Анализ родительских установок и реакций претендентов на роль замещающей семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.05.2016

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Евгейчук, А. В. Анализ родительских установок и реакций претендентов на роль замещающей семьи / А. В. Евгейчук, В. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1450-1452. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30896/ (дата обращения: 28.04.2024).



В настоящее время в России более 80 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, воспитываются в замещающих семьях.Изменение социально экономической ситуации в современном обществе, негативные тенденции, возникающие по отношению к семье и её функционированию, приводят к распаду семьи и возникновению проблемы социального сиротства. В последние время актуальным является решение этой проблемы через формирования института замещающей семьи [1].

Помощь семье и детям является актуальной проблемой, особенно когда дети лишены родительской семьи и воспитываются в государственном учреждении. Создание замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей — сирот.

Проблема замещающей семьи достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе, среди наиболее значимых следует отметить работы: Н. П. Ивановой, Г. В. Семья, В. Н. Ослон, Д. В. Каширского, Т. Н. Коваленко, Е. Е. Куфтяк и других.

Анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что содержанием определения «замещающая семья» является форма жизнеустройства, или форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка. Формами такого устройства детей в семью может служить опека, попечительство, приемная или замещающая семья [2, с 23].

С целью определения родительских установок и реакций претендентов на роль замещающей семьи и корректировки их отношения к ребенку и жизни в семье нами было проведено исследование среди 20 человек.

Оценка возможности осуществления функции усыновителей несовершеннолетнего ребенка, проводилась по результатам диагностики измерение родительских установок и реакций PARI, в интерпретации Т. В. Нещерет, которое было направленно на исследование отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Результаты исследования внутри семейных отношений приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Показатели внутрисемейных отношений

Отношение ксемейной роли

Высокие показатели

Баллы

Низкие показатели

Баллы

1. Сверхавторитет родителей

2. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка

3. Ограничение интересов матери и ребенка

16,6

16,5

15

1. «Мученичество родителей»

2. Супружеские конфликты

3. Безучастность мужа

11,7

12,3

12,5

Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о приоритете семейных проблем и вторичности других интересов, о плохой интегрированности семьи и склонности к инфантильному поведению у одного или обоих родителей.

Низкие показатели по данным шкалам показывают о наличии эмоционального ресурса, заключающегося в хорошем супружеском отношении или о работе механизма психологической защиты у усыновителей.

Таблица 2

Показатели внутрисемейных отношений

Отношение родителей кребенку

Высокие показатели

Баллы

Низкие показатели

Баллы

1.Предоставление ребенку возможности высказаться

2.Чрезмерное вмешательство в мир ребенка

3.Страх причинить вред ребенку

15,6

17,1

15,2

1.Ускорение развития ребенка

2.Зависимость ребенка от семьи

3.Строгость родителей

10

9,6

11

Высокие показатели по данным шкалам показывают нежелание брать на себя ответственность за решение сложных вопросов, наличие у родителей излишней эмоциональной зависимости от ребенка.

Низкие показатели по данным шкалам выявляют недостаточную ответственность родителей в воспитании ребенка, небольшую значимость семьи как ценности и скрытое нежелание заниматься ребенком.

Полученные результаты устанавливают несоответствие характерологических показателей усыновителей и отсутствие компетенций соответствующих роли замещающих родителей.

Для подготовки замещающих родителей к принятию ребенка в семью была реализована программа, которая включала в себя 11 занятий, проводимых в форме лекций, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, «круглых столов», консультаций со специалистами (юристами, врачами, педагогами-психологами, социальными педагогами).

После прохождения кандидатами в приемные родители подготовки в специализированной школе проводилась повторная оценка родительских установок и реакций PARI, в интерпретации Т. В. Нещерет.

Показатели внутрисемейных отношений в процессе реализации занятий с замещающими родителями претерпели некоторые изменения. Результаты после проведения программы по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, имеют высокие и низкие показатели, что представлено в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Показатели внутрисемейных отношений после проведения программы

Отношение ксемейной роли

Высокие показатели

Баллы

Низкие показатели

Баллы

1. Сверхавторитет родителей

2. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка

3. Ограничение интересов матери и ребенка

16,3

16,4

14,7

1. «Мученичеество родителей»

2. Супружеские конфликты

3. Безучастность мужа

9,9

11

10,4

Высокие показатели по параметрам нежелательным в поведении замещающих родителей после проведения программы снизились и приблизились к норме, что свидетельствует об эффективности проводимой программы.

Низкие показатели по данным шкалам приблизились к норме, что показывает наличие эмоционального ресурса, заключающегося в хорошем супружеском отношении или работе механизма психологической защиты у кандидатов в замещающие родители.

Таблица 4

Показатели внутрисемейных отношений после проведения программы

Отношение родителей кребенку

Высокие показатели

Баллы

Низкие показатели

Баллы

1.Предоставление ребенку возможности высказаться

2.Чрезмерное вмешательство в мир ребенка

3.Партнерские отношения между родителями и детьми

17,4

15,5

15,9

1.Раздражительность, вспыльчивость

2.Зависимость ребенка от семьи

3.Строгость родителей

11,4

11,2

11

Высокие показатели по данным шкалам после проведения программы увеличились, это свидетельствует о том, что данная программа еще требует доработки.

Низкие показатели по ряду шкал снизились и приблизились к норме, что указывает на наличие у кандидатов в замещающие родители таких качеств как: сдержанность, чувства справедливости и адекватной привязанности к ребенку.

Таким образом, можно утверждать, что реализация программы прошла успешно. Данная программа помогает в развитии и укреплении социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обеспечит профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия. Разработка проблемы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей перспективна и в дальнейшем требует продолжения, поиска наиболее эффективных форм и методов работы с замещающей семьей.

Литература:

  1. Минобрнауки России // http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 29.01.2016).
  2. Каширский, Д. В. Диагностика замещающих семей / Д. В. Каширский, Н. В. Сабельникова. — Барнаул: Издательство ААЭП, — 2012–156с.
Основные термины (генерируются автоматически): замещающая семья, показатель, проведение программы, ребенок, PARI, отношение, родитель, семья, воспитание ребенка, отношение родителей.


Похожие статьи

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

замещающая семья, семья, прием ребенка, родитель, стабильность функционирования семьи, материально-экономическая стабильность, гостевая семья, высокий уровень, высокая материальная стабильность...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Статья предназначена для родителей и педагогов. Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные...

2) положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско-родительских отношений

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая...

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя...

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

Отношение ребенка к устройству в семью.

К чести руководства учреждений, необходимо отметить, что доступ волонтеров и на данный момент значительно ограничен, дабы не воспитывать у детей потребительское отношение.

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель

Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

замещающая семья, семья, прием ребенка, родитель, стабильность функционирования семьи, материально-экономическая стабильность, гостевая семья, высокий уровень, высокая материальная стабильность...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Статья предназначена для родителей и педагогов. Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные...

2) положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско-родительских отношений

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая...

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя...

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

Отношение ребенка к устройству в семью.

К чести руководства учреждений, необходимо отметить, что доступ волонтеров и на данный момент значительно ограничен, дабы не воспитывать у детей потребительское отношение.

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель

Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка.

Похожие статьи

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

замещающая семья, семья, прием ребенка, родитель, стабильность функционирования семьи, материально-экономическая стабильность, гостевая семья, высокий уровень, высокая материальная стабильность...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Статья предназначена для родителей и педагогов. Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные...

2) положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско-родительских отношений

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая...

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя...

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

Отношение ребенка к устройству в семью.

К чести руководства учреждений, необходимо отметить, что доступ волонтеров и на данный момент значительно ограничен, дабы не воспитывать у детей потребительское отношение.

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель

Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

замещающая семья, семья, прием ребенка, родитель, стабильность функционирования семьи, материально-экономическая стабильность, гостевая семья, высокий уровень, высокая материальная стабильность...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Статья предназначена для родителей и педагогов. Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные...

2) положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско-родительских отношений

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая...

Особенности детско-родительских взаимоотношений...

При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя...

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

Отношение ребенка к устройству в семью.

К чести руководства учреждений, необходимо отметить, что доступ волонтеров и на данный момент значительно ограничен, дабы не воспитывать у детей потребительское отношение.

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель

Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка.

Задать вопрос