В статье представлены: разработка мотивационной системы и её применение в авиационно-туристической фирме «Икс Эль Тревел» с учетом проведенного ранее исследования мотивационной системы турфирмы Китая и России. В турфирме «Икс Эль Тревел» было проведено маркетинговое исследование мотивации персонала, сравнительный анализ мотивационных систем, предложены рекомендации по совершенствованию мотивационной системы.
Ключевые слова: мотивация, мотивационная система, способы стимулирования, «Икс Эль Тревел».
Руководителю туристической фирмы приходится прилагать усилия, чтобы подобрать виды стимулирования и мотивации, которые принесут ожидаемый результат. Поэтому следует разработать и применить определенные мотивационные методы, так как для каждого предприятия они индивидуальны.
На основе ранее проводимых теоретических и экспериментальных исследований особенностей мотивационных систем в турбюро «Дальневосточный Феникс» (г. Благовещенск) и Trip of Garden Interntional Tour, Ltd «Интурист Летний сад» (г. Харбин), были выявлены следующие выводы:
‒ у российской и китайской турфирмы свои мотивационные особенности, национальные подходы к мотивации персонала.
‒ национальные отличия влияют на методы мотивации сотрудников. Особенность управления персоналом в России — возрастающая роль личности работника, в Китае же акцент сделан на результате работы.
‒ для мотивации сотрудников турфирмы используют материальные и моральные методы стимулирования.
‒ в Китае прослеживается полная самоотдача работе, обусловленная историческими и идеологическими особенностями. В России руководители выполняют функцию создателя команды, поиска внешнего мотивационного стимулирования и разрабатывают новые средства управления персоналом
‒ причина сбоя мотивационной системы в туристических фирмах, по словам сотрудников — кризис.
Дальнейшее изучение мотивационной системы осуществлялось в туристической фирме «Икс Эль Тревел» (г.Благовещенск). В ходе опроса было выяснено, что прежняя мотивационная система присутствовала номинально, а фактически «не работала», т. е. не влияла на поведение работников. С целью выявления ключевых стимулов для персонала было проведено анкетирование с использованием пятибалльной шкалы оценивания (5 — маx., 1 — мin. значение) [1].
Анализ показал, что первичная заинтересованность у сотрудников связана с заработной платой, взаимоотношениями с руководителем и коллегами, организация условия труда.
Рис. 1. Значимость элементов мотивации труда для работников «Икс Эль Тревел»
В ходе изучения значимости элементов мотивации в турфирме «Икс Эль Тревел» выявлен ряд факторов, которые влияют на мотивацию персонала. Изучив опыт управления и инструменты мотивации персонала в туристической фирме Китая, на вооружение были взяты методы, не применяющиеся в России. На основе полученных данных разработана система мотивации.
После применения выбранных элементов восточной корпоративной культуры в авиационно-туристической фирме «Икс Эль Тревел» были получены следующие результаты: чтобы улучшить отношения в коллективе было рекомендовано применить такой способ, как «Безликий день» — ношение масок. С помощью масок сотрудник в определенный день месяца способен не притворяться. Психологи выяснили, что возможность оставаться наедине с мыслями без дополнительной необходимости объясняться для работников — лучше чашки успокаивающего чая [3]. Сотрудники данной компании применили этот метод 1 раз и сразу же пришли к выводу, что этот элемент мотивации в маленьком коллективе неразумен, так как работа турфирмы тесно связано со сферой человек-человек, и вызывает недопонимание со стороны клиентов.
В китайской турфирме для сотрудников налажена система питания (организована собственная столовая), в российских условиях данный вид мотивации финансово не оправдан, так как это требует существенных финансовых затрат. На сегодняшний день альтернативой является использование системы кейтеринга (доставка обеда в офис).
Ещё одним методом из восточной культуры стал обеденный часовой сон раз в неделю, который следовало ввести в тестовом режиме в рабочее расписание [4]. Персонал российской туристической фирмы оценил данный стимул к труду неоднозначно, так как это не вписывается в рамки обыденной мотивации. Альтернативой стала бы организация зоны отдыха в офисе.
При анализе полученных результатов следует сделать вывод о том, что полностью использовать элементы зарубежной мотивационной системы не представляется возможным, в силу специфики российского менталитета, которому трудно принять тенденции другой культуры. Кроме того, не стоит забывать, что нематериальные способы поощрения используют только в том случае, когда в полной мере удовлетворены финансовые потребности сотрудника.
Кроме того, имеет место предложения других элементов мотивации для качественной и эффективной работы персонала [5].
Таблица 1
Предложения ирекомендации по совершенствованию мотивации персонала
Элемент зарубежной мотивационной системы |
Цель |
Руководство кисполнению |
Сроки реализации |
1. Модернизация системы мотивации персонала. |
Улучшение рабочей обстановки, установка дружественных отношений между персоналом и руководителем. |
Изучение и проведение технологии коучинга «GROW» [2],Геймификация (Сочетание элементов семинарских занятий, включая тренинговые упражнения, игры, решение кейсов. Подобная дидактическая эклектика позволяет делать каждое занятие интересным, запоминающимся и эффективным). |
Постоянно |
2. Введение инновационных методов стимулирования персонала. |
Повышение заинтересованности работников в достижении намеченных целей компании. |
Идея — карточка — поощрение — товар/отдых. Каждый сотрудник сможет придумывать, а затем озвучивать и делиться ей с руководителем. За инновационную идею сотрудник получает карточку, которая является своего рода поощрением. В конце отчетного периода (квартал, полугодие, год) работник получает какой либо товар или отдых. |
Периодически |
3. Модернизация по обслуживанию клиентов. |
Привлечение новых клиентов |
Повышение квалификации кадров (рекламные туры). Креативная проект-сессия [4]. Крайне важно проводить для всех сотрудников проектную сессию, в рамках которой анализируются достижения компании сильные и слабые стороны, после чего можно формировать проекты по минимизации слабых сторон и использования сильных. |
Постоянно |
Изучив и проанализировав систему мотивации в данной турфирме, были выявлены первостепенные элементы мотивации, которые играют важную роль в работе персонала.
В ходе работы были частично применены элементы мотивации восточной культуры, однако следует тщательно подбирать способы стимулирования, так как не всё то, что принимается и воплощается в стране Восходящего солнца можно адаптировать для российского персонала. Данное непринятие связанно со сложившийся исторически культурой, которую поменять за пару месяцев невозможно. Кроме того, было предложено воспользоваться рядом других элементов, которые способствуют решению проблем в данной компании. Необходимо понимать, мотивация — тонкий инструмент, и обратный эффект неправильно внедренной системы может во много раз превзойти возможный положительный эффект.
Литература:
1. Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала: учебное пособие. — М.: Генезис, 2014. — 248 c.
2. Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала; Феникс, МарТ — Москва, 2013. — 2
3. Слепцова А. С. Психодиагностика персонала; Книжкин дом — Москва, 2012. — 320 c.
4. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.e-xecutive.ru/
5. Системы мотивации персонала. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: hr-portal.ru/article/sistemy-motivatsii-personala