«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кожина Т. С., Едалова Т. С., Писановская И. С. «Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/archive/116/32010/ (дата обращения: 16.08.2018).



В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО. Авторами представлена эффективность по результатам диагностического обследования экспертной системой. Уникальность данного комплекса заключается в том, что результаты обследования подвергаются компьютерной обработке. В результате планомерной работы, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников, в условиях коррекционно-развивающего пространства показано, как можно добиться создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, Лонгитюд — ЭДК, метод Шкала развития, комплексная диагностика, уровень развития ребенка, Программа развития, формы взаимодействия с родителями, эффективность коррекционно-развивающей работы

«Лонгитюд — ЭДК» — как экспертная система.

Метод «Шкала развития» в системе диагностики детского сада.

«Программа развития» как цикл индивидуальных занятий ребенка по коррекции проблемных зон со специалистом данной области или часть взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.

В современном мире в педагогической практике используются разнообразные образовательные программы комплексного и «парциального» характера, многочисленные технологии и методики. Необходимо определение наиболее адекватных методик и реализация их как части целостной педагогической системы.

Цель: использование «Лонгитюд — ЭДК» — как часть единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в дошкольной образовательной организации.

Задачи:

– определение наиболее адекватных методик и реализации их как части целостной педагогической системы;

– систематизация и обобщение опыта комплексного и многоуровневого подходов внутри образовательного учреждения.

Процесс сопровождения в системе дошкольного образовании — это научно-практическая деятельность ряда специалистов. Это относительно новое направление в психолого-педагогической области в России, предваряющее в жизнь идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей.

«Экспертная система Лонгитюд» — уникальный метод комплексной диагностики, результаты которой подвергаются компьютерной обработке.

Руководителем авторского коллектива «Лонгитюд — ЭДК» является Сергей Александрович Мирошников, «кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Центра технического сопровождения образовательных программ факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета» [1, с. 9]. Он собрал и обобщил опыт нескольких поколений ведущих авторов педагогической и психологической мысли в одном методическом комплексе.

«Экспертная система Лонгитюд — это ассистент специалиста (психолога, педагога, врача), работающего в сфере индивидуального сопровождения развития детей» [1, с. 15].

Экспертная система используется для:

– определения уровня развития детей, начиная с двух месяцев;

– исследования психомоторного развития;

– отслеживания динамики развития;

– разработки индивидуальной программы занятий обследованному ребенка, учитывает все аспекты развития и предлагает готовый практический материал: игры и упражнения, ничего не нужно подбирать, можно брать и заниматься.

А родителям дает возможность узнать, чем же сейчас заниматься с ребенком.

Данная система использовалась нашим учреждением с 2002 года как ранняя диагностика в психомоторном развитии детей, в качестве дополнения к возможностям обычных методов непосредственного обследования. И с 2009 года — для определения уровня развития детей до 7-и лет.

Цель работы специалистов нашего учреждения предусматривает целенаправленное и всестороннее воздействие на ребенка, направленное на конструктивное решение актуальных проблем развития.

Диагностический блок является неотъемлемой и более значимой составляющей индивидуального сопровождения ребенка на начальном этапе. Специалистами нашего учреждения проводится как стандартная диагностика по определению уровня развития ребенка, так и исследование с помощью экспертной системы «Лонгитюд — ЭДК» метода «Шкала развития», результаты которого предъявляется родителям в случае согласия специалиста с его выводами. Использование данной «системы достаточно для первичной оценки возможных проблемных зон, но недостаточно для диагностики отклонения». Что позволяет обратить внимание на 39 параметров, представленных в программе для последующего более глубокого исследования узкими специалистами.

«Основные цели, на которые направлена данная система — это скрининговая диагностика уровня развития детей, выявление проблемных зон, требующих повышенного внимания, длительное наблюдение за ходом развития детей и групп, подготовка индивидуальных рекомендаций по занятиям с ребенком с учетом зоны его ближайшего развития» [1, с. 19].

В данном комплексе предусмотрена разработка индивидуальной «Программы развития» ребенка с иллюстрациями, которая направлена на ближайшую «зону развития». С ее помощью в нашем учреждении осуществляется индивидуальный подход к детям в областях проблемных зон: моторного, умственного, речевого развития, а также социально-эмоциональной сферы и деятельности ребенка — под наблюдением профильных специалистов, с учетом динамики развития и гибкой вариацией заданий.

В нашем учреждении была разработана комплексная система работы специалистов по данной методике. Занятия по программе проводятся четыре раза в неделю.

Алгоритм работы очень прост:

Сначала мы проводим сбор данных анамнеза. Родители заполняют анкетные данные. Затем мы переходим к обследованию ребенка с помощью стимульного материала, предоставленного комплексом «Лонгитюд».

Вводим данные в компьютер. Система обрабатывает и выдает заключения, динамику в графике и индивидуальную программу развития.

А, вот работа специалистов по некоторым разделам программы:

– учитель-дефектолог использует на занятиях игры для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации и познавательных процессов (это различные шнуровки, игры со счетными палочками, дорисовывая по точкам, лабиринты, найди фигуры, что лишнее…);

– учитель-логопед использует игры для развития речи (противоположности, синонимы, сказки — «досказки», путаницы…);

– педагог-психолог использует игры для развития эмоционально сферы (ощущение, настроение, тренируем эмоции, кто я? объятия, комплементы…);

– инструктор по физической культуре использует игры и игровые упражнения по развитию двигательных качеств (игры с мячом, змейка, скок-скок, бег, ходьба, лазание и другие).

Рис. 1. Модель индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по «Экспертной системе «Лонгитюд»

Другой важной составляющей процесса индивидуального сопровождения дошкольника является взаимодействие специалиста с родителями. «Программа развития» предоставляется для игр и занятий в домашних условиях, что очень актуально и эффективно в условиях работы специалиста детского сада с родителями. Многие из них является некомпетентными в области развития ребенка, и зачастую не имеют представления об организации деятельности дошкольника, а предложенный комплекс ориентирует их в определении направленности и видов игровой и образовательной деятельности. В результате планомерной работы в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка.

Программа «Лонгитюд» — это часть индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду. Интересные формы взаимодействия позволяют вовлекать родителей в орбиту педагогической деятельности, делают образовательный процесс более востребованным, понятным, привлекательным и интересным для современных родителей. При выполнении советов и рекомендаций специалистов, они имеют возможность свободно ориентироваться в играх и упражнениях с помощью предоставленной индивидуальной программы развития, что помогает им занять ребенка нужной деятельностью, повторять и закреплять полученные знания дома.

Эффективность индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в ДОО по результатам диагностического обследования детей экспертной системой «Лонгитюд» одного ребенка (Мирослав Ч., 6 лет 5 месяцев).

В результате первичного обследования были выявлены признаки значительного отставания по некоторым параметрам развития ребёнка:

– Положительная мотивация к школьному обучению сформирована недостаточно.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии зрительно-моторной координации.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии тонкой моторной координации. Необходима консультация специалиста по движению и коррекционные занятия, а также ежедневные упражнения в соответствии с рекомендациями.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии восприятия. Необходима консультация психолога или специального педагога.

– Обнаружены признаки недостаточного понимания пространственных отношений.

– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии мышления. Рекомендуем обратиться за консультацией к психологу или специальному педагогу.

– Обнаружены признаки существенно сниженного уровня общих знаний.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии памяти.

– Обнаружены признаки значительного отставания в развитии внимания.

– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии речи.

После проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторное обследование, данные которого обрабатываем компьютерной системой. Результаты диагностики некоторых детей с задержкой психического развития показали отставания по всем параметрам на начала года, к концу же некоторые из параметров соответствуют возрасту, другие остаются сниженными, но уже в меньшей степени; в некоторых случаях после проведенной коррекционно-развивающей работы по «Экспертной системе», диагностика показала полное соответствие возрасту по всем основным параметрам.

В результате повторного обследования на конец года были выявлены следующие признаки по некоторым параметрам развития ребёнка (Мирослав Ч., 7 лет):

– Сформирована положительная мотивация к школьному обучению.

– Зрительно-моторная координация развита нормально, в соответствии с возрастом.

– Развитие тонкой моторной координации соответствует возрасту.

– Признаки отставания в развитии мышления не выявлены.

– Уровень общих знаний соответствует возрасту.

– Признаки отставания в развитии памяти не выявлены.

– Признаки отставания в развитии внимания не выявлены.

– Обнаружены признаки небольшого отставания в развитии речи.

Рис. 2.Результаты диагностического обследования Мирослава Ч.

ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ:

Мотивация к обучению в школе.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Зрительно-моторная координация.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Тонкая моторная координация.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Математические представления.

Возможно отставание: данные соответствуют средним для возраста 6 лет, 5 месяцев.

Понимание пространственных отношений.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Мышление.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Объём знаний.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Память.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Внимание.

Возможно отставание: данные соответствуют средним для возраста 6 лет месяцев.

Развитие речи.

Уровень развития соответствует календарному возрасту: 7 лет.

Таким образом, данная модель индивидуального психолого-педагогического сопровождения позволяет достичь поставленной цели: создание единой комплексной системы психологической и педагогической помощи детям с ОВЗ, а также дает возможность систематизировать и обобщить опыт внутри образовательной организации.

Литература:

1. Методические материалы к программному комплексу Лонгитюд-ЭДК. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) / Под ред. С. А. Мирошникова — Санкт-Петербург, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): экспертная система, уровень развития, значительное отставание, возраст, ребенок, признак, развитие речи, зрительно-моторная координация, детский сад, небольшое отставание.


Ключевые слова

программа развития, психолого-педагогическое сопровождение, Лонгитюд — ЭДК, метод Шкала развития, комплексная диагностика, уровень развития ребенка, формы взаимодействия с родителями, эффективность коррекционно-развивающей работы

Похожие статьи

Обследование познавательного развития детей раннего...

Ключевые слова: задержка речевого развития, познавательное развитие.

Темповое отставание характеризует формирование всех компонентов речи

В процессе исследования мы использовали два детских столика и стульчика, а также следующие материалы

Задержка психического развития, как результат неправильного...

Отстает развитие речи.

Видя отставание ребенка в развитии, родители стали уделять ему внимание: водили на специальные занятия. Со временем по внешним признакам физического и психического развития ребенок догнал сверстников.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

ОНР 2-3 уровня, характеризующиеся пограничным состоянием между 2-м и3-м уровнем; дети с ОНР 2 уровня с «начатками фразовой речи»; дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Психологические особенности готовности к школе старших...

Слабое развитие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга

- - ... - По результатам исследования 16,7 % имеют слабый уровень развития кратковременной речевой памяти.

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей.

‒ совершенствовать зрительно-двигательную координацию

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, тем самым умственно

Это связано с отставанием в развитии их речи, с узким кругом интересов и мотивов.

Исследование мыслительной деятельности детей...

Известно, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития познавательных процессов и мышления, в частности. В целом уровень речевого развития современных

Исследование проводилось на базе МБОУ «Детский сад № 57 «Колобок».

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Общая соматическая ослабленность детей с ОНР способствует отставанию в развитии

7. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. — Екатеринбург, 2008.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Обследование познавательного развития детей раннего...

Ключевые слова: задержка речевого развития, познавательное развитие.

Темповое отставание характеризует формирование всех компонентов речи

В процессе исследования мы использовали два детских столика и стульчика, а также следующие материалы

Задержка психического развития, как результат неправильного...

Отстает развитие речи.

Видя отставание ребенка в развитии, родители стали уделять ему внимание: водили на специальные занятия. Со временем по внешним признакам физического и психического развития ребенок догнал сверстников.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

ОНР 2-3 уровня, характеризующиеся пограничным состоянием между 2-м и3-м уровнем; дети с ОНР 2 уровня с «начатками фразовой речи»; дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Психологические особенности готовности к школе старших...

Слабое развитие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга

- - ... - По результатам исследования 16,7 % имеют слабый уровень развития кратковременной речевой памяти.

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей.

‒ совершенствовать зрительно-двигательную координацию

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, тем самым умственно

Это связано с отставанием в развитии их речи, с узким кругом интересов и мотивов.

Исследование мыслительной деятельности детей...

Известно, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития познавательных процессов и мышления, в частности. В целом уровень речевого развития современных

Исследование проводилось на базе МБОУ «Детский сад № 57 «Колобок».

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Общая соматическая ослабленность детей с ОНР способствует отставанию в развитии

7. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. — Екатеринбург, 2008.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обследование познавательного развития детей раннего...

Ключевые слова: задержка речевого развития, познавательное развитие.

Темповое отставание характеризует формирование всех компонентов речи

В процессе исследования мы использовали два детских столика и стульчика, а также следующие материалы

Задержка психического развития, как результат неправильного...

Отстает развитие речи.

Видя отставание ребенка в развитии, родители стали уделять ему внимание: водили на специальные занятия. Со временем по внешним признакам физического и психического развития ребенок догнал сверстников.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

ОНР 2-3 уровня, характеризующиеся пограничным состоянием между 2-м и3-м уровнем; дети с ОНР 2 уровня с «начатками фразовой речи»; дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Психологические особенности готовности к школе старших...

Слабое развитие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга

- - ... - По результатам исследования 16,7 % имеют слабый уровень развития кратковременной речевой памяти.

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей.

‒ совершенствовать зрительно-двигательную координацию

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, тем самым умственно

Это связано с отставанием в развитии их речи, с узким кругом интересов и мотивов.

Исследование мыслительной деятельности детей...

Известно, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития познавательных процессов и мышления, в частности. В целом уровень речевого развития современных

Исследование проводилось на базе МБОУ «Детский сад № 57 «Колобок».

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Общая соматическая ослабленность детей с ОНР способствует отставанию в развитии

7. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. — Екатеринбург, 2008.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Обследование познавательного развития детей раннего...

Ключевые слова: задержка речевого развития, познавательное развитие.

Темповое отставание характеризует формирование всех компонентов речи

В процессе исследования мы использовали два детских столика и стульчика, а также следующие материалы

Задержка психического развития, как результат неправильного...

Отстает развитие речи.

Видя отставание ребенка в развитии, родители стали уделять ему внимание: водили на специальные занятия. Со временем по внешним признакам физического и психического развития ребенок догнал сверстников.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

ОНР 2-3 уровня, характеризующиеся пограничным состоянием между 2-м и3-м уровнем; дети с ОНР 2 уровня с «начатками фразовой речи»; дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Психологические особенности готовности к школе старших...

Слабое развитие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга

- - ... - По результатам исследования 16,7 % имеют слабый уровень развития кратковременной речевой памяти.

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей.

‒ совершенствовать зрительно-двигательную координацию

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, тем самым умственно

Это связано с отставанием в развитии их речи, с узким кругом интересов и мотивов.

Исследование мыслительной деятельности детей...

Известно, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития познавательных процессов и мышления, в частности. В целом уровень речевого развития современных

Исследование проводилось на базе МБОУ «Детский сад № 57 «Колобок».

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Общая соматическая ослабленность детей с ОНР способствует отставанию в развитии

7. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. — Екатеринбург, 2008.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Задать вопрос