Мир окружающей природы разнообразен, но именно в нем можно пробудить эстетические чувства у детей. Ведь мир природы богат красками, звуками, запахами. Природу, как фактор эстетического воспитания еще высоко оценивал и К. Д. Ушинский. Он говорил: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». И ведь действительно, красоту природы ребенок способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна для его восприятия. Но как же в условиях детского сада формировать эстетические качества у детей в процессе общения их с природой?
Одним из путей эстетического воспитания является непосредственное общение ребенка с природой. Для восприятия дошкольника наиболее доступны яркие, крупные цветы на участке, в помещении. Среди комнатных цветов должны быть, прежде всего растения с яркими цветками: пеларгония разных видов, гортензия, амариллис, примула, глоксиния, декоративные растения с ярко окрашенными листьями: колеус, бегония Рекс, различные традесканции.
Сейчас во многих детских садах запрещают живые уголки из-за большой повышенности аллергенных детей. А ведь как замечательно иметь аквариум в уголке живой природы. Рыбки обладают яркой, красивой окраской, некоторые из них отличаются особой формой плавников, размерами тела. Аквариум приносит большую радость всем. Взрослые включают его в сферу повседневных забот, а дети активно наблюдают за его обитателями. Живое общение с аквариумными рыбками, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними очаровывает даже маленьких детей, которые, играя, узнают много нового о мире биологии. В зависимости от их возраста они смогут самостоятельно, либо под наблюдением взрослых, выполнять некоторые процедуры ухода за аквариумом. В это время у них развиваются интерес и способность понимания связей различных биологических процессов, одновременно они приучаются к ответственности. С помощью правильно оформленных аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характер:
‒ приспособленность строения и поведения рыб к водной среде обитания;
‒ разнообразие образа жизни и поведения рыб хищные, мирные, стайные, одиночные;
‒ разные экологические ниши одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);
‒ отличие домашних декоративных рыб от диких рыб местных водоемов;
‒ многообразие водных обитателей, их приспособленность к водной среде обитания (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленность к водной среде обитания;
‒ размножение икрой, рост и развитие мальков, в отдельных случаях забота родителей о потомстве;
‒ рыбы как живые существа, их сходство между собой.
Наблюдение за жизнью аквариумных рыбок и различных обитателей подводного царства не только помогает понимать и любить природу, но и способствует развитию навыков наблюдения, умения видеть и ценить красоту жизни в самых различных её проявлениях. Уход за живыми организмами воспитывает в ребенке доброту, чувство сострадания. Аквариум и его маленькие обитатели развивают положительные качества. Они действуют успокаивающе на нервную систему человека. Современные многочисленные исследования ученых также подтверждают, что в процессе наблюдения, кормления и ухода за рыбками у многих проходит стрессовое состояние и нормализуется пульс, артериальное давление, расслабляется мышечный аппарат и даже улучшается пищеварение.
Более подвижными и интересными питомцами будут небольшие черепашки, ведь их можно взять на руки, а можно и наблюдать, как они живут в аквариуме. Черепаха столь беспомощна и неагрессивна, что ребенок проникнется добротой и сочувствием к этому существу.
На территории детского сада желательно сделать небольшой цветник, причем растения надо подобрать так, чтобы время цветения их не совпадало. Например, раньше всех зацветают нарциссы, тюльпаны, в начале лета — пионы, гвоздики, дельфиниумы. Далее — флоксы, гладиолусы, георгины, до поздней осени цветут хризантемы, многолетние астры, рудбекии (золотой шар). Все эти растения многолетние, поэтому не требуют ежегодного их выращивания из семян. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков.
Однако само по себе наличие ярких растений в группе, животных в уголке природы еще не формирует эстетического вкуса ребенка. Важно, чтобы дети видели эту красоту и умели ее воспринимать. Нужно учить дошкольников не просто смотреть на предмет, а всматриваться в него, вслушиваться, т. е. учить их видеть. Для этого можно использовать довольно несложные приемы. Например: «Посмотри на этот цветок, а потом закрой глаза и представь его форму, окраску, расположение лепестков. Теперь открой глаза и обрати внимание на те детали, которые не удалось запомнить в первый раз». Этот прием рекомендуется повторять несколько раз. Можно попросить ребенка озвучить мысли цветка: «Скажи, что скажет цветок, если мы польем его, понюхаем, а что он скажет, если мы его сорвем?» Предложить дошкольнику пофантазировать и придумать цветку маму и папу, в каком бы домике они жили, если бы умели ходить? Ребенок научится не просто видеть красоту, но и понимать беспомощность и зависимость живого, но нуждающегося в нашей заботе.
Выработке умения видеть способствуют занятия по рисованию, лепке. Если дети затрудняются воспроизвести предмет в рисунке, следует повторить наблюдения во время очередной прогулки.
Другим важным условием формирования эстетического вкуса является чувство радости, восхищения, изумления, появившееся во время наблюдения цветов, ярких листьев и т. д. Дети должны не просто рассматривать растение или животное, но и оценивать его красоту.
На прогулке воспитатель может обратить внимание детей на нежно цветущие яблони, на мерное жужжание пчел, прилетевших сюда за медом, или на яркую пеструю лужайку с порхающими бабочками. Восхищение педагога окружающей природой передается детям. Они испытывают чувство радости, эмоционального подъема.
Хороший эффект в формировании эстетического вкуса дает возбуждение в процессе наблюдения воображения детей, их фантазии. Например, на прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, что одно облако похоже на большую гору, покрытую снегом, а другое — на медведя. Это помогает ребятам по-новому увидеть окружающие их предметы, дает пищу для игры воображения. Теперь на прогулке дети в дереве видят человека-великана или гордого жирафа, а в облаке — сидящую или летящую птицу.
В педагогической литературе (Е. Г. Ковальская, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Е. А. Флерина) придается большое значение и еще одному пути формирования эстетических вкусов у дошкольников — сочетанию непосредственного восприятия красоты предметов и явлений природы с их поэтическим, художественным образом, созданным поэтом, писателем, художником, скульптором. Дети легче воспринимают красоту натуральных пейзажей природы, чем их отображение в живописи и литературе. Особенно это бесспорно по отношению к дошкольникам, обладающим значительной конкретностью мышления. Чтобы понять художественное произведение, как указывает Н. А. Ветлугина, у детей должен быть определенный запас знаний, наблюдений, впечатлений из самой природы. Поэтому желательно вначале провести наблюдения в природе, а затем начать работу с художественным произведением. Дети с радостью узнают в стихотворении, на картине, в скульптуре то, что видели сами. В свою очередь произведения искусства, литературы помогают ребенку полнее увидеть красоту природы и человеческой деятельности. Если ночью прошел дождь, утром, встречая детей, воспитатель обратил их внимание на капельку воды на кончиках листьев веточек. Лучи солнца делали эти капельки разноцветными, переливающимися. Дети были в восторге: «Капельки, как бусинки в маминых бусах», «В капельках, словно маленькие радуги». Их впечатления усилились, когда педагог прочитал отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Это солнце заиграло в светлых бусинках росы».
Во время экскурсии в плодовый сад ребята рассматривали форму, окраску яблок, пробовали их на вкус, восхищались их красотой: «Они румяные, и их румянец особенно красив среди зеленых листьев».
После экскурсии на занятии педагог провел работу по репродукции с картины И. Н. Репина «Яблоки и листья».
«Это яблоки, — сразу узнали ребята. — Они красные, желтые, зеленые. Такие же, как мы видели в саду».
«Художник нарисовал их вместе с листьями, чтобы еще больше подчеркнуть их красоту».
«Яблоки на картине как настоящие. Их так и хочется взять в руки».
А. П. Усова считает, что в «задачу гармонического развития ребенка уже в дошкольном возрасте должна входить задача вооружения его некоторой системой знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Разумеется, эти знания должны быть отобраны с учетом возрастных особенностей детей.
На занятиях по ознакомлению с природой дети узнают о домашних животных, о пользе, которую они приносят человеку. Эти знания заставляют детей с большим интересом отнестись к этим животным в процессе наблюдений, а значит, и полнее увидеть и осознать их внешнюю красоту, гибкость движений и так далее.
Наконец, в формировании эстетического вкуса велика роль участия самих детей в создании красоты. Ребята ухаживают за растениями и животными живого уголка, следят за чистотой цветочных вазонов, подставок для горшков. Систематический уход за обитателями живого уголка обеспечивает их нормальное развитие, а значит, и здоровый красивый внешний вид. Также заботливо относятся наши дети и к растениям, которые мы высаживаем на участке. Они поливают грядки, клумбы, пропалывают их.
Дети старших групп принимают участие в обсуждении, как лучше расставить цветы в комнате, расположить в уголке природы животных. Конечно, все это делается под руководством воспитателя с учетом биологических требований и санитарно-гигиенических норм.
Периодически полезно менять композицию из растений в группе, вносить какие-то новшества, например, направить стебель плюща так, чтобы он взбирался по стене, на первый план выставить растение с только что, распустившимся цветком, с помощью обрезки придать несколько иную форму тому или иному цветку. Небольшие изменения заставляют человека вновь обратить внимание на привычные предметы, увидеть обновленную красоту.
Ранней весной, когда на улицах города обрезают деревья, мы ставим несколько веточек в воду в группе. В теплом помещении из почек быстро появляются листья.
«На улице деревья стоят голые, а на веточках уже листочки появились», — радуются ребята.
Много внимания уделяем изготовлению различных поделок из природного материала. Во время прогулок, экскурсий дети собирают шишки, плоды дуба, клена, каштана, опавшие сучки, корешки деревьев и кустарников. Из дома приносят косточки миндаля, абрикоса, скорлупу грецкого ореха и т. д. На занятиях под руководством воспитателя ребята изготовляют различных зверюшек, цветы, бусы и т. д. Чаще всего педагог показывает предмет, который предстоит сделать, разъясняет последовательность работы. Но иногда проводим и такие занятия, на которых ребенок готовит поделку на основе собственной фантазии. В этом случае детям очень помогают те наблюдения в природе, которые проводились во время прогулок, экскурсий.
В заключение занятий все поделки выставляем перед детьми и предлагаем им высказать свое мнение: «Какая поделка тебе особенно понравилась? В чем ты видишь ее красоту? После того как ты увидел все работы, что бы хотел исправить в своей поделке?»
Работы, выполненные детьми, выставляем в уголке для родителей и просим их обратить внимание на поделку своего сына или дочери, обязательно порадоваться, оценить в ней хорошее, посоветовать, как сделать ее лучше.
Таким образом, важным средством формирования эстетически развитой личности является окружающая природа, воздействие которой на ребенка осуществляется следующими путями:
‒ непосредственное наблюдение предметов и явлений природы;
‒ сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства и литературы;
‒ формирование знаний о предметах и явлениях природы;
‒ участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе.
Литература:
- Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Просвещение, 1989. — 79с;
- Дыбина Ольга. Ребенок в мире поиска. Программа ДОУ, 2000. — 64с.;
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.;
- Усова А. П. Обучение в детском саду / 3-е изд., М.: Просвещение, 1981. — 175с.