Авторы: Тошпулатова Нодира Худжамурадовна, Комилова Азиза Сунатуллаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Тошпулатова Н. Х., Комилова А. С. Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1306-1308.



В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Ключевые слова: кризис личности подростков, психологическое воспитание, возраст, педагогические, потребности.

Всестороннее развитие каждого человека — программная цель Республики Узбекистан — предполагает в качестве важного условия выявление творческого потенциала личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития.

Учителя знают, как тяжело работать в подростковых классах: трудно с дисциплиной, трудно с обучением. Подростки бывают разные — увлекающиеся и безразличные, энергичные и апатичные, с отсутствием интересов и огромным множеством таковых. Но довольно часто подростков объединяет одно — «волевая запущенность», отсутствие привычки к регулярному труду, к собранности.

Подростковый период — это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер [1].

В чем же состоят главные особенности подросткового возраста, существенные именно при воспитании волевых привычек?

Учителям и родителям хорошо известны сложности переходного периода, они знают о его трудностях и многие свои упущения в воспитании объясняют именно переходным возрастом. Опыт показывает, что в большинстве случаев главными в развитии личности подростка являются все-таки собственно психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Большое значение самовоспитанию придавал Л. Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память. Известный французский философ Ж. П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает» подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Кризис подросткового возраста возникает в результате того, что у подростка появляются совершенно новые потребности, которые пока никак не удовлетворяются. Не удовлетворяются они по двум причинам: во-первых, в самом подростке еще недостаточно развиты те психологические возможности, способы деятельности, с помощью которых он мог бы удовлетворить их, и, во-вторых, в его окружении — в ближнем и дальнем — не всегда создаются достаточные условия для удовлетворения возникших новых потребностей.

Первая потребность — «какой я, как меня воспринимают, чем я отличаюсь от других» — обретает спонтанный характер именно в подростковом возрасте. У подростка развивается и укрепляется теоретическое мышление, возникает особая форма самосознания — рефлексия, т. е. способность к самоанализу. У некоторых подростков эта потребность так велика, что они заводят дневники, где анализируют каждый свой поступок, каждое сказанное слово. Этими дневниками очень дорожат и лишь в виде особого доверия разрешают другим их читать. Дневники — только иногда «напоказ», а чаще всего для себя, для самопознания. Проведенные нами психолого-педагогические исследования дают выводы о том, что подростки, которым несвойственна выраженная потребность в самопознании, очень часто «застревают» на каком-то этапе личностного развития. Это приводит таких подростков даже к стойкому снижению познавательной потребности уже в старших классах. Нет никакого сомнения в том, что потребность в самопознании крайне необходима для развития личности. Результат такого самопознания не в медленном преодолении всех недостатков, а в том, что оно, как деревце, начнет плодоносить через много лет. Это основа самовоспитания.Другая важнейшая потребность в этом возрасте — потребность в самоутверждении. Нам бы хотелось привлечь внимание к другой стороне этой потребности — к потребности утвердиться в мире взрослых. Не стать таким, как взрослый, а таким, с которым считаются взрослые. Подросток ощущает потребность самоутвердиться и в мире сверстников, и в мире взрослых, очень часто у него есть взрослые-идеалы, которым он стремится подражать, на мнение которых он ориентируется.

У подростка, как у маленьких детей, ярко выражена потребность «быть хорошим» в глазах окружающих. Но и только в том случае, если эти окружающие заслуживают, по его мнению, уважения. А когда для подростка не существует авторитетов — это уже подростковые неврозы, вина за которые лежат на учителях.

Обе описанные выше потребности соединяются и развиваются в новой, очень заметно проявляющейся у подростка потребности в самовоспитании.Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и в первую очередь — стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности. Такая педагогическая работа требует от учителя деликатности, высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия.

Лабиринт Подростки очень хаотичны в своем стремлении к самосовершенствованию. Большинство из них практически не знают, что и как делать.

Сама психологическая природа подросткового возраста приходит на помощь к родителям и учителям. И их задача — воспользоваться этой помощью, суметь организовать школьников таким образом, чтобы их потребность в самовоспитании реализовалась действительно в новых способах поведения и деятельности [5].

Известный французский философ Ж. П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает» подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике и, в частности, такими учеными, как А. Г. Ковалев, Д. М. Гришин, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и др. [3].

Самовоспитание как процесс усвоения человеком, опыта предшествующих поколений, широко представлен в исследованиях разных наук, связанных с развитием человека. Среди них общая, возрастная и социальная психология (А. Я. Арет, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. Г. Маралов, Л. И. Рувинский, Н. П. Чеснокова); социология (Н. Смелзер); гигиена (С. Н. Попов, Д. А. Фарбер). Самовоспитание личности сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, т. е. к формированию установок, полезных для человека и для общества [2].

Таким образом, самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности [4]. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Литература:

  1. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., и др, Возрастная и педагогическая психология: -М., 1984. — 512 с.
  2. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников. Мн, 1990.
  3. Кочетов А. И. Личность воспитывает себя. — М., 1983.
  4. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Под ред. Е. Н.Шиянова. — Ставрополь, 1993.
  5. Кириллов В. К., и др. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности Чебоксары, 1994. — 268 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросткового возраста, развитии личности подростка, психологические факторы воспитания, Известный французский философ, французский философ Ж, развития личности, формирование индивидуальности, личностном развитии, кризис личности подростков, роль самовоспитания, несвойственна выраженная потребность, высшего уровня, творческого потенциала личности, кризис подросткового возраста, большинстве случаев, важнейшая потребность, самосовершенствования личности Чебоксары, процесса развития личности, подростка потребности, организации самовоспитания подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос