В статье рассматривается состояние, тенденции развития и ключевые показатели инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар. Представлены мероприятия, направленные на реализацию целей и задач, закрепленных в Стратегии инвестиционного развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года. Проводится анализ нормативно-правовой базы, необходимой для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования. Анализируется динамика объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий, функционирующих на территории муниципального образования город Краснодар. Рассматривается структура инвестиций по видам экономической деятельности. Представлен SWOT-анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар.
Ключевые слова: инвестиции,структура инвестиций, муниципальное образование, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный проект, инвестиционный паспорт, инвестиционный портал, SWOT-анализ
Инвестиционная привлекательность представляет собой совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [4]. Высокий уровень инвестиционной привлекательности является побудительным мотивом для инвестора при выборе объекта инвестирования. Это один из ключевых факторов при принятии решения о начале инвестиционного процесса.
Заслуживают внимания подходы к анализу инвестиционной привлекательности, предложенные в работах российских экономистов В. Ф. Максимова, М. В. Чиненова, Т. В. Тепловой, Г. В. Захаровой, Н. В. Киселёвой, Т. В. Боровиковой и других авторов.
Инвестиционную привлекательность города Краснодара обуславливает многофункциональное значение города как центра Краснодарского края — административного, промышленного, культурного, медицинского, научного центра высшего образования, делового, торгового, транспортного. Краснодар развивается как центр агломерации. Уникальность города определяется расположением его на пути к Чёрному морю. Всё это обосновывает необходимость сложившихся полифункций и развитие новых: сферы экономического туризма, рекреационного туризма.
Исходя из анализа тенденций и комплексной оценки территорий, предполагается территориальное развитие в новых направлениях для сохранения устойчивой инвестиционной политики с целью регулирования размещения индивидуального и малоэтажного строительства, характерного для города, в комплексе с многоэтажным, выносимых производств, строительства новых предприятий по современным технологиям [5]. Формирование многофункциональных, а также контактных и пограничных зон города рассматривается как важный метод построения современной интегрированной планировочной структуры города и, одновременно, как эффективное, гибкое средство регулирования градостроительных процессов.
За счёт постоянного увеличения селитебных территорий города, роста логистических и многофункциональных центров города наблюдается постоянный рост доли площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа.
Рассмотрим состояние инвестиционной привлекательности в муниципальном образовании город Краснодар за 2014 г. В январе-ноябре 2014 г. объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий муниципального образования достиг 180 млрд руб., что составляет 43 % от объема инвестиций по Краснодарскому краю.
Также был разработан пошаговый план действий, направленных на реализацию целей и задач, закрепленных в Стратегии инвестиционного развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года [1].
В план включены следующие мероприятия:
– строительство сетей инженерной инфраструктуры;
– развитие парковочного пространства;
– стратегическое развитие улично-дорожной сети;
– подготовка и реализация проекта строительства промышленного парка на территории Восточной Промышленной Зоны;
– поиск и привлечение инвесторов для строительства социальных объектов за счет собственных и заемных средств;
– увеличение объемов ввода жилья в эксплуатацию;
– модернизация существующего производства и строительство новых производств;
– размещение информации о создаваемых на территории муниципального образования город Краснодар инвестиционных объектах и объектах инженерной инфраструктуры на интерактивной инвестиционной карте муниципального образования город Краснодар;
– позиционирование муниципального образования город Краснодар на международных форумах, выставках, ярмарках;
– доработка инвестиционного портала муниципального образования город Краснодар;
– модернизация гостиниц и увеличение номерного фонда;
– совершенствование системы бюджетных закупок муниципального образования.
В целях продвижения инвестиционного потенциала муниципального образования город Краснодар на сайте инвестиционного портала города размещены проекты и площадки, включенные в Единые краевые реестры.
Для привлечения инвестиций и решения наиболее актуальных задач в развитии социальной сферы города издано распоряжение администрации муниципального образования город Краснодар от 01.09.2014 г. № 161-р «О создании рабочей группы по реализации инвестиционных проектов с использованием механизма концессионных соглашений и иных форм государственно-частного партнёрства на территории муниципального образования город Краснодар» [2].
Также постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.12.2014 г. № 9678 утверждено Положение о порядке взаимодействия органов администрации муниципального образования город Краснодар по вопросу заключения концессионных соглашений в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар [3].
Основной объем инвестиций в основной капитал 2014 г. по-прежнему приходился на строительство жилья. В январе-декабре 2014 г. завершена реализация крупных проектов, связанных с жилищным строительством.
С 18 по 20 сентября 2014 г. делегация муниципального образования город Краснодар приняла участие в XIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014». По итогам форума заключено 21 соглашение о намерениях на сумму более 46 млрд руб.
Далее проанализируем состояние инвестиционной привлекательности в муниципальном образовании город Краснодар за 2015 г. Начиная с 2015 г. введен в практику новый документ — Инвестиционное послание, главная цель которого — определить круг первоочередных мер по формированию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в 2016 г.
Общий объем инвестиций за 2015 г. в основной капитал согласно данным Краснодарстата на территории муниципального образования город Краснодар составил 112,8млрд руб. Объем инвестиций в городе на душу населения за 2015 г. составил 119,46 тыс. руб. Данный показатель является самым высоким в Южном федеральном округе.
Объем инвестиций, поступивших за 2015 г. от крупных и средних предприятий Краснодарского края, составил 436,0 млрд руб. Инвестиции муниципального образования город Краснодар в общем объеме инвестиций всего Краснодарского края за 2015 г. составили 25,9 %.
В 2015 г. был реализован ряд крупных инвестиционных проектов:
– Расширение завода сельскохозяйственных машин «КЛААС», ООО «КЛААС». Производственная площадь увеличилась в девять раз и составляет около 45 тыс. м2. На заводе налажен полный цикл производства, большую часть комплектующих будут производить в Краснодаре. С запуском второй очереди производственная мощность предприятия вырастет более чем в два раза и позволит выпускать до 2500 единиц техники в год, а количество сотрудников увеличится с 250 до 500 человек.
– Первая очередь регионального выставочно-конгрессного комплекса, ЗАО «РАМО-М», которая включает в себя: 4 крытых павильона с выставочной площадью 32 тыс. м2, офисное здание площадью 3800 м2, оборудованная открытая выставочная площадка площадью 15 тыс. м2. и автомобильная стоянка площадью 33 тыс. м2. Общая площадь составила 51 тыс. м2.
Благодаря реализованным в 2015 году проектам создано более 500 новых рабочих мест [6]. Привлечение инвестиций в экономику города является одной из наиболее важных задач, стоящих перед администрацией муниципального образования город Краснодар. Решение данной задачи возможно путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики.
В целях повышения инвестиционной привлекательности территории и улучшения предпринимательского климата в муниципальном образовании ведется работа по следующим направлениям:
1) Разработана и утверждена городской Думой Краснодара «Стратегия инвестиционного развития до 2030 года», в рамках которой утверждены основные направления инвестиционного развития города.
2) Разработан «Инвестиционный паспорт муниципального образования город Краснодар», который размещен на инвестиционном интернет-портале города в разделе «Информация о муниципальном образовании».
Этот обширный документ позволит инвесторам и бизнесменам получить всестороннюю информацию об инвестиционном потенциале кубанской столицы, узнать больше о его географическом положении, природных, земельных, трудовых и рекреационных ресурсах, получить полезные сведения об экологической обстановке и инфраструктуре города.
Кроме того, в инвестиционный паспорт включена информация о последних результатах экономической деятельности по всем отраслям экономики, а также представлены инвестиционные проекты и инвестиционно привлекательные земельные участки. Вниманию бизнесменов представлена нормативно-правовая база в инвестиционной сфере, контактная информация руководителей и сотрудников, оказывающих консультационную и методическую поддержку в инвестиционной сфере.
3) Утверждена и действует муниципальная программа муниципального образования город Краснодар «Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар».
4) Принят Инвестиционный меморандум, который утвержден главой муниципального образования город Краснодар. Данный документ устанавливает общие принципы взаимодействия между инвесторами и муниципалитетом. Меморандум размещен на инвестиционном портале муниципального образования город Краснодар: http://investment.krd.ru/ru/v-pom-investoru/investitsionnyy-memorandum
5) Утверждена процедура реализации проектов с применением механизма муниципально-частного партнерства постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.12.2014 № 9678 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов администрации муниципального образования город Краснодар по вопросу заключения концессионных соглашений в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар».
6) В целях привлечения новых инвесторов и улучшения инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар внедряются новые муниципальные практики, внедренные и успешно функционирующие на территории других муниципальных образований в различных субъектах РФ [8].
7) Ведется реестр инвестиционных проектов, реализующихся на территории нашего города;
8) Составлены и размещены на сайте инвестиционного портала города перечни инвестиционно привлекательных площадок и проекты, включенные в Единые краевые реестры. По состоянию на 01.01.2015 г. в Единый реестр инвестиционных проектов Краснодарского края включен 34 инвестиционный проект города, в Перечень инвестиционно-привлекательных площадок Краснодарского края — 40 инвестиционно-привлекательных земельных участков.
9) Ведется работа по созданию промышленного парка на территории Восточной промышленной зоны в муниципальном образовании г. Краснодар.
10) Внедряются новые схемы взаимодействия с инвесторами — развитие застроенных территорий.
В целях продвижения инвестиционного потенциала города делегация муниципального образования город Краснодар приняла участие в инвестиционном форуме «Сочи-2015». В рамках форума Краснодар представил инвесторам 18 крупных проектов и 16 проектов для малого бизнеса на общую сумму порядка 78,5 млрд руб., а также 40 инвестиционных площадок суммарной площадью 379,21 га. По итогам работы подписано 27 соглашений и протоколов о намерениях в инвестиционной сфере на сумму более 70 млрд руб. Таким образом, доля Краснодара составила порядка 25 % от общей суммы подписанных соглашений в целом по краю.
Основополагающим региональным нормативным документом является Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае».
Данный Закон направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования российским и иностранным инвесторам, обеспечения равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм инвесторов и форм собственности.
В настоящее время ведется подготовка пакета проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении мер муниципальной поддержки инвестиционной деятельности. Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности является одной из главных задач экономической политики [7].
Более подробно основные показатели инвестиционной деятельности в муниципальном образовании город Краснодар отображены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели инвестиционной привлекательности вМО город Краснодар, на начало года
Наименование показателя |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2015г. к 2013г.,% |
Численность населения, тыс. чел |
871,2 |
893,3 |
917,9 |
107,1 |
Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий, млрд руб. |
309,4 |
319,2 |
222,4 |
71,9 |
Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в расчете на 1 жителя, тыс. руб. |
363,5 |
357,3 |
248,9 |
68,5 |
Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, тыс. руб. |
172,7 |
138,4 |
192,0 |
111,2 |
Доля инвестиций муниципального образования город Краснодар в общем объеме инвестиций Краснодарского края, % |
53,1 |
46,1 |
40,7 |
Х |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя на начало 2015 г. по сравнению с 2013 г. увеличился на 26,4 % и составил 191964 руб. Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий увеличился на 19,8 % и достиг 323,5 млрд руб. Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в начале 2015 года составил 192 тыс. руб. Данный показатель за 2 года возрос на 19,7 тыс. руб. или на 11,2 %.
Доля инвестиций муниципального образования город Краснодар в общем объеме инвестиций Краснодарского края в начале 2015 г. по сравнению с 2013 г. сократилась на 12,4 % и составила 40,7 %.
По итогам 2014 г. объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям муниципального образования город Краснодар составил 222,4 млрд. руб. Динамика объема инвестиций с 2010 по 2014 годы выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в МО город Краснодар за 2010–2014 гг., млрд руб. (разработан автором)
Объем инвестиций на душу населения за 2014 г. составил 242,3 тыс. рублей. Данный показатель является самым большим в ЮФО.Объем инвестиций, поступивших за 2014 г. от крупных и средних предприятий Краснодарского края — 547,1 млрд. руб. Инвестиции муниципального образования город Краснодар в общем объеме инвестиций всего Краснодарского края за 2014 г. составили 40,7 % или 222,4 млрд руб.
Структура инвестиций по видам экономической деятельности в муниципальном образовании город Краснодар представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Доля отраслей экономики в общем объеме инвестиций в МО город Краснодар за 2013–2014 гг., % (разработан автором)
В заключение вышеизложенной оценки состояния инвестиционной привлекательности проведем SWOT-анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар. Он представляет собой анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в сфере инвестиционной деятельности. Необходимые данные можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности МО город Краснодар
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1 Столичное положение муниципального образования 2 Выгодное экономико-географическое положение 3 Мощный научно-образовательный потенциал 4 Системный подход к развитию: наличие градостроительной документации, регламентирующей развитие города 5 Наличие квалифицированной рабочей силы 6 Ежегодное увеличение численности населения 7 Развитая экономическая и производственная база 8 Развитый потребительский рынок 9 Развитая транспортная сеть: наличие всех видов транспорта 10 Лидирующее положение по темпам строительства жилья 11 Наличие производственной базы строительных материалов 12 Ежегодный прирост инвестиций в основной капитал 13 Активное городское сообщество 14 Существование крупных финансово-кредитных организаций, обладающих устойчивостью к внешним кризисным явлениям 15 Рост потребительского сектора и рынка жилья, развитие потребительского и ипотечного кредитования 16 Культурный и спортивный центр |
1 Значительная степень износа инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры 2 Существующие экологические риски 3 Ограниченная финансовая база органов местного самоуправления 4 Сложившиеся диспропорции в отраслевом инвестировании 5 Большое количество федеральных земель и земель сельхозназначения 6 Несистемная и хаотичная застройка 7 Высокая стоимость затрат, связанных с подготовкой земельных участков 8 Наличие большого количества ветхих домов в центральной части 9 Высокая стоимость обеспечения новых территорий инженерной инфраструктурой 10 Неэффективная транспортная инфраструктура (в том числе наличие железной дороги, делящей город на части; недостаточность транспортных переходов через реку Кубань; недостаточная развитость аэропорта) 11 Материально-техническая база туристической отрасли значительно устарела и не соответствует международным стандартам |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1 Увеличение объемов промышленного производства 2 Реализация крупных инфраструктурных проектов 3 Рост объемов инвестиций в экономику муниципалитета 4 Привлечение бюджетных средств на развитие инженерной инфраструктуры и переселения людей из ветхого и аварийного жилья 5 Перевод земель из федеральной собственности и вовлечение территорий в хозяйственный оборот 6 Создание эффективной транспортной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств |
1 Перегрузка транспортных, инженерных и коммунальных сетей 2 Риск техногенных катастроф |
Таким образом, для привлечения инвестиций в экономику и реализации приоритетных проектов администрацией муниципального образования город Краснодар созданы следующие благоприятные условия для успешного ведения бизнеса: прозрачность правил, отсутствие административных барьеров. Также предоставляются льготные условия пользования муниципальными землями и имуществом.
Литература:
- Решение городской Думы Краснодара от 24 февраля 2011 г. № 8 п.8. Об утверждении стратегии инвестиционного развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года.
- Распоряжение администрации муниципального образования город Краснодар от 1 сентября 2014 г. № 161-р. О создании рабочей группы по реализации инвестиционных проектов с использованием механизма концессионных соглашений и иных форм государственно-частного партнёрства на территории муниципального образования город Краснодар.
- Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 22 декабря 2014 г. № 9678. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов администрации муниципального образования город Краснодар по вопросу заключения концессионных соглашений в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
- Инвестирование: учебник для вузов / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 448 с.
- Шер М. Л., Шевченко О. П. Стратегические перспективы развития хозяйствующих субъектов в условиях экономических ограничений / Шер М. Л., Шевченко О. П. Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. с. 189–191.
- Шевченко О. П. Повышение эффективности использования персонала как фактор совершенствования управления современной организацией / Шевченко О. П. В сборнике: проблемы, противоречия и перспективы развития России в современном мире: экономико-правовые аспекты. Сборник статей международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России и др.; под общей редакцией: Э. В. Соболева, С. И. Берлина, В. В. Сорокожердьева. 2014. с. 274–276.
- Шевченко О. П. Социально-экономическое развитие региона в условиях неопределенности экономики / Шевченко О. П. Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 26. С. 40–44.
- Шевченко О. П. Повышение показателей производительности труда путем эффективной организации труда и рационального управления персоналом / Шевченко О. П. Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 12. с. 55–59.