Гендерные стереотипы являются непременными атрибутами повседневного мышления, самосознания и взаимодействия индивидов в социальном пространстве. Стоит отметить, что они также являются важной составляющей и базой социализации, ведь при отсутствии упомянутых устоявшихся представлений человеку пришлось бы познавать все вещи заново, что невозможно в условиях современного общественного устройства — информационного общества [6, c. 27]. В современном мире популярность телевидения возрастает и соответственно привлекает все большее внимание лингвистов и культурологов. Именно контекст формирует «языковой вкус эпохи», транслирует нам основные ценности, продуцентом идеологических конструктов. Текст, в мультипликации наиболее точно отражает стиль жизни в данной эпохе, культуру общения, стереотипы, традиции и другие компоненты концептов, в которые входит и гендер. Это и определяет один из аспектов актуальности нашего исследования, сделанного на стыке лингвокультурологии и лингвистики.
В наиболее удачных мультипликационных фильмах образ «монтируют» в ситуацию, которая у потенциального слушателя вызывает положительные эмоции и закрепляет положительные ассоциации, запоминается и употребляется в реальной жизни. Поэтому таким важным является разговор про образы, стереотипы, которые используют мультипликации, и о законодательных механизмах контроля над ситуацией. Касаясь вопроса женщин в мультипликации, можно выделить три проблемы: гендерные стереотипы в в мультипликации, нарушение принципа равноправия и сексуализация мультипликации. Исследование стереотипных образов, которые используют в мультипликационных роликах, являются очень важными, ведь стереотипы оказывают значительное влияние на формирование личности.
Актуальность темы статьи обусловлена недостаточным уровнем теоретико-практической трактовки когнитивно-прагматических аспектов гендера, которые используют в мультипликации (со стереотипными образами женщины) и избежания стереотипных единиц, которые способствуют утверждению гендерного неравенства в обществе.
Стоит отметить, что гендерная тематика для России не является новшеством. Довольно много ученых работают в этой области (А. В. Кирилина, А. Е. Замская, О. Л. Каменская и др.). В изучении гендерного аспекта мультипликации, важны наработки таких ученых, как А. Лолетина, Г. Слышкин, И. Грошев, Ю. Маслова, и др. В трудах этих ученых изучена проблема стереотипизации как общей проблемы мультипликации, особенностей и принципов конструирования мужских и женских образов в мультипликационных фильмах и сериалах.
Мультипликация — жанр кино, в особенно перспективный для исследования процесса создания гендерномодифицированных персонажей, так как они тут отражены в концентрированном и немного в утрированном виде.
Цель статьи — анализ конструирования когнитивно-прагматических аспектов гендера в мультипликации (со стереотипными образами женщин).
Базовым компонентом построения гендерных стереотипов являются архетипы. В широком смысле архетип — это прообраз, идея, первоначальная форма для следующих образований. По определению К. Юнга архетипы — это первоначальные, врожденные психические структуры, образы, которые содержат сущность коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других проявлениях фантазии [1, c. 89]. Изучая гендерные стереотипы в мультипликации, можно выделила типичные стереотипные женские образы.
- «Заботливая мамочка» — разновидность домохозяйки, которая имеет детей, среди которых — и ее муж. Именно на них она направляет всю свою энергию и умение, неустанно и самоотверженно кормя, леча, стирая их одежду и убирая для них жилище. Все ее интересы сосредоточены исключительно вокруг семьи, а предел ее мечтаний — оптимизация упомянутых процессов и наиболее полное удовлетворение интересов семьи, ведь счастье — дарить радость близким [4, c. 128].
- «Богиня» — она прекрасна, изысканная и гламурная, однако ее совершенство эксклюзивное, предназначено только для избранника. Отчуждена от быта, она наслаждается своим исключительным статусом, а единственное ее призвание — это «позволять себя любить» [5, c. 179].
- «Счастливая домохозяйка» — преимущественно молодая или зрелая, красивая и ухоженная женщина, которая использует новейшие технологии бытовой техники, химии, кулинарии и т. д. «Счастливая домохозяйка» — это обычно замужняя женщина, имеющая детей и вынуждена постоянно о них заботиться. Также женщина выступает как стратег и тактик в поисках оптимального и экономного варианта приобрести тот или иной предмет быта, навести порядок, угодить мужчине.
- «Женщина-украшение» — она искренне несет свою красоту всем. Вдохновленная высокой миссией «красотой спасти мир», она готова на любые жертвы, чтобы стать еще лучше. «женщина-украшение» неутомимо и самоотверженно шлифует своё внешнее совершенство не только для того, чтобы нарцистически любоваться собственным видом, но прежде всего чтобы украшать собой жизнь [7, c. 158].
- «Женщина-природа» — чаще всего молодая женщина, переменная, как времена года, ее тело напоминает ландшафт, она как первоначальная материя, поэтому ее «естественность привлекает» [7, c. 160].
- «Жертва» — это печальная и обездоленная женщина, которая страдает от социальных проблем (бедность, неизлечимые болезни, экологическое загрязнение, сиротство и т. д.). Жертва беспомощная и бессильная, она зависима от внешних обстоятельств, от мужчины-героя и ожидает помощи от других, «требует доверия, понимания и поддержки» [5, c. 160].
Итак, женские образы достаточно активно воплощены в современной мультипликации, стоит отметить, что чаще всего образ женщины используют именно с прагматическими целями. Стереотипы, как мужские так и женские, имеют большое влияние на формирование человека как личности. Именно через устоявшиеся стереотипы людям приписывают нормы поведения, род занятия, профессии и т. д. Суровые ограничения, которые стереотипы накладывают на женщин, часто приводят к стрессам и неудачам. Можно сделать вывод, что мультипликация оказывает большое влияние на подсознание человека и таким образом закладывает гендерные стереотипы, определенное восприятие мира, отношение к месту женщины в этом мире. И, следуя мультипликационным образам, место это подчиненное, другoрядное.
Литература:
- Агеева В. Основы теории гендера [Текст]: учеб. пособие. / В. Агеева, Л. Кобылянская, М. Скорик. — М.: «К. И. С». 2004.
- Павлюк Л. Гендерные стереотипы и гендерная чувствительность коммуникации [Текст] / Л. Павлюк. — М.: Башня, 2009.
- Рябова Т. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований [Текст] / Т. Рябова // Личность. Культура. Общество. — Вып. 1 2. — М.: Гроу, 2009.
- Лалетина А. О. Языковое конструирование гендера в журналах об образе жизни (на материале английского языка): Дис. канд. филол. наук / А. О. Лалетина. Нижний Новгород, 2007.
- Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. М.: Изд-во «Водолей Publishers», 2004.
- Проблема гендерного неравенства в педагогическом образовании (Аналитическая информация по результатам «фокус-группового» социально-психологического исследования). — М.: ПЦ «Фолиант», 2003.
- Мартынюк А. П. Регулятивная функция гендерно маркированных единиц языка: Автореф. дис. доктора филол. наук. — Киев, 2006.