Рассматривая деревянное зодчество в современном провинциальном городе через призму культурно-архитектурного наследия, нас особенно интересует резьба оконных наличников, богато представленная в искусстве украшения срубового жилища человека. Срубовой тип постройки до сих пор используется современным человеком для жилья и является незаменимой, а в некоторых случаях вынужденной повседневно-бытовой средой его обитания в провинциальных городах Российской Федерации.
В искусстве украшения срубового жилища человека оконные наличники, как правило, декорированы богаче других архитектурных деталей, и в архитектуре фасада им всегда принадлежит ведущая роль. Резное убранство оконных наличников, сделанное мастерами прошлого, до сих пор не перестаёт удивлять современного человека, и, на наш взгляд, именно в орнаментике наличника больше, чем в других декоративных деталях деревянного дома, может быть заложен культурный код современного общества любого провинциального города.
Изучая декоративно-прикладное искусство на примере деревянного зодчества Среднего Поволжья, хочется остановиться на городе Тольятти Самарской обл., история основания которого приходится на первую половину ХVIII века. Город был основан для охраны Российских границ и окультуривания крещёных калмыков, а идейный вдохновитель и куратор стройки, учёный муж и государственный деятель В. Н. Татищев (1686–1750 гг.) подобрал соответствующее название — Ставрополь (город святого креста).
Никто не знает как украшались первые жилые дома во вновь основанном городе. Но при внимательном изучении орнаментики оконных наличников на сохранившихся до наших дней деревянных домах можно обнаружить растительные орнаменты, очень напоминающие популярные орнаменты востока. На основании этого можно предположить, что авторами или заказчиками такого орнаментированного убранства были ни кто иные, как потомки калмыцкого этноса.
Сам оконный наличник на фасаде срубового дома имеет стандартную общепринятую конструкцию, в виде прямоугольника и крепится гвоздями к несущей стене фасада. Внутренняя часть наличника в точности повторяет форму оконной рамы, а внешняя сторона варьируется по своей конструкции и форме в зависимости от замысла мастера-плотника. Главная задача оконного наличника культурно-эстетическая.
Рис. 1. Наличники г. Тольятти (рисунок автора)
Основой всей конструкции оконного наличника является шпренгель. Шпренгель — это верхняя часть наличника, на котором и располагается основной, и, как правило, главный декоративный элемент. Такой элемент может располагаться один на всей плоскости шпренгеля, а может в соседстве с другими орнаментированными деталями. Среди изученных нами оконных наличников чаще всего встречается растительный орнамент, как правило, это орнамент в виде стилизованного крина (древо жизни), у многих народов он символизирует языческое представление о создании мира. Чаще всего растительный орнамент в убранстве оконных наличников встречается с родственными ему орнаментами, такого же растительного происхождения. Реже в комбинации с геометрическими орнаментами.
При полевых исследованиях и зарисовках автором выявлено, что композиционное поле шпренгеля и всего оконного наличника имеет чёткое и пропорционально равное вертикальное деление на две зеркально похожие половины. Такая зеркальная симметрия в конструкции оконного наличника даёт нам основание считать, что мастера-плотники, изготавливая оконные наличники, помимо плотницких навыков обладали знаниями художественной композиции, пропорций и перспективы.
Возвращаясь к особенностям шпренгеля оконных наличников, хочется заметить, что в городском убранстве срубовой застройки в верхней своей части они имеют конструктивную надстройку. Такая надстройка, как правило, имеет два вида. Первая — в виде самостоятельного пропильного орнамента растительного характера, иногда он встречается в комбинации с солярными розетками и полурозетками. Данная надстройка в конструкции оконного наличника смотрится красиво и эффектно, но, как показывает практика, после продолжительного природного воздействия на неё, разрушается быстрее, чем другая, так называемая «двускатная». Благодаря своей конструктивной основе в виде повтора силуэта двускатной крыши и деталям, выполненным столярным способом, данная надшпренгельская надстройка оказалась практичной и долговечной, а поэтому в убранстве срубовой застройки встречается чаще.
По мнению некоторых учёных, Самарская губерния всегда была известна своей домовой резьбой, получившей особенное развитие в северных районах. Основными центрами, по их мнению, были те места, где жили мастера-резчики, город Ставрополь и близлежащее к нему село Хрящевка [1, с. 41].
Дом в жизни каждого человека всегда и абсолютно весь, сознательно или подсознательно, пронизан магическо-заклинательной символикой, как внутри, так и снаружи жилища, с помощью которой каждая семья стремилась обеспечить себе безопасность и здоровье, достаток и уют.
Широко был распространен орнамент, состоящий из побегов веток, завитков, который отличался своей простотой и лаконичностью. Иногда такой мотив подвергался геометризации.
В основе геометрического орнамента может заключаться символизация. Так как символы имеют огромное значение для любой культуры, ведь именно они несут в себе основную смысловую нагрузку. В оконных наличниках, используемых в убранстве жилища, встречаются геометрические орнаменты как плоские, так и рельефные. В орнаменте самыми популярными деталями является ромб в разных своих вариантах, квадрат, круг. Ромб это символ земли и плодородия. И такая символика, конечно, уходит своими корнями к древнейшим аграрным культам. Зачастую такие ромбы разделялись внутри еще на четыре маленьких ромбика. Это символическое изображение поля. Если внутри маленьких ромбов нарисованы точки, то поле засеяно, что означает плодородие. Если точек нет — поле не засеяно, бесплодно. Встречаются разнообразные вариации ромбов, но все они имеют общую смысловую нагрузку [2, c. 82–92].
Рис. 2. Разновидности шпренгелей оконных наличников г. Тольятти
Все эти символы до сих пор активно используются в декоративно-прикладной домовой резьбе. Но, по нашему мнению, жители города Ставрополя в выборе орнаментов для убранства фасада своего жилого дома были далеки от магии. По роду занятий они были хлебопашцами и земледельцами поэтому в орнаментике использовали любимые растительные элементы, которые имели только художественно-эстетическое значение. В настоящее время источник и значение этих символов в большинстве своем позабыто, и они используются по традиции, которая пришла к нам из глубокой древности, создавая устойчивый образ традиционного жилища провинциального города, от которого произошли и все позднейшие варианты построек, вплоть до, современных.
Рис. 3. Разновидности шпренгелей оконных наличников г. Тольятти
Из этого можно заключить, что многовековой опыт человека в убранстве фасада своего срубового жилища и его охраны с помощью магических изображений на различных его архитектурных деталях оказывает не только влияние на формирование архитектурно-стилевого облика городской среды, но и на формирование культурного кода современного провинциального города.
Литература:
- Информационный вестник «Самарская область. Этнос и Культура»1–2/2008. Русские. Г. Ю. Бурдина, Т. И. Ведерникова, Р. С. Кирсанова, О. Н. Бушина. С. 41.
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — С. 82–92.