Ключевые слова: дебиторская задолженность, АВС-метод, управление.
В основе исследования дебиторской задолженности положено распределение дебиторской задолженности по целевым группам должников. Как правило, при этом используются маркетинговые подходы, основанные на исследовании поведения покупателей [2].
В группе таких методов выделяется метод АВС-анализа. Метод АВС - это способ выявления и учета расходов по видам деятельности предприятия, способ определения и учета расходов по каждой операции отдельно. АВС-анализ связывают с именем итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето.
В основе этого метода лежит закон, открытый итальянским экономистом Парето, который говорит, что за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин, в данный момент этот закон больше известен как «правило 20 на 80». При изучении проблем дебиторской задолженности, этот метод можно сформулировать следующим образом: 80% суммы дебиторской задолженности может числиться за 20% должников [1].
Рассмотрим применение этого анализа. Последовательность проведения анализа включает расчет всех сумм задолженностей всех клиентов предприятия. Затем - вычисление80% от этой суммы. Далее следует определить задолженность по списку, начиная с его части, где самые большие задолженности, ту часть потребителей, которые задолжали 80% общей суммы. Их число значительно меньше количества должников. Выделенная группа должников - первая и главная целевая аудитория, учитывая ее относительную немногочисленность и основную долю долга (80%).
Вот именно эта группа требует самого пристального внимания. Работа с этой категорией должников должна строиться на основе персонального подхода. Эти усилия оправданы суммами долгов, которые будут возвращены.
Подобным же образом выделяются еще две группы: самой небольшой будет первая, самой многочисленной - третья.
В основе классификаций дебиторских задолженностей лежат такие категории, как сумма долга и просрочка платежа.
Характеристика типов дебиторской задолженности, ранжированных по мере убывания суммы долга (согласно методу АВС), следующая: категория А – это самые весомые должники, работа с которыми требует постоянного и тщательного учета и контроля; категория В – чуть менее важные для предприятия должники, которые взвешиваются и проверяются регулярно, однако не столь часто, как предыдущие; категория С –Это самая широкая масса дебиторов с незначительными суммами долгов.
Часто, в зависимости от состояния структуры дебиторской задолженности может выделяться и категория самых «скромных» должников Д, носящих, обычно, для изучаемого предприятии незначительный «разовый» характер.
Сформулируем общие правила управления категориями дебиторов А, В, С.
Для работы с должникам категории А необходимы: регулярная оценка достоверности прогноза платежей;возможное введение льготных условий взаимодействия; ежедневное обновление данных в базе данных;постоянное отслеживание объемов заказываемых партий и регулярности взаимодействия.
Для должника категории, применяются те же меры, что и для категории А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
Для управления дебиторами категории С выделим отдельные рекомендации:
- необходима оценка клиента на предмет продолжения отношений;
- фиксация информации о клиенте должна быть простой, контроль за состоянием долгов можно производить периодически (касается клиентов с мелкими суммами долгов);
- ужесточение условий платежей (для клиентов, ранжированных по срокам).
При совмещении градаций дебиторов по суммам и срокам получаем матрицу управления дебиторской задолженностью, включающую в себя 9 типов дебиторов.
Рекомендации матрицы «Группировка должников»:
1 – это, как правило, благонадежные постоянные дебиторы, которые могут рассчитывать на льготные условия.
2 – постоянные дебиторы с небольшой задержкой платежа. Тактика работы с ними, как правило, заключается в «мягких» напоминаниях об оплате по телефону о необходимости платежа.
3 – дебитор постоянно срывает срок оплаты. В качестве дальнейших действий может быть введение этому клиенту более низкого лимита по объему.
4 – благонадежные дебиторы, обеспечивающие предприятию стабильные доходы.
5 – дебиторы, обеспечивающие стабильный объем продаж с длительными сроками оборачиваемости платежей. Можно увеличить лимит по объему продаж, но при этом необходим тщательный контроль за движением возникающей задолженности.
6 – стабильные продажи, но срывающиеся сроки оплаты. Необходимо подписание акта сверки и графика предстоящих платежей.
7 – благонадежные дебиторы, но для ускорения оборачиваемости и максимизации дохода можно предложить таким контрагентам больший процент комиссии.
8 – как правильно, мелкие начинающие дебиторы. Можно попробовать наладить отношения, стимулируя продажи.
9 – дебиторы с низкими продажами и оборачиваемостью. Целесообразно или отказаться от взаимодействия, либо работать только по предоплате [2].
По предприятию ООО «Кандагар-Крым» была исследована группировка должников, представленнаяв таблице 1. Из нее мы видим, что большинство контрагентов – благонадежные и постоянные. Критических, с которыми стоило бы отказаться от взаимодействия, нет.
Таблица 1
Группировка должников предприятия ООО "Кандагар-Крым"
→ среднее время просрочки, дни |
0 - 30 (С) |
30 - 90 (В) |
более 90 (А) |
↓ объем, руб |
|||
Высокие (А) |
3 |
1 |
0 |
Средние (В) |
3 |
2 |
0 |
Небольшие (С) |
1 |
2 |
0 |
Данный метод дает возможность сформировать целевые аудитории должников, к которым методы взыскания долга будут отличаться, что позволит выбирать наиболее эффективные именно для этой категории способы взыскания [3]. Кроме того, к преимуществу можно отнести и выбор группы дебиторов, которые аккумулируют наибольшую сумму и которым необходимо уделить внимание в первую очередь.
Литература:
- Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник – М.: Эксмо, 2010.
- Мальцева И.В. Политика управления дебиторской задолженностью на предприятии // Финансовый менеджмент: учебник – М.: Эксмо, 2010.
- Матушевская Е. А. Оценка экономической устойчивости судоремонтных предприятий Севастополя в современных условиях хозяйствования // Бизнес Информ. – 2014. – №6. – C. 253–256.