Авторы: Иванова Наталья Евгеньевна, Сергеева Татьяна Вячеславовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 1300 раз

Библиографическое описание:

Иванова Н. Е., Сергеева Т. В. Современные проблемы учета затрат на терминалах по приему платежей // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 763-767.



В статье на основе проведенного исследования условий функционирования терминалов по приему платежей, определены информационные потребности современной системы управления затратами. Были предложены новые методы учета затрат и выбрана номенклатура статей затрат.

Ключевые слова: затраты, доходы, расходы, себестоимость, калькуляция, методы учета затрат.

Первые терминалы появились в 2001 году в России и Казахстане, первый кто занялся этим бизнесом стал Ю.Мальцев.Он создал на базе банкомата Siemens автомат по приему наличных, а потом, ныне одну из лидирующих в России в своей отрасли, компанию по приему платежей «Элекснет». С того времени, как появились первые терминалы, этот рынок невероятно вырос. Также постепенно увеличивается число видов платежей и территория размещения терминалов. Если ранее деятельность терминалов в большинстве своем была направлена на прием платежей в пользу сотовых операторов и интернет-провайдеров, то сейчас список услуг, которые может предоставить терминал, значительно пополнился. Кроме мобильной связи и Интернета, так же оплачивается IP-телефония и городская телефонная связь, цифровое и кабельное телевидение, коммунальные платежи, погашение потребительских кредитов, пополнение банковских счетов и карт, электронных кошельков, подписка на газеты и журналы. А так же бывают предложения по оплате посредством терминала штрафов в ГИБДД и услуг службы знакомств.

На данный момент платежи за услуги сотовой связи, являются основной услугой на терминалах по приему платежей — их доля в общем объеме совершенных платежей составляет 95 %. Доля платежей за коммерческое телевидение среди всех платежей, проходящих через терминалы, редко превышает 1 %. Оставшиеся 4 % — платежи за все прочие услуги [1]. Схема движения денежных средств от клиента до владельца терминалов очень проста, она представлена на рис.1

Рис. 1. Схема движения денежных средств от клиента до владельца терминалов

И теория, и практика утверждают, что вершин на рынке услуг добиться невозможно без продуктивного и прицельного управления всеми процессами, связанными с функционированием предприятия в рыночных условиях. Одним из таких процессов является процесс формирования доходов и расходов предприятия.

Среди ежемесячных расходов на терминалах выделяют:

  1. оплату за арендное место (0.5–1 м.кв.) — 4000–8000 руб./мес. (зависит от посещаемости места),
  2. оплату за связь (трафик GPRS) — 600 руб./мес.
  3. отчисления платежной системе за проведение платежей
  4. отчисления банку за пересчет и зачисление на счет — 0,1–0,15 % от суммы,
  5. расходы на техническое обслуживание терминала,
  6. расходы на инкассацию,
  7. налог на прибыль — 6 % при УСНО.

Среди ежемесячных Доходов от платежного терминала складываются из:

  1. вознаграждения, выплачиваемого поставщиком услуг ежемесячно и составляющего 1–3 %,
  2. платы за пользование терминалом, которую владелец взимает с клиентов (3–5 % или фиксированная сумма).

В ряду специалистов, занимающихся вопросами организации и совершенствования бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг, необходимо обратить внимание на таких ученых, как H. A. Бреславцева, С. К. Егорова, В. И. Ткач, М. С. Тимофеева. В ходе исследования учетно-информационной системы затрат обозначены факторы, оказывающие влияние на организацию управленческого учета в сфере услуг: внеучетные, вызванные специальными особенностями данной сферы, и учетные, обусловленные ведением учета затрат на производство оказание услуг (рис. 2)

Рис. 2. Классификация факторов учетно-информационной системы затрат в сфере услуг терминалов

Научно обоснованная классификация затрат носившие огромное значение для правильной организации их учета, что подтверждают многие авторы по управленческому учету. Применять все действующие в бухгалтерском учете классификации затрат бессмысленно, потому что польза, получаемая из созданной в бухгалтерском учете информации, обязана быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации. А так же в нынешних условиях управленческий учет обязан давать информацию для всевозможных целей управления [2]. При составлении калькуляции предложено разделять затраты на прямые(переменные) и накладные (постоянные), представлены в таблице 1.

Таблица 1

Номенклатура статей затрат на терминалах по приему платежей

Элементы затрат

Статьи затрат

Прямые (переменные) затраты

Накладные (постоянные) затраты

1. Материальные затраты

1.1. Затраты на сырье и материалы

2. Затраты на оплату труда

2.1. Затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в процессе производства услуг

2.2. Затраты на оплату труда административно-управленческого персонала

3. Отчисления на социальные нужды

3.1. Отчисления на социальные нужды с оплаты труда работников, непосредственно участвующих в процессе производства услуги

3.2. Отчисления на социальные нужды с заработной платы административно-управленческого персонала

4. Амортизация

4.1. Затраты на амортизацию терминалов

5. Прочие затраты

5.1. Затраты на аренду помещений, 5.2. Затраты на Электроэнергию и интернет 5.3. Затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности 5.4. Прочие затраты (расходы на канцелярские, почтовые, телеграфские нужды, расходы на подготовку и переподго­товку кадров, на медицинское обслуживание и др.)

Обзор учетно-информационной системы в сфере услуг позволил выявить минусы в организации учета затрат, которые кроются в обезличенности информации о затратах, в недостатке распределения накладных расходов, использовании «котлового» метода учета затрат и поэтому сохранение искусственного упрощения учета затрат, неосновательный в условиях рынка и наибольшей значимости данной сферы.

Ныне огромное количество исследователей совпадают в одном мнение, что типичной чертой «котлового» метода является отсутствие истинных результатов исчисления себестоимости продукции (работ, услуг). Для «котлового» метода характерно:

1) осуществление учета затрат по предприятию в целом или экономически необоснованно установленным группам продукции;

2) распределение обезличенно учтенных фактических затрат между отдельными изделиями пропорционально их плановой (или нормативной) себестоимости [3].

Выходит, «Котловой» метод учета затрат — это вариант объединения издержек, не предусматривающий ведения аналитики единовременно по видам продукции (работам, услугам) и подразделениям (местам формирования, центрам ответственности), вследствие чего: прямые затраты превращаются в обезличенные; осуществляется не совсем точный расчет себестоимости на основе распределительных процессов; пропадает контроль бухгалтерии за наличием и перемещением материальных ценностей в производстве.

На рынке сферы услуг требуется улучшение управленческого учета, а также массовое применение его методов в управлении организациями потребительской кооперации. Методической основой в организации управленческого учета является выбор метода (или сочетания методов), позволяющего получать системную информацию о хозяйственных процессах, затратах и результатах деятельности организации в целом либо в разрезе отдельных видов услуг, структурных подразделений и др.

В современной научной литературе этот вопрос рассматривал кандидат экономических наук Федотова С. В., она предлагает перейти на методы, которые представлены в таблице 2.[4].

Таблица 2

Методы, предлагаемые киспользованию кандидатом экономических наук Федотовой С.В

Название метода

Сущность метода

Преимущества

Возможность интеграции методов

Позаказно-групповой

Прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным видамуслуг (заказам). Накладные затраты учитываются по местам возникновенияи включаются в себестоимость отдельных видовуслуг в соответствии с установленной ставкой распределения

Определение себестоимости конкретноговида услугблагодаря относительно стабильной номенклатуре видов услуг

Особенности сферы услуг предопределяют тождество прямых и переменных затрат, а также накладныхи постоянных затрат. Всвязи с этим параллельно с позаказно-групповым методомможет применяться метод «директ-костинг».При высокой доле накладных расходов рекомендуется применениеметода AВС, которыйпо своей сути являетсяальтернативой позаказному методу

«Директ-костинг»

Себестоимость услуг планируется и учитываетсятолько в части переменных затрат

Расчет нормы маржинального дохода, определение порога рентабельности по каждому виду предоставляемых услуг; возможностьюустановления краткосрочного нижнего предела цены

АВС

Поэтапное распределениекосвенных расходов пасебестоимость услуг. В качестве основных объектов учета затрати калькулирования рассматриваются операции

Более точное распределение накладныхрасходов между раз-личными видами услуг и, как следствие, более точноеопределение себестоимости

Еще один метод решения проблем предлагает кандидат экономических наук, Фетисова О. А., она советует рассмотреть метод «гоал-костинг», который более подробно расписан в рисунке 3. [5].

Рис. 2. Метод «Гоал-костинг»

Мнение авторов статьи совпадает с мнением Фетисовой О.А, применение «Гоал –костинг» позволит решить такие проблемы как:

  1. Обезличенность учтенных фактических затрат;
  2. Учет затрат по предприятию в целом или экономически необоснованно установленным группам продукции.

В дальнейшем мы будем разрабатывать кайзен-задачи, которые помогут усовершенствовать управленческий учет на предприятие терминалов по приему платежей. Благодаря им метод «гоал-костинг» позволит определить факторы, влияющие на организацию управленческого учета затрат в сфере услуг, обосновать необходимость интеграции систем учета затрат и калькулирования себестоимости, адаптировать номенклатуру статей, поможет разработать систему счетов и определить направления развития управленческого учета.

Литература:

  1. Статья: «Терминальный» бизнес (о деятельности по приему платежей через терминалы самообслуживания) (Суховская М. Г., Шаронова Е. А.) («Главная книга», 2007, n 16).
  2. Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: Национальное образование; 2012. — 672 с. — (Серия «Национальное экономическое образование»)
  3. Реферат: Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
  4. Диссертация: «Развитие управленческого учета затрат в сфере бытовых услуг», кандидат экономических наук, доцент Федотова Светлана Викторовна.
  5. Диссертация: «Развитие теоретико-методических основ калькулирования себестоимости продукции и услуг организаций сферы интернет-технологий», кандидат экономических наук, Фетисова Ольга Александровна.
Основные термины (генерируются автоматически): учета затрат, приему платежей, управленческого учета, методы учета затрат, метод учета затрат, управленческого учета затрат, кандидат экономических наук, учетно-информационной системы затрат, статей затрат, проблемы учета затрат, организацию управленческого учета, ведением учета затрат, метода учета затрат, осуществление учета затрат, организации учета затрат, упрощения учета затрат, систем учета затрат, сфере услуг, номенклатура статей затрат, калькулирования себестоимости.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос