Не секрет, что в настоящее время молодое поколение находится в сложной социально — психологической ситуации: разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего, и как правило, дети и подростки, особенно, страдают от негативных последствий: это и наркотизация, проявление экстремизма, табакокурение, алкоголизм и иные правонарушения.
Мы, весь педагогический коллектив, осознаем ответственность, когда говорим о воспитании у подростков потребности вести здоровый образ жизни и быть законопослушным гражданином.
Профилактическую работу с нашими воспитанниками мы начинаем вести сразу же, как они переступили порог нашего учебного заведения.
На основе анализа федерального закона № 120 — ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. с добавлениями и изменениями у нас в колледже выстроена определенная система работы по профилактике правонарушений.
В основу этой работы положены нормативные документы и локальные акты внутреннего использования:
—План воспитательной работы со студентами СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» на 2014/2015 уч.г.
—Программа «Профилактика правонарушений и экстремистских проявлений среди студентов СПб ГБОУ СПОАвтотранспортный и электромеханический колледж» 2012–2015 г.
—Методические рекомендации по реализации Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
—Положение о Комиссии по профилактике правонарушений
—Программа «Воспитание толерантности в студенческой среде СПО СПб и Ленинградской области» на период 2012–2015 гг.
—Программа по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательной среде СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» на период 2012–2016 гг.
Всентябре педагог-организатор учебнойгруппы нового набора подробно и тщательно знакомится с документами вновь поступивших, проводя как индивидуальные, так и групповые беседы. На первом родительском собрании — проводится анкетирование родителей и на основании выше изложенного составляется социальный паспорт группы. Также студенты и родители знакомятся с Правилами внутреннего распорядка под личную подпись.
Педагог-психолог с группами нового набора проводит тестирование и статистические исследования (на агрессивность, толерантность, вредные привычки), где мы также можем уже в начале периода обучения, выявить подростков группы «риска». Так в 2014/2015 учебном году, например, исследовались студенты 1-го курса на проявление агрессии и враждебности: 403 человека (16 учебных групп) — в группу «риска» определены 46 человек.
Зачастую, в наше учебное заведение уже подростки приходят, совершив, какие-то правонарушения в школе. Поэтому при приеме документов сотрудники приемной комиссии предлагают принести характеристику из школы.
Понятно, что, войдя в двери нашего колледжа, подросток в одночасье не лишится тех вредных привычек, которые у него имеются: табакокурение, алкоголь, наркотики, нетерпимое отношение к лицам определенных национальностей.
И мы, ничего не подозревая, получаем информационные письма или представление, что наш студент состоит на учете в ОДН. Опережая события, администрация колледжа рассылает официальные запросы во все отделы полиции СПб и Ленинградской области с просьбой прислать в наш адрес информацию о наличии состоящих в ОДН наших студентах.
Такая форма уже облегчает нам работу по выявлению студентов группы «риска».
Один раз в 2 месяца мы: зам. директора по ВР, зав. отделениями, педагоги-организаторы, педагог-психолог, соц. педагог, воспитатель общежития, инспектор по делам несовершеннолетних 5 отдела полиции по Фрунзенскому району СПб на заседании Комиссии по профилактике правонарушений рассматриваем персональные дела студентов, которые находятся в «группе риска». Списки таких студентов имеются на каждом из 4-х отделений колледжа и по мере необходимости эти студенты вместе с родителями (если имеются) приглашаются на заседания комиссии.
Мы стараемся убедить наших воспитанников, что не знание законов, не освобождает их от ответственности.
Особенно интересными и полезными для наших студентов были беседы в рамках проведения дня правовых знаний «Имею право знать!» и недели правовых знаний, которые у нас проводятся 2 раза в год. На подобные беседы мы приглашаем прокурора Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга и сотрудников городской прокуратуры г. Санкт-Петербурга, которые подробно рассказывают студентам об ответственности за совершение правонарушений несовершеннолетними, отвечают на вопросы, зачастую очень неожиданные. На этих беседах студенты получают много полезной информации и что особенно ценно, получают исчерпывающие ответы.
Лекции беседы по профилактике проводятся также и обществом «Знание», например, в феврале на нашем отделении была лекция: «Ответственность за правонарушения, связанные с пьянством, алкоголизмом и спиртосодержащей продукции».
Мы считаем, что подобные встречи помогают нам в развитии у подростков гражданской и правовой культуры, воспитания законопослушного гражданина.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в учебном заведении условий, где студенту хорошо и интересно.
У наших студентов совсем немного остается свободного времени для пустого времяпровождения. В колледже работают спортивные секции по многим видам спорта, имеются прекрасные футбольные поля, тренажерный зал, автодром.
Мы принимаем участие во всех спортивных мероприятия, проводимых в районе и городе: Лыжня России, кросс наций, звездная эстафета, спартакиада ССУЗов, соревнования по военно-прикладным видам спорта и многое другое.
Наши студенты чемпионы, призеры, дипломанты различных конкурсов презентаций, плакатов, проектов по темам: «Мир без наркотиков», «Мы за здоровый образ жизни», «Нет — наркотикам!», «Зеленый свет» и др.
Поверьте, нам есть чем удивить! Это и волонтерский центр «Доброволец», студенческий комитет самоуправления, мы участвует в акциях добра и милосердия: шефство над школой-интернатом № 37, Детским домом-школой № 9, благотворительная помощь беженцам с Украины, людям, пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, участвуем в экологическом проекте «Равновесие» под патронажем губернатора г. Санкт-Петербурга, участвуем в съемках передач 5 канала ТВ «Открытая студия» (ведущий Р. Герасимов), где принимаем участие в обсуждении самых злободневных тем нашего времени, особенно интересных для молодежи и многое другое.
Хотелось бы особо обратить внимание, что профилактическая работа не сможет принести должного результата, если нам, педагогам не будут оказывать помощь, содействие и будут нашими союзниками — это родители!
Мы в своей работе сталкивались с безразличным отношением родителей к пропускам занятий (особенно по неуважительной причине), нежеланием прийти на личную беседу к педагогу-организатору, или зав. отделением, поэтому на общеколледжных родительских собраниях в свете психологического и социально-педагогического просвещения выступают педагог-психолог и социальный педагог.
Хотя надо отметить, что все традиционные формы работы с родителями у нас есть, это лектории и для родителей, в режиме тематических выступлений на родительских, групповых собраниях, индивидуальные консультации с преподавателями — предметниками, тестирования, н.р. на употребление наркотиков их детьми.
Сейчас на нашем отделении (КТ) разрабатывается планпроведения «Круглого стола», отделение — родители — преподаватели, студенты группы «риска» (по успеваемости).
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что в колледже существует строгая, стройная система организации воспитательной, внеклассной работы. Накоплен положительный опыт работы, поддерживаются добрые традиции и рождаются новые, нестандартные формы организации этой работы.
Данный материал был представлен к обсуждению на выездном совещании антинаркотической комиссии по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга (май 2015 г.).