В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи эффективности экономики нашей страны и её регионов с инвестиционной политикой и её масштабами. Исследованы показатели внедрения инвестиций в секторы экономики Наманганской области, а также формирование источников финансирования, в том числе доля иностранных инвестиций и кредитов в структуре их видов. Даны конкретные предложения и изучены пути решения проблем.
Ключевые слова: инвестиция, иностранные инвестиции, инновационные процессы, инвестиционный климат, инвестиционная политика, экономический рост.
В условиях модернизации экономики суть государственной научно-технической политики заключается в оказании помощи при осуществление научно технологических исследований и инновационных процессов, которые смогут быстро удовлетворить внутренний спрос, конкурировать на мировом рынке и дать возможность глубоко обновить экономические отрасли.
Инвестиции являются основным средством оснащения современными техниками и технологиями, а также восстановления научно-технических, производственных и умственных возможностей. Именно благодаря зарубежным инвестициям национальная экономика оживает, и промышленность специализируется на производстве современных, конкурентоспособных товаров. Это в свою очередь приводит к созданию новых рабочих мест и к решению существующих экономических и социальных проблем в стране.
Упорядочение государством инвестиционных отношений осуществляется путём создания правовых условий, гарантирующих их деятельность, страхованием объектов и другими средствами в социальных или государственных интересах.
Мировая практика показывает, что занимаемое место и количество иностранных инвестиций в экономике страны определяет удобство инвестиционного климата в данной стране.
Этот климат во многом оценивается по признакам государственной политики по отношению к иностранным инвестициям и по упорядочению государством внешнеэкономической деятельности.
Меры, которые принимаются в нашей республике по углублению экономических реформ, по обеспечению независимости экономики и по защите прав собственности благоприятно влияют на улучшение инвестиционного климата страны и привлечению зарубежных инвестиций, количество которых растёт из года в год.
Экономическая рентабельность нашей страны и его отдельных регионов зависит от показателей и объёма инвестиционной политики. Инвестиции являются важным средством сокращения региональных различий и непропорциональности в социально-экономическом развитии способствующий рационально использовать природно-экономические и трудовые ресурсы и этим усовершенствовать региональный состав экономики.
Нынешний уровень формирования инвестиционного климата в регионах объясняется переходом на путь экономического роста. Такой рост требует создания и осуществления отдельной инвестиционной политики, которая должна опираться на практику развитых стран, инвестиционным ресурсам и иностранным инвестициям как возможность привлечения дополнительного капитала. Без привлечения иностранных инвестиций невозможно организовать производство, отвечающее современным требованиям.
Если на основании региональной инвестиционной программы Наманганской области в 2014-году планировалось осуществление прямых иностранных инвестиции на сумму 16,3 млн. долларов по 12 основным и по 6 приоритетным проектам, то по итогам года фактически по основным и дополнительным проектам были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму 16,6 млн. долларов.
Таблица 1
Структура Внутреннего регионального продукта по экономическим отраслям (в процентах)[1]
Показатели |
Годы |
|||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Объем ВРП (млрд. сумов) |
1045,0 |
1449,7 |
1872,5 |
2790,3 |
2944,4 |
1872,0 |
4969,4 |
6016,2 |
Темп роста |
109,5 |
112,3 |
109,9 |
112,4 |
110,0 |
110,0 |
111,2 |
109,5 |
Структура ВРП |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Промышленность |
8,0 |
7,3 |
6,7 |
9,1 |
9,9 |
11,3 |
10,8 |
11,4 |
Сельское хозяйство |
38,6 |
36,4 |
33,9 |
34,6 |
34,4 |
34,2 |
36,8 |
34,9 |
Строительство |
7,4 |
6,7 |
6,4 |
7,4 |
7,8 |
6,9 |
7,0 |
7,1 |
Торговля и общественное питание |
10,0 |
9,0 |
8,3 |
10,4 |
9,2 |
8,8 |
8,9 |
9,3 |
Другие виды обслуживания и чистые налоги |
36,0 |
40,5 |
44,5 |
38,5 |
38,7 |
38,7 |
36,5 |
37,3 |
Доля ВРП в ВВП Республики |
3,7 |
3,7 |
3,8 |
3,9 |
3,8 |
3,8 |
4,2 |
4,3 |
Активизация потока внутренних и внешних инвестиций по развитию экономики регионов является основным механизмом поднятия экономического развития на новый уровень. Поэтому развитие экономики требует широкомасштабных инвестиций. Для модернизации производственных сил и обновления основных средств в регионах республики существует необходимость мобилизация больших капиталовложений. Для этого и в регионах республики уделяется много внимания по привлечению зарубежных инвестиций.
Несмотря на то, что Наманганская область по показателям привлечения иностранных инвестиций занимает нижние места в республике, тем не менее, обеспечивается стабильный рост всех отраслей экономики (1-таблица).
По анализированным годам по отраслям экономики Наманганской области привлечено свыше 330,7 млн. долларов иностранных инвестиций. Из них 138,0 млн. долларов прямых иностранных инвестиций.
За 7 лет при помощи иностранных инвестиций были организованы 38 предприятий, в 2014-году их число достигло 64 и по показателям выросло на 120,7 процентов. Если рассмотреть предприятия в разрезе районов, можно увидеть своего рода непропорциональность. 58 процентов предприятий организованных при участии иностранных инвестиций расположены в городе Наманган, в районах Наманган и Поп, а в других районах его удельный вес остаётся низким. Это в свою очередь негативно влияет на увеличение экономического потенциала региона, на переоснащение и модернизации техники и технологии. Одновременно в увеличении экспортных показателей области сокращается доля районов, в которых количество предприятий с участием иностранных инвестиций ниже среднего показателя.
С участием иностранных инвестиций было организовано производство новых видов продукций, таких как шёлковые продукции, переработанные овощи и фрукты, автомобильные фары, детали и запчасти, обувь, пряжа, махровые полотенца и халаты, швейные и чулочно-носочные изделия, а так же медикаменты, стройматериалы (пенопласт, электроды, профнастил), шёлковые ковры и т. д. Если в 2008 году удельный вес товаров произведённых этими предприятиями составлял 14,3 процентов от общего объёма продукций произведенных в области, то в 2014 году этот показатель достиг 25,2 процента. В течение этого периода предприятиями с иностранным капиталом было экспортировано товаров и услуг на сумму 252,4 млн. долларов, этот показатель в течение семи лет вырос 4,5 раза.
Доля предприятий с участием иностранных инвестиций в экспорте области за семь лет выросла с 27,8 процентов до 51,1 процента. Если анализировать формирование ресурсов общих инвестиций привлечённых в экономику регионов по видам, то видно, что в составе внедренных инвестиций в экономику Наманганской области доля зарубежных инвестиций и кредитов снижается в соответствии показателями республики (2- таблица).
Таблица 2
Динамика привлечения иностранных инвестиций вэкономику Наманганской области (в процентах)[2]
Показатели |
Регионы |
Годы |
Изменения +,— за 2009–2014 годы |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Удельный вес зарубежных инвестиций в объёме общих инвестиций |
Республика Узбекистан |
32,4 |
28,8 |
25,3 |
22,0 |
23,1 |
21,2 |
—11,2 |
Наманганская область |
4,3 |
6,5 |
5,2 |
4,6 |
7,7 |
24,0 |
19,7 |
|
Удельный вес прямых зарубежных инвестиций в объёме общих инвестиций |
Республика Узбекистан |
27,8 |
25,1 |
20,4 |
16,9 |
16,9 |
15,4 |
—12,4 |
Наманганская область |
2,6 |
5,0 |
4,3 |
4,0 |
3,2 |
2,3 |
-0,3 |
|
Удельный вес прямых зарубежных инвестиций в объёме общих зарубежных инвестиций |
Республика Узбекистан |
85,9 |
87,0 |
78,8 |
79,0 |
72,0 |
75,0 |
-10 |
Наманганская область |
67,8 |
77,4 |
83,1 |
85,8 |
40,9 |
9,5 |
-58,3 |
|
По данным 2 таблицы видно, что удельный вес иностранных инвестиций в объёме общих инвестиций внедренных в экономику Наманганской области за 2009–2014-годы вырос с 4,3 процента до 24,0 процентов. Причиной такого резкого роста является высокий объём государственных гарантий в составе привлеченных иностранных инвестиций, но в месте с тем объём прямых инвестиций снижен с 2,6 процента на 2,3 процента. В удельном весе иностранных инвестиций доля прямых иностранных инвестиций снизалась 67,8 процентов до 9,8 процента. В удельном все общих инвестиций республики доля иностранных инвестиций снижена с 32,4 процента в 2009 году до 21,2 процента 2014-году.
Наши исследования показывают, для привлечения иностранные инвестиции в экономические отрасли Наманганской области должны быть решены следующие вопросы:
− стимулировать деятельность банков, инвестиционных фондов, страховых и лизинговых компаний и развивать их деятельность в осуществлении инвестиционных проектов;
− развивать деятельность консалтинговых, маркетинговых и юридических центров по усовершенствованию знаний предпринимателей, в том числе по увеличению их опыта по инвестиционным проектам и юридическим знаниям;
− осуществлять постоянный контроль со стороны региональных органов управления за коммерческими банками, региональными торгово-промышленными палатами и другими организациями ответственными в оказании реальной помощи предпринимателям в разработке инвестиционных проектов;
− проводить глубокий анализ со стороны региональных органов управления и коммерческих банков финансово-экономического состояния инициаторов проектов по внесению их в программу социально-экономического развития региона;
− При формировании финансовых ресурсов основными задачами является, сокращение до минимума риска потерь капиталовложений, удержание нынешней стоимости товаров и капитализация.
Инвестиционный капитал, состоящий из различных финансовых ресурсов, в том числе из иностранных инвестиций и кредитов, в связи общедоступностью, надёжностью, а также из-за ограниченной, активной и незащищенной сложной структуры, чутко реагирует на налоги, таможенную политику и другие факторы.
При анализе внутренних и внешних инвестиционных возможностей оценки, выбора и реализации инвестиционных проектов осуществляемых в Наманганской области рекомендуется:
- Во-первых, целесообразно проводить оценку каждого привлечённого финансового ресурса по теории временной стоимости денег.
- Во-вторых, рекомендуется проанализировать неопределенности по проекту, определить пути уменьшения сокращения рисков и заранее распределить их между членами инвестиционного проекта.
- В-третьих, требуется пользоваться чистой дисконтированной нормой, сроком окупаемости и другими стандартными методами для оценки рентабельности инвестиционных проектов.
- В-четвёртых, проводить оценку базы ресурсов для определения цены привлечения и применения решений по инвестиционным проектам финансируемых собственными средствами, капиталом зарубежных партнёров и международных финансовых институтов.
Литература:
- Р. Исматов, Н. Наримонов. Худудлар иқтисодиётига инвестициялар жалб қилишни самарали бошқариш. Ўзбекистонда молиявий секторни ролини оширишва унда илғор хориж тажрибасидан фойдаланиш.Халқаро илмий амалий конференцияси материаллари тўплами.II қисм. 498 б. Тошкент, 2015 й.
- Статистический сборник. Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике. Т.: 2015.
- Статистический сборник. Статистического управления Наманганской области. Н.: 2015.
[1] Разработано автором по статистическим данным экономического управления Наманганской области
[2] Разработано автором по статистическим данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.