Формы работы по профилактике вредных привычек у студентов с ОВЗ
Автор: Филимонова Ольга Николаевна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 22.01.2020
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Филимонова, О. Н. Формы работы по профилактике вредных привычек у студентов с ОВЗ / О. Н. Филимонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4820/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время большое количество лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и областной политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.
Низкая конкурентоспособность лиц с ОВЗ на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования по сравнению с гражданами, не имеющими таких ограничений. Без профессионального образования уделом данной категории граждан становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему содержанию намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами лица с ОВЗ, и все общество. Для лиц с ОВЗ это явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства — неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов. [6]
В последние годы повысился интерес к проблемам, с которыми сталкиваются лица с ОВЗ при получении ими профессионального образования. Это связанно как с ростом понимания необходимости поднять их социально- экономический статус в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а так же ростом числа самих лиц с ОВЗ и их доли среди населения.
Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованиями в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим и физическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи.
Совсем недавно Калужский колледж сервиса и дизайна стал базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.
Инклюзивное образование — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с ОВЗ, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Это же задача акцентирована в программах профессионального образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в Калужской области. Ее решение может повлиять существенным образом на снижение рисков деструктивного и в том числе экстремистского поведения молодежи и одновременно позволит значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, для их всесторонней социальной адаптации.
Основной целью работы по профессиональной адаптации студентов с ОВЗ в колледже я, как преподаватель, считаю формирование социально активной личности, способной к деятельности, нацеленной на самореализацию, имеющей устойчивую систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Основой социального становления детей с ОВЗ является помощь взрослеющему человеку в приобретении качеств, зрелой самостоятельной личности, способной к адаптации, социализации и интеграции в современном мире. Но даже при благоприятном стечении обстоятельств, процесс социализации и интеграции в современном мире. Но даже при благоприятном стечении обстоятельств, процесс социализации и профессиональной адаптации таких учащихся разворачивается неравномерно и чреват рядом сложностей и проблем, так как для данной категории подростков характерны следующие особенности:
− неумение общаться с людьми вне колледжа, трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками (например, не могут объяснить, зачем и по чему они пришли в ту или иную организацию- сбербанк, почту, социальную службу);
− низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать (принимать) общественные нормы и правила (учебы, проживания в общежитии) и соответствовать им;
− слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними всю жизнь;
− потребительская психология в отношении к обществу, государству;
− неуверенность в себе, низкая самооценка или, наоборот, очень завышенная и как следствие — отсутствие постоянных друзей;
− отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь (чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное — еда, одежда, жилище, развлечения;
− склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению — курение (в том числе курительных смесей), употреблен е алкоголя, легких наркотиков. [3]
Я хочу остановиться на последней из вышеперечисленных способностей.
Я как, преподаватель, в частности куратор большое внимание уделяю этой проблеме. Все чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Работа с обучающими, ОВЗ направлена на формирование жизненно важных компетенций, необходимых для более успешной адаптации обучающихся с ОВЗ в обществе. Формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем и будущем.
В ходе работы у обучающихся должны сформироваться представления о сообразном поведении в быту и природе, безопасном для человека и окружающей среды, заинтересованное отношение к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни.
Наиболее интересными и привлекательными формами работы по профилактике вредных привычек для обучающихся является активная творческая деятельность с применением игровых ситуаций, творческих заданий, активных познавательных форм.
Для достижения поставленных целей использую следующие формы работы:
− беседы (с привлечением нарколога, венеролога, специалиста по планированию семьи, инфекциониста, фтизиатра);
− работа с текстом (чтение и обсуждение);
− агитбригады, праздники здоровья;
− конкурсы: рисунков, плакатов «Что полезно для здоровья?», «Кто курит табаков, тот сам себе враг»); пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;
− уроки здоровья «Подросток в мире вредных привычек», «Вредные привычки, что это?»
− Социально значимые промо-акции и т. д.
− Работа с семьей.
Сотворчество взрослых и подростков — благодатная почва для развития студентов с ОВЗ, их производственных, гуманных и нравственных качеств. Только в совместной деятельности воспитанник колледжа может раскрыть себя, проявить и развить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, толерантность, тем самым у них не будет склонности к аддиктивному поведению. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские и коммуникативные способности студентов с ОВЗ.
Литература:
- Данилова З. Г. Адаптация и профессионализация студентов и выпускников колледжа как условие конкурентоспособности на рынке труда (часть1) — Москва: Русимпо, 2012. 134 с.
- Обухова Е. В. Педагогическое сопровождение адаптации учащихся с ОВЗ в осуществлении выбора в профессиональном обучении / Е. В. Обухова. — Москва: Русимпо, 2015. — 132 с.: ил., табл.
- Обухова Е. В. Профессиональная адаптация детей с ОВЗ в коррекционной школе и колледже. Е. В. Обухова / Среднее профессиональное образование 2015. — № 6.-с.21–24
- Аксенова Л. И. и др.; Специальная педагогика: Учебное пособие для 5.студ. выс. учеб. заведений/ Л. И. Аксенова и др. Издательский центр «Академия»,2001.-400с. 30000 экз. ISBN 5–7695–0835–3
- Косьмина М. А. Комплексное сопровождение воспитательного процесса в работе у обучающихся с ОВЗ. М.А Косьмина / Среднее профессиональное образование 2015. — № 3.-с.139–144.