Роль композиции и цвета в холодном батике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.06.2016

Статья просмотрена: 2060 раз

Библиографическое описание:

Азимова, М. Б. Роль композиции и цвета в холодном батике / М. Б. Азимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 959-961. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31766/ (дата обращения: 27.12.2024).



В данной статье изложены основные принципы композиции и выбора колорита при росписи тканей в технике холодного батика. Авторы рассматривают базовые правила создания текстильной композиции и соблюдения цветовой гармонии при этом, что, несомненно может правильно сориентировать и оказать неоценимую помощь в самостоятельной работе с красками и тканью.

Ключевые слова: батик, резерв, пяльцы

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обусловливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей. Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Техника холодного батика возникла сравнительно недавно, в начале ХХ века. Её отличительная особенность — наличие характерных контурных линий, которые выполняют функцию разделения разных цветовых пятен и дополнительно несут графическую нагрузку.

В основе этого приёма лежит принцип резервирования линий или участков ткани специальным составом, который, пропитывая ткань насквозь, предотвращает растекание краски за пределы заданного контура.

Искусство батика — тонкое прихотливое и капризное. Это очень сложная техника и трудоёмкий процесс. Ведь художник раз нанесенную краску уже не сможет стереть ластиком. И в то же время роспись на ткани — увлекательное творческое занятие. Богатая палитра красок — неиссякаемый источник вдохновения для любого художника. На шелке можно выразить настроение — каждое изделие неповторимо! С помощью изящества линий, многообразия цветов и оттенков можно улучшить эмоциональное состояние человека

При изготовлении авторских работ в технике «холодный батик», в основном, используется натуральный шёлк — один из самых изысканных и стильных материалов. Он тонкий, прочный, упругий, блестящий, хорошо впитывает краску, в то же время обладает мягкостью, воздушностью, нежностью — ощущением полета.

Батик замечателен ещё и тем, что работы, выполненные в этой технике, могут отражаться не только на картинах, а и на нашей любимой одежде, украшая её и делая ещё более любимой. В гардеробе современной женщины есть масса мелочей, которые делают её элегантной и неповторимой. Среди них, к примеру, шейный платок — индивидуальный аксессуар, на котором выполнен рисунок ручной работы. Шелкслегкостью и благодарностью принимает краску, образуя причудливые узоры и необыкновенные переливы. Волшебный мир фантазии творит чудеса. Даже, если на пути к совершенству ожидают небольшие разочарования, то путем проб и ошибок можно добиться исключительного мастерства. Композиция произведения любого вида изобразительного и прикладного искусства заранее обдумывается. Композицияоснова художественного произведения. Батик по существу является одним из разделов декоративно-прикладногоискусства.

Независимо оттого, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. При создании композиции необходимо продумать цветовое, тоновое, графическое решение. В основе произведениядействуют законы целостности восприятия, контраста, новизны, подчинения всех средств композиции идейному замыслу, выразительности линий и цветовой гармонии. При помощи широкого диапазона приемов росписи по шелку, красок и красителей творческой работе можно придать различное настроение — движение, покой, свежесть, радость, свет, тепло и т. д. Приступая к росписи батика, практически невозможно знать до конца, что получится.

В общих чертах намечается будущая композиция и цветовая гамма. В процессе работы возможна импровизация: красивый переход цвета, капля воды, случайно (или не случайно) упавшая на окрашенную ткань, могут придать батику неповторимость и очарование.

Однако в процессе работы необходимо знание базовых правил композиции и колористики. Гармоничность воплощения любой идеи выражается в единстве композиции и цвета, выбранного материала и назначения расписываемого изделия. Грамотно выстроенная композиция и целостное цветовое решение росписи вызывает ощущение законченности. Даже интересная, выверенная композиция может «рассыпаться» при непродуманном распределении цветовых акцентов. И наоборот, грамотное использование цвета может объединить разрозненные элементы росписи или подчинить их определенному ритму. От правильно выбранных цветовых отношений зависит и то, какое эмоциональное впечатление будет производить работа. При составлении эскиза композиции необходимо цветовую гамму строить по принципу нюансных отношений. Нарушить цветовую гармонию введением одного контрастного цвета — это активный взрыв. Надо сказать, что в текстильной композиции в роли доминанты может выступать самый яркий элемент мотива, тогда центр композиции будет решен за счет контраста по светлоте и насыщенности или за счёт использования дополнительных цветов. Цветовой тон — это характеристика, непосредственно определяющая оттенок того или иного цвета. При подборе красок важно учитывать не только цветовой тон, но и яркость, так как именно она зачастую определяет звучание всей композиции в целом.

Таким образом, цветовое решение композиции должно подчиняться её образному решению и назначению выполняемой работы. Цвета не должны «спорить» друг с другом и с фоном, их пропорции должны быть выверены. И наконец, цвета, входящие в композицию, должны становиться «богаче» в сочетании друг с другом, чем взятые в отдельности и создавать цветовую гармонию. В работе над произведением художник через композицию и цвет выражает то, что его заинтересовало, увлекло и показывает своё отношение к изображаемому в соответствии с идейным замыслом.

Современные приёмы росписи ткани — это переосмысленные и переработанные в соответствии с велением времени традиционные техники, значительно упрощённые и обогащённые одновременно. Многообразие красок и вспомогательных средств позволяют даже начинающим заниматься росписью ткани для изготовления предметов одежды и интерьера. Научиться чувствовать ткань, её взаимодействие с водой и красками возможно в акварельной технике свободной росписи. Техника холодного батика требует определённой уверенности, твёрдой руки и аккуратности. Наиболее трудоёмким представляется горячий батик, приступая к нему надо чётко представлять последовательность операций. Однако для достижения максимального декоративного эффекта можно освоить различные приёмы и научиться правильно их комбинировать.

Узелковый батик — один из первых способов создания узора на ткани. Это не техника росписи, а способ окрашивания, при котором узор возникает за счёт связывания отдельных участков ткани узлами. Построенные на этом приёме техники окрашивания ткани независимо друг от друга возникли в разных регионах мира.

В Японии узелковое окрашивание называлось «тибари» (в переводе «связывать узлом»), в Малайзии и Индонезии подобная техника именовалась «планги», что означает «пробел, пятно». В Индии сегодня популярны традиционные платки и сари из тончайшего хлопка, окрашенного в узелковой технике — здесь её называют «бандан» (опять же переводится как «связывать»). Своеобразный узор на ткани возникает вследствие того, что краски не проникают в те участки ткани, которые связаны в узел или обмотаны.

Перед окрашиванием ткань складывается определённым способом, в соответствии с задуманным узором, перевязывается прочными нитками или шнурами по определённой схеме. Далее ткань погружается в ёмкость с красителем. После окрашивания и промывания в проточной воде узелки развязываются. В результате на ткани получается узор одного цвета, но с переходами от светлых оттенков к более насыщенным, поскольку краска по-разному проникает в ткань на перевязанных и не перевязанных участках. В наименьшей степени окрашиваются те участки ткани, которые были перевязаны узлами, они сохраняют первоначальный цвет. Фрагменты ткани, свободные от какого-либо перевязывания, окрашиваются с максимальной насыщенностью. Остальные части ткани прокрашиваются в разной степени, в результате чего и получаются своеобразные цветочные переходы, образующие неповторимые узоры. Для получения многоцветного рисунка операция с перевязыванием ткани повторяется, и ткань окрашивается в растворе с другой краской. Это делается следующим образом: после первичного окрашивая перевязанной ткани и её промывания в проточной воде к имеющимся узлам и перевязкам добавляются новые, захватывая уже окрашенные участки. Операция с окрашиванием и полосканием повторяется в соответствии с задуманным колоритом предполагаемого узора.

Но надо помнить, что каждый последующий цвет должен быть темнее предыдущего (например, жёлтый красный — чёрный) и обязательно учитывать законы смешивания цветов.

Однако, использовать более трёх цветов нежелательно. В результате такого окрашивания на ткани всегда получается оригинальный, неповторимый узор, так как невозможно дважды сложить или связать ткань абсолютно одинаково.

Существует множество приёмов складывания и завязывания ткани для окрашивания. Разнообразить и обогащать узоры возможно, применяя множество вспомогательных средств, в виде камешек, бусинок, бельевых прищепок и других всевозможных зажимов. Варьировать можно столько, сколько хватит воображения — возможности для экспериментов и поисков безграничны. Обретя опыт, можно осмысленно управлять рисунком. Авторский батик всегда неповторим.

Литература:

  1. И.Дворкина Батик. Холодный, горячий, узелковый. Москва, Радуга 2002 г. 2.В.Бородулин, О. В. Танкус. Основы Художественного ремесла М. Просвещение,1986 г.
  2. Р.Гильман Художественная роспись тканей, Изд.центр Владос,2003 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ткань, цветовая гармония, краска, холодный батик, цвет, идейный замысел, прикладное искусство, проточная вода, текстильная композиция, цветовой тон.


Ключевые слова

батик, резерв, пяльцы

Похожие статьи

Достижения новизны восприятия изделия за счет использования комбинирования различных по качеству тканей

В статье обосновываются виды комбинирования с учетом композиционного решения и качества тканей для достижения новизны восприятия изделия без изменения в технологии её изготовления.

Использование технологии росписи по ткани в педагогической работе

В статье представлены особенности использования технологии росписи по ткани, определены возможности технологии в педагогической работе.

Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз

Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных...

Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань

В статье рассматриваются современные варианты ручного нанесения рисунка на одежду, доступные младшим школьникам. Описываются этапы работы по созданию серии творческих работ с применением разных техник. Сделаны выводы о трудоемкости, художественной вы...

Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры

В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повест...

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности художника по костюму

В статье освещаются вопросы о месте архитектоники объемных структур в проектной деятельности художника по костюму.

Влияние декоративных средств разработки поверхности формы на процесс формообразования моделей одежды

В статье анализируются декоративные средства разработки поверхности формы относительно их влияния на процесс формообразования моделей одежды.

Взаимосвязь орнаментальной композиции на ткани с факторами, определяющими проектный образ изделия

В статье обосновывается взаимосвязь орнаментальной композиции на ткани с факторами, определяющими проектный образ изделия.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

Закономерности взаимосвязи между видами узбекской вышивки и систематизация по региональному аспекту

В данной статье рассматривается структура классификации узбекской вышивки, название техники, ее применение и типов стежков в разрезе регионов.

Похожие статьи

Достижения новизны восприятия изделия за счет использования комбинирования различных по качеству тканей

В статье обосновываются виды комбинирования с учетом композиционного решения и качества тканей для достижения новизны восприятия изделия без изменения в технологии её изготовления.

Использование технологии росписи по ткани в педагогической работе

В статье представлены особенности использования технологии росписи по ткани, определены возможности технологии в педагогической работе.

Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз

Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных...

Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань

В статье рассматриваются современные варианты ручного нанесения рисунка на одежду, доступные младшим школьникам. Описываются этапы работы по созданию серии творческих работ с применением разных техник. Сделаны выводы о трудоемкости, художественной вы...

Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры

В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повест...

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности художника по костюму

В статье освещаются вопросы о месте архитектоники объемных структур в проектной деятельности художника по костюму.

Влияние декоративных средств разработки поверхности формы на процесс формообразования моделей одежды

В статье анализируются декоративные средства разработки поверхности формы относительно их влияния на процесс формообразования моделей одежды.

Взаимосвязь орнаментальной композиции на ткани с факторами, определяющими проектный образ изделия

В статье обосновывается взаимосвязь орнаментальной композиции на ткани с факторами, определяющими проектный образ изделия.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

Закономерности взаимосвязи между видами узбекской вышивки и систематизация по региональному аспекту

В данной статье рассматривается структура классификации узбекской вышивки, название техники, ее применение и типов стежков в разрезе регионов.

Задать вопрос