Библиографическое описание:

Котова Т. А. Обеспечение управления качеством образования в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 41-43.



На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.

В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. В качестве основного механизма, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных кадров, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.

Переход системы высшего образования России на стандарты третьего поколения основывается на интеграции профессионального образования и рынка труда. Успешное формирование у выпускников вузов профессиональных компетенций, которые востребованы работодателями, будет способствовать повышению качества результатов обучения [4, с. 3].

Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание.

Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.

Качество — это не только адекватность каким-то требованиям — среды или потребителя. В динамике развития (эволюции) общества качество объекта или процесса должно опережать систему требований, предъявляемых развитием внешней по отношению к объекту среды (надсистемы). Иначе никакой социальный прогноз и прогресс невозможны.

Это означает, что качество должно быть эволюционно избыточным, его должно быть много и даже больше чем требуется «здесь и сейчас»; через темпы развития внутреннего, потенциального качества объекта оно должно опережать формы этого самого развития, в том числе внешней социальной среды» [2, с. 439].

Так, профессор Ю. Б. Рубин качество определяет как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности» [1, c. 514].

Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Наиболее точным в концептуальном отношении является следующее определение качества образования.

Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального подхода.

В педагогике под качеством образования чаще всего понимается «соотношение цели и результата», «мера достижения цели». Уточняя данную трактовку, М. М. Поташник говорит о том, что принципиально новым является и само толкование термина «качество образования» как соотношение цели и результата, как меры достижения цели при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка, чего в прошлом опыте российского образования не было [3].

В своих работах Яковлев Е. В. пишет, что «качество... трактуется в педагогической науке: и как наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого; и как-то или иное свойство, достоинство, степень пригодности к чему-либо, как нравственная, этическая категория (качественное = совершенное), или как сугубо экономическое понятие». Говоря о качестве образования, одни ученые и практики понимают его как нацеленность образовательной системы на достижение качества усвоения; другие — качества обучения и воспитания; третьи — на увеличение степени развитости способностей личности; четвертые — на готовность выпускника вуза к жизни в социуме [3].

Проблема качества образования особую актуальность приобретает в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», присоединением России к Болонскому процессу и развитием европейского сотрудничества в области обеспечения и контроля качества образования с целью выработки сопоставимых критериев и методологий, усилением европейского измерения качества высшего образования.

Качество высшего образования во многом определяет успешность развития любой страны. Революционные изменения техники и технологий опираются на интеллектуальные ресурсы, которые приобретают статус важнейшего стратегического ресурса, предмета конкуренции ведущих стран мира. Интеллектуальный потенциал страны, оказывается напрямую, связан с качеством высшего профессионального образования, определяя не только экономическое и социальное развитие, но и экономическую и политическую независимость страны.

Педагогические вузы России строят свою работу на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и практической направленности.

Последние годы для Самарского государственного социально-педагогического университета (г. Самара) ознаменовались дальнейшим развитием по всем основным направлениям деятельности: активизацией учебной, научно-исследовательской работы, повышением качества подготовки профессорско-преподавательского состава, укреплением творческих связей с образовательными учреждениями других регионов и областей, расширением образовательного пространства, в том числе за счет использования новых образовательных технологий, материально-технической базы, развития возможностей дистанционного образования. Преподаватели СГСПУ проводят исследования по формированию профессиональных компетенций студентов педагогического вуза, которые разрабатываются в рамках госбюджетной тематики. В содержания исследования входят: анализ состояния проблемы в теории и практике организации подготовки бакалавров в системе высшего педагогического образования; определение путей и способов формирования профессиональных компетенций будущих педагогов; разработка системы формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза [4, с. 3].

Проведенный анализ подходов к проблеме качества образования позволяет систематизировать факторы, влияющие на качество образования бакалавра педагогического вуза. Наше представление об этих факторах отражено на рис. 1.

C:\Users\111\Desktop\1рис.jpg

Литература:

  1. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. Научное издание / Под общ. ред. проф. Ю. Б. Рубина. — М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 540 с.
  2. Ильинский И. М. Образовательная революция. — М.: Изд-во Моск. гуманит.- социальн. академии, 2002. — 592 с.
  3. Радзивилова Г. А. Управление качеством образования в педагогическом вузе и его филиале: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08, Москва, 2005. — 246 с.
  4. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в теории и практике высшего образования: Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Самара: ПГСГА, 2009. — 140 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высшего образования, качества образования, профессиональных компетенций, качеством образования, следующее определение качества, компетенций студентов педагогического, педагогического вуза, профессионального образования, профессиональных компетенций будущих, формирования профессиональных компетенций, студентов педагогического вуза, профессиональных компетенций студентов, компетенций будущих педагогов, качества высшего образования, высшего образования России, определение качества образования, качества образования особую, высшего педагогического образования, Качество высшего образования, управления качеством образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос