Использование прагматических аспектов гендера в мультипликации (со стереотипными образами женщины) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.05.2016

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Додух, В. С. Использование прагматических аспектов гендера в мультипликации (со стереотипными образами женщины) / В. С. Додух. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1690-1692. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30406/ (дата обращения: 16.11.2024).



Гендерные стереотипы являются непременными атрибутами повседневного мышления, самосознания и взаимодействия индивидов в социальном пространстве. Стоит отметить, что они также являются важной составляющей и базой социализации, ведь при отсутствии упомянутых устоявшихся представлений человеку пришлось бы познавать все вещи заново, что невозможно в условиях современного общественного устройства — информационного общества [6, c. 27]. В современном мире популярность телевидения возрастает и соответственно привлекает все большее внимание лингвистов и культурологов. Именно контекст формирует «языковой вкус эпохи», транслирует нам основные ценности, продуцентом идеологических конструктов. Текст, в мультипликации наиболее точно отражает стиль жизни в данной эпохе, культуру общения, стереотипы, традиции и другие компоненты концептов, в которые входит и гендер. Это и определяет один из аспектов актуальности нашего исследования, сделанного на стыке лингвокультурологии и лингвистики.

В наиболее удачных мультипликационных фильмах образ «монтируют» в ситуацию, которая у потенциального слушателя вызывает положительные эмоции и закрепляет положительные ассоциации, запоминается и употребляется в реальной жизни. Поэтому таким важным является разговор про образы, стереотипы, которые используют мультипликации, и о законодательных механизмах контроля над ситуацией. Касаясь вопроса женщин в мультипликации, можно выделить три проблемы: гендерные стереотипы в в мультипликации, нарушение принципа равноправия и сексуализация мультипликации. Исследование стереотипных образов, которые используют в мультипликационных роликах, являются очень важными, ведь стереотипы оказывают значительное влияние на формирование личности.

Актуальность темы статьи обусловлена недостаточным уровнем теоретико-практической трактовки когнитивно-прагматических аспектов гендера, которые используют в мультипликации (со стереотипными образами женщины) и избежания стереотипных единиц, которые способствуют утверждению гендерного неравенства в обществе.

Стоит отметить, что гендерная тематика для России не является новшеством. Довольно много ученых работают в этой области (А. В. Кирилина, А. Е. Замская, О. Л. Каменская и др.). В изучении гендерного аспекта мультипликации, важны наработки таких ученых, как А. Лолетина, Г. Слышкин, И. Грошев, Ю. Маслова, и др. В трудах этих ученых изучена проблема стереотипизации как общей проблемы мультипликации, особенностей и принципов конструирования мужских и женских образов в мультипликационных фильмах и сериалах.

Мультипликация — жанр кино, в особенно перспективный для исследования процесса создания гендерномодифицированных персонажей, так как они тут отражены в концентрированном и немного в утрированном виде.

Цель статьи — анализ конструирования когнитивно-прагматических аспектов гендера в мультипликации (со стереотипными образами женщин).

Базовым компонентом построения гендерных стереотипов являются архетипы. В широком смысле архетип — это прообраз, идея, первоначальная форма для следующих образований. По определению К. Юнга архетипы — это первоначальные, врожденные психические структуры, образы, которые содержат сущность коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других проявлениях фантазии [1, c. 89]. Изучая гендерные стереотипы в мультипликации, можно выделила типичные стереотипные женские образы.

  1. «Заботливая мамочка» — разновидность домохозяйки, которая имеет детей, среди которых — и ее муж. Именно на них она направляет всю свою энергию и умение, неустанно и самоотверженно кормя, леча, стирая их одежду и убирая для них жилище. Все ее интересы сосредоточены исключительно вокруг семьи, а предел ее мечтаний — оптимизация упомянутых процессов и наиболее полное удовлетворение интересов семьи, ведь счастье — дарить радость близким [4, c. 128].
  2. «Богиня» — она прекрасна, изысканная и гламурная, однако ее совершенство эксклюзивное, предназначено только для избранника. Отчуждена от быта, она наслаждается своим исключительным статусом, а единственное ее призвание — это «позволять себя любить» [5, c. 179].
  3. «Счастливая домохозяйка» — преимущественно молодая или зрелая, красивая и ухоженная женщина, которая использует новейшие технологии бытовой техники, химии, кулинарии и т. д. «Счастливая домохозяйка» — это обычно замужняя женщина, имеющая детей и вынуждена постоянно о них заботиться. Также женщина выступает как стратег и тактик в поисках оптимального и экономного варианта приобрести тот или иной предмет быта, навести порядок, угодить мужчине.
  4. «Женщина-украшение» — она искренне несет свою красоту всем. Вдохновленная высокой миссией «красотой спасти мир», она готова на любые жертвы, чтобы стать еще лучше. «женщина-украшение» неутомимо и самоотверженно шлифует своё внешнее совершенство не только для того, чтобы нарцистически любоваться собственным видом, но прежде всего чтобы украшать собой жизнь [7, c. 158].
  5. «Женщина-природа» — чаще всего молодая женщина, переменная, как времена года, ее тело напоминает ландшафт, она как первоначальная материя, поэтому ее «естественность привлекает» [7, c. 160].
  6. «Жертва» — это печальная и обездоленная женщина, которая страдает от социальных проблем (бедность, неизлечимые болезни, экологическое загрязнение, сиротство и т. д.). Жертва беспомощная и бессильная, она зависима от внешних обстоятельств, от мужчины-героя и ожидает помощи от других, «требует доверия, понимания и поддержки» [5, c. 160].

Итак, женские образы достаточно активно воплощены в современной мультипликации, стоит отметить, что чаще всего образ женщины используют именно с прагматическими целями. Стереотипы, как мужские так и женские, имеют большое влияние на формирование человека как личности. Именно через устоявшиеся стереотипы людям приписывают нормы поведения, род занятия, профессии и т. д. Суровые ограничения, которые стереотипы накладывают на женщин, часто приводят к стрессам и неудачам. Можно сделать вывод, что мультипликация оказывает большое влияние на подсознание человека и таким образом закладывает гендерные стереотипы, определенное восприятие мира, отношение к месту женщины в этом мире. И, следуя мультипликационным образам, место это подчиненное, другoрядное.

Литература:

  1. Агеева В. Основы теории гендера [Текст]: учеб. пособие. / В. Агеева, Л. Кобылянская, М. Скорик. — М.: «К. И. С». 2004.
  2. Павлюк Л. Гендерные стереотипы и гендерная чувствительность коммуникации [Текст] / Л. Павлюк. — М.: Башня, 2009.
  3. Рябова Т. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований [Текст] / Т. Рябова // Личность. Культура. Общество. — Вып. 1 2. — М.: Гроу, 2009.
  4. Лалетина А. О. Языковое конструирование гендера в журналах об образе жизни (на материале английского языка): Дис. канд. филол. наук / А. О. Лалетина. Нижний Новгород, 2007.
  5. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. М.: Изд-во «Водолей Publishers», 2004.
  6. Проблема гендерного неравенства в педагогическом образовании (Аналитическая информация по результатам «фокус-группового» социально-психологического исследования). — М.: ПЦ «Фолиант», 2003.
  7. Мартынюк А. П. Регулятивная функция гендерно маркированных единиц языка: Автореф. дис. доктора филол. наук. — Киев, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): стереотип, мультипликация, образ, когнитивно-прагматический аспект гендера.


Похожие статьи

Использование метафоры и сравнения при формировании подтекста (на материале русского и вьетнамского языков)

Невербальные метафоры в креолизованном тексте (на основе материала комиксов)

Жанр ситуационной комедии в обучении иностранному языку (на примере ситкома «Выбирайте выражения»)

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Буддийские мотивы в японской литературе эпохи Хэйан (на примере средневековой повести «Дневник Сарасина»)

Культура художественной симуляции (на примере фильма Э.Никола «Симона»)

Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Образование терминов в китайском языке путем полного заимствования (на примере водородной энергетики)

Использование технологии буктрейлера в историческом краеведении с детьми старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование метафоры и сравнения при формировании подтекста (на материале русского и вьетнамского языков)

Невербальные метафоры в креолизованном тексте (на основе материала комиксов)

Жанр ситуационной комедии в обучении иностранному языку (на примере ситкома «Выбирайте выражения»)

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Буддийские мотивы в японской литературе эпохи Хэйан (на примере средневековой повести «Дневник Сарасина»)

Культура художественной симуляции (на примере фильма Э.Никола «Симона»)

Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Образование терминов в китайском языке путем полного заимствования (на примере водородной энергетики)

Использование технологии буктрейлера в историческом краеведении с детьми старшего дошкольного возраста

Задать вопрос