можно назвать все планируемые военные операции на фронте. Практически нигде не рассматривается проблема тактической хитрости простого солдата. Солдатская хитрость не важна для исхода войны, но именно она позволяла сохранить жизнь простого солдата в его ежеминутной борьбе за жизнь.

В предлагаемой работе рассматривается именно тактическая хитрость по воспоминаниям участников Великой Отечественной войны. Для наглядности приемов тактической хитрости предлагается использовать следующую классификацию из 4-х групп хитростей:

I. «Охотничьи приемы».

II. «Маскировочные приемы».

III. «Повторяющиеся хитрости».

IV. «Обман информацией».

Данная классификация достаточно удобна при использовании, позволяет вместить различные виды хитростей, применяемых противником. При необходимости классификация может быть расширена. Предполагается научная и практическая значимость данной классификации при рассмотрении хитростей и коварства противника.

I. «Охотничьи приемы»:

Некоторые приемы используемой в Великой Отечественной войне хитрости похожи на приемы охоты на зверя, поэтому предлагается их назвать охотничьими.

 прием «Приманка»;

В роли приманки в войне используются различные ценности: люди, стратегические военные объекты и т.д. — все, что кажется противнику привлекательным. Например, в 1943 году немцы применили хитрость приманки для нападения на разведывательный отряд. В 150-200 метрах от населенного пункта лежали несколько немецких солдат и стонали, изображая раненных. Неподалеку от них притаилась засада. Наши разведчики разгадали хитрость противника и из укрытия расстреляли симулянтов, что заставило солдат в засаде бежать в район своего расположения [7].

 прием «Ловушка»;

Прием включает в себя представление противнику того, что ему кажется идеальной возможностью, которую он может использовать, тогда как на самом деле он заманивается в ловушку. Например, ловушкой может оказаться место укрытия при обстреле. Так, П. Горбунов описывает случай, когда разведчики при выполнении задания по разведке проволочного заграждения противника попали под обстрел и спрятались в воронке от авиационной бомбы. Эта воронка использовалась немцами как ловушка и была хорошо пристреляна. Пришлось использовать смекалку: так как шел снег, переодели исподнее белье наверх, замаскировались, выставили каски на край воронки, а сами выждав время выскользнули из воронки [4].

 прием «Засада».

Засады особенно широко применяются немцами при отходе. В этот период боя засады организуются мотопехотой и группами танков, которые, хорошо замаскировавшись, внезапно и в упор открывают огонь по нашим передовым траншеям или группам пехоты с задачей захватить пленного или нанести поражение, а затем быстро отрываются в сторону флангов.

II. «Маскировочные приемы»:

Хитрость как категория неверного восприятия является психологическим фактором, все хитрости происходят в мозгу обманывающего и обманываемого человека. Отсюда популярность маскировки:

 прием «Переодевание»;

Хитрость «Переодевание» в форму противоположной стороны противоречит требованиям Женевской конференции, и называется коварством [3]. Известно, что немцы многократно использовали этот способ во время Второй мировой войны. Так, в 1943 г. рота немцев, частично переодетых в красноармейскую форму, с русским оружием, намеревалась двумя группами обойти с флангов наш батальон, и захватить пленных. В это время на том же участке действовала и наша разведывательная партия. В час ночи головной дозор наших был окликнут на русском языке: «Стой! Пропуск!». Когда дозорные подошли, их обстреляли немцы. Разведывательная партия, бросившись на выручку к дозору, открыла огонь из автоматов и забросала противника гранатами. Противник, неся потери, отошел в исходное положение [7].

 прием «Маскировка»;

Прием хитрости «Маскировка» широко применялся обеими сторонами. Особенно важна была маскировка снайперам и разведчикам.

К маскировке можно отнести любой обман чувств противника. Визуальная хитрость — камуфляж, маскировка, демонстрация, имитация. Например, строительство ложных аэродромов, маскировка боевой техники. Естественная маскировка приспосабливает естественные природные объекты. Искусственная маскировка предполагает специально созданные маскировочные средства: маскхалаты, куклы и т.д.

«Маскировка объектов». Так, вспоминает ветеран Великой Отечественной войны В. А. Верещагин интересный случай: под Сталинградом немцы оставили высоту, но продолжали держать оборону. Долго наши солдаты не могли понять, где немцы прячутся, с высоты их вычислить не смогли. И только после оттеснения немцев, нашли небольшой сарай, ничем не отличавшийся от стоящих рядом, в котором была вырыта большая яма с двухъярусными кроватями. Здесь и прятались немцы [1].

Данный пример показывает, что русские солдаты не видели укрытие немцев прямо перед глазами, т. к. количество укрывающихся немцев и размеры сарая были несопоставимы.

 прием «Замещение»;

«Замещение» поощряет противника признавать что-либо как ложное и продолжать верить в то, что оно остается ложным, даже после того как оно скрытно было заменено настоящим, и наоборот. Такой способ наиболее удачно применим на тактическом уровне.

Известно, что германское командование перед самым началом наступления на СССР забрасывало на территорию Советского Союза различного рода диверсантов — и особенно в форме офицеров Красной Армии. Когда же начались военные действия в первые же недели войны множество диверсантов было раскрыто и ликвидировано. Причиной этому послужили документы. Металлические скрепки, которыми были прошиты военные удостоверения, были сделаны из нержавеющего металла (в то время как советские оригиналы уже через месяц после выдачи покрывались ржавчиной).

 обман «звуком»;

При обмане органов слуха немцы использовали как русскую речь, так и различные звуковые обманы, такие как звук наступления, приближающегося боя и другие. Немцы использовали кочующие орудия, чтобы отвлечь внимание советской разведки, но делали это, подразделения самоходной артиллерии. Самоходную артиллерию немцев в контрбатарейной борьбе не поразили ни разу.

 обман «запахом».

При обмане органов обоняния.

III. «Повторяющиеся хитрости»:

 прием «Повторение»;

«Повторяющийся процесс» — еще один способ хитрости. Цель этого способа — усыпить бдительность противника и внушить ему ложное чувство безопасности.

Так, описывают случай разведчики, немцы для охраны выставили собак, наши разведчики не могли взять «языка», т. к. собаки будили немецких солдат. Наши разведчики применили хитрость, периодически дразня собак, а когда немцы перестали обращать на них внимание, разведчики осуществили поиск (взяли «языка») и скрылись.

 прием «Двойной блеф».

«Двойной блеф» является, как считают специалисты, весьма рискованным способом, так как он предполагает раскрытие правды противнику, который уже ожидает хитрости, будучи убежденным, что не поверит в нее. В связи с этим указывается, что двойной блеф не является верным способом хитрости и шанс успеха составляет лишь 50 %. Тем не менее, говорится об исторических примерах, которые подтверждают, что одна и та же хитрость может применяться более одного раза. Противник может распознать хитрость, но так как он склонен не поверить в то, что та же самая хитрость разыгрывается с ним еще раз, то он в отношении этого может заблуждаться.

IV. «Обман информацией»:

 прием «непредвидимая ошибка».

Еще один способ — «непреднамеренная ошибка». Он заключается в том, что противника заставляют поверить в то, что ценная информация попала в его руки в результате промаха, ошибки, халатности или неэффективной скрытности со стороны противника.

Таким образом, в военном искусстве могут применяться различные и многообразные формы, способы и приемы хитрости. Их нужно знать, уметь применять и не только противостоять хитрости противника, но и использовать в своих интересах. Это и будет означать владение искусством хитрости. Но самое главное в использовании хитрости — нестандартность. Необходимо всегда использовать новые методы хитрости.

Литература:

  1. Драбкин А. Засада. Я ходил за линию фронта / А. Драпкин. — [Электронный ресурс] http://statehistory.ru. — Москва: ЭКСМО, 2013 г. — 257с.
  2. Душенко К. В. Словарь современных цитат. 5200 цитат и выражений ХХ и ХХI веков, их источники, авторы, датировка / К.В. Душенко. – М.: ЭКСМО, 2014. – 352 с.
  3. История Второй Мировой войны. 1939-1945. — Т. 3. — М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1974. — С.504.
  4. Капитен П. Горбунов передвижение и маскировка разведчика: Журнал подразделений специального назначения «Братишка». Пути дороги младшего сержанта Верещагина В. А. / П. Капитен. — М.: ЭКСМО, 2012. — 243 с.
  5. Лобов В. Н. Военная хитрость / В.Н. Лобов. — М.: Логос, 2013. — 471 с., ил. [14] л.
  6. Первая мировая: русский и германский солдаты глазами современников [Электронный ресурс] / Под ред. И. В. Ладыгин. — Электрон. дан. — М.: Анатомия армии, 2005. — Режим доступа: http://army.armor.kiev.ua/hist/rus-nem-soldat.shtml,свободный. — Загл. с экрана.
  7. Сурин С. И. Войсковая разведка в немецкой армии / С.И. Сурин. — М.: Воениздат, 2014. — 457 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, хитрость, прием, III, немец, простой солдат, противник, тактическая хитрость, разведывательная партия, Советский Союз.


Ключевые слова

Россия, Германия, Великая Отечественная война, Япония, : хитрость, смекалка, солдатская хитрость, солдатская смекалка

Похожие статьи

Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил»

Статья посвящена типу «маленького человека» в современной русской литературе на примере творчества А. В. Иванова. Предметом исследования является роман «Географ глобус пропил». Обосновывается идея о том, что Виктор Служкин является «маленьким человек...

Немцы, совершившие подвиг во имя русского Отечества

Статья посвящена героям, немцам по национальности, которые совершали подвиги во имя своего русского отечества. Особое внимание уделено тем, чьи имена связаны с Восточной Пруссией — герою Отечественной войны 1812 года М. Б. Барклаю-де-Толли, Героям Со...

Языковая игра на грамматическом уровне в художественных текстах Андрея Аствацатурова

В статье автор описывает примеры языковой игры, базирующейся на грамматическом уровне языка, в текстах Андрея Аствацатурова: «Люди в голом», «Скунскамера», «Осень в карманах», «Не кормите и не трогайте пеликанов».

Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти

В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывае...

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Остарбайтеры и работорговцы XX века

В статье освещаются ход и причины, а также основные принципы политики нацистов по угону населения с оккупированных территорий СССР. Кроме того, затронут вопрос, касающийся условий и качества жизни подневольных рабочих в рейхе.

Пример служения Отечеству генерал-лейтенанта Мироненко Петра Никифоровича в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В данной статье освещается деятельность выдающегося политработника войск НКВД СССР, являющегося примером в служении Отечеству — генерал-лейтенантом Мироненко П. Н. В то нелегкое военное время институт комиссаров нес патриотический дух и освещал путь...

Авиационная техника люфтваффе и сателлитов Германии

Авиация Германии, Италии и Румынии составляли важную часть в войсковой структуре стран Оси в годы Второй Мировой войны. Разные модели и конструкции, и модели самолётов могли до неузнаваемости ход боевых действии в небе. До сих пор наблюдение за разви...

Образ главного героя в романе «Ненастье» Алексея Иванова

При создании образа главного героя (Германа Неволина) А. Иванов использует множество приемов: ретроспекцию, подробную биографию, говорящую фамилию, тропы, речевую характеристику (взаимохарактеристика персонажей), тип литературного героя (романтически...

Особенности интермедиального перевода сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина на язык анимации в советской мультипликации

В статье рассмотрены мультипликационные фильмы, снятые по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это мультфильм И. Иванова-Вано «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965) и мультфильм В. Караваева «Премудрый пескарь» (1979). Проанализированы особенно...

Похожие статьи

Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил»

Статья посвящена типу «маленького человека» в современной русской литературе на примере творчества А. В. Иванова. Предметом исследования является роман «Географ глобус пропил». Обосновывается идея о том, что Виктор Служкин является «маленьким человек...

Немцы, совершившие подвиг во имя русского Отечества

Статья посвящена героям, немцам по национальности, которые совершали подвиги во имя своего русского отечества. Особое внимание уделено тем, чьи имена связаны с Восточной Пруссией — герою Отечественной войны 1812 года М. Б. Барклаю-де-Толли, Героям Со...

Языковая игра на грамматическом уровне в художественных текстах Андрея Аствацатурова

В статье автор описывает примеры языковой игры, базирующейся на грамматическом уровне языка, в текстах Андрея Аствацатурова: «Люди в голом», «Скунскамера», «Осень в карманах», «Не кормите и не трогайте пеликанов».

Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти

В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывае...

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Остарбайтеры и работорговцы XX века

В статье освещаются ход и причины, а также основные принципы политики нацистов по угону населения с оккупированных территорий СССР. Кроме того, затронут вопрос, касающийся условий и качества жизни подневольных рабочих в рейхе.

Пример служения Отечеству генерал-лейтенанта Мироненко Петра Никифоровича в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В данной статье освещается деятельность выдающегося политработника войск НКВД СССР, являющегося примером в служении Отечеству — генерал-лейтенантом Мироненко П. Н. В то нелегкое военное время институт комиссаров нес патриотический дух и освещал путь...

Авиационная техника люфтваффе и сателлитов Германии

Авиация Германии, Италии и Румынии составляли важную часть в войсковой структуре стран Оси в годы Второй Мировой войны. Разные модели и конструкции, и модели самолётов могли до неузнаваемости ход боевых действии в небе. До сих пор наблюдение за разви...

Образ главного героя в романе «Ненастье» Алексея Иванова

При создании образа главного героя (Германа Неволина) А. Иванов использует множество приемов: ретроспекцию, подробную биографию, говорящую фамилию, тропы, речевую характеристику (взаимохарактеристика персонажей), тип литературного героя (романтически...

Особенности интермедиального перевода сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина на язык анимации в советской мультипликации

В статье рассмотрены мультипликационные фильмы, снятые по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это мультфильм И. Иванова-Вано «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965) и мультфильм В. Караваева «Премудрый пескарь» (1979). Проанализированы особенно...

Задать вопрос