Ключевые слова: английский язык, методика преподавания английского языка, мотивация, мозговой штурм, Карты Ума.
Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые компоненты процесса обучения, которые могут быть включены в урок английского языка для повышения мотивации учащихся. Были рассмотрены различные методики и их влияние на развитие навыков и умений при овладении иностранным языком на школьном этапе.
Мотивация является важным компонентом любой деятельности человека. Иначе говоря, мотивация — это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность [5].
Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность — это ощущение недостатка в чем-либо, которое имеет индивидуализированный характер при всей общности проявления.
Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения потребности. Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности являются основным источником активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности. [3]
Рассмотрим мотивацию в контексте обучения. Существуют различные принципы обучения, такие как дидактические, лингвистические, психологические. Все они отражают основные идеи обучения, следуя которым, достигаются все поставленные цели и задачи в процессе обучения.
Рассмотрим один из психологических принципов, а именно принцип мотивации. Этот принцип основан на понимании мотива как побуждение к деятельности, что в свою очередь связанно с удовлетворением потребностей человека, в данном случае потребности ученика в получении и дальнейшем использовании знаний [6].
При обучении иностранному языку необходимо иметь точное представление о том, что может помочь учащимся в повышении мотивации. В этом случае происходит воздействие на внешнюю мотивацию со стороны учителя, поэтому учитель должен строить занятия таким образом, чтобы учащиеся могли точно видеть свои успехи в овладении иностранным языком. В этом случае могут быть задействованы различные источники, например, аутентичные материалы (кинофильмы, книги, газеты, журналы, брошюры). Разнообразие материалов позволяет ученикам выполнять различные задания, например:
- Выписать знакомые слова в одну колонку, а незнакомые в другую. Затем отметить те, которые часто употребляются в разговорной и книжной речи, или же те, которые совсем не встречаются. Можно использовать такие источники, как газеты “TheTimes”, “TheNewYorker”, “TheIndependent”, “TheDailyTelegraph”, “TheExpress”, “TheNewsoftheWorld”.
- Обсудить фильм или мультфильм, его основную идею и ключевые моменты. Например, “Aladdin” или “Winnie-the-Pooh”.
- Обсудить, как часто в русской речи встречаются иностранные слова.
- Работа с аудиоматериалом, как учебным, так и аутентичным. Учащиеся могут вставить пропущенные слова в предложения; отметить различия между написанным текстом и прослушанным; поставить абзацы текста в том порядке, в котором они звучали в записи.
- Обсудить с партнером данный отрывок текста, статью журнала, предложенное утверждение. Можно прибегнуть к ролевой игре, например, один из учащихся продавец, другой — покупатель; продавец должен помочь выбрать товар.
При выполнении таких заданий, учащиеся задействуют различные источники информации, учатся пользоваться словарями. При этом внешняя мотивация часто переходит во внутреннюю.
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Е. И. Пассов (1991) определяет, что коммуникативная мотивация — это способ обеспечения инициативного участия ученика в общении как на уроке, так и вне него [7]. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Не смотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации. Поэтому необходимо больше обращаться к воображению ребят, к фантазии, к игре. Например, работа по станциям. Учащиеся делятся на группы (по 2–3 человека) и, переходя от станции к станции, выполняют различные задания: решить кроссворд, собрать слова в предложение, соотнести рисунки и слова.
Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие. Использование игровых форм обучения, и в первую очередь ролевых игр, является отличительной особенностью интенсивных методов. [4]
Такие задания, носящие творческий характер, позволяют снять напряжение однотонной работы и умственную утомляемость. Ученик полностью погружается в языковую среду, при этом не замечает возникающих препятствий. Ученики выполняют речевые упражнения, которые задействуют возможные ситуации речевого общения. Поэтому учителя все чаще используют проектные методы, которые позволяют реализовать методические и педагогические принципы. В результате у учащихся повышается интерес к урокам иностранного языка.
Так же важно обучать учащихся языковой догадке. Так, при работе с текстом учащиеся должны прорабатывать заголовок, который уже частично может помочь понять основную идею текста. Ученики должны уметь находить и работать с ключевыми словами, которые несут в себе основное значение, и облегчают работу с текстом. Не стоит забывать и про иллюстрации, которые так же помогают догадаться о содержании.
Одно из самых эффективных методов по расширению словарного запаса, а так же способствующее развитию памяти, это заучивание стихов наизусть или пересказ текста. При этом все лексическое содержание произведения остается в памяти учащегося, и переходит в активное использование, т. к. запоминаются не только отдельные слова, но и выражения с этими словами, т. е. примеры того, как то или иное слово может быть использовано. При пересказе текста, учащиеся учатся строить монологическую речь, и ищут синонимы к данным словам, это означает, что задействуется не только новая лексика, но и раннее изученный материал. При работе над стихотворением отрабатываются произношение, развиваются навыки выразительного чтения и анализа изобразительных средств языка. На стихах учитель легко может показать интонационную разметку, которая отражают особенности интонации носителей иностранного языка. Для начала эти упражнения ученики выполняют вместе с учителем, а затем и самостоятельно.
Не стоит забывать и о других методиках, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку. Рассмотрим такие, как «мозговой штурм» и «интеллект карта».
«Мозговой штурм», или «brainstorming», — это поиск спонтанных идей во время решения какой-либо проблемы, часто используется для группового обсуждения, хотя может быть и индивидуальным. Что важно при мозговом штурме?
- Никакой критики. Все высказанные мысли воспринимаются как стоящие, даже если идея на первый взгляд кажется достаточно глупой. Не разрешается ни одобрять, ни критиковать ни свою, ни чужую идею. Все идеи желательно записывать.
- Метод направлен на количество, а не на качество. Если перебрать все возможные варианты решения проблемы, то обязательно найдется решение. Чем больше идей будет высказано, тем больше шансов найти правильное решение.
- Идеи могут вытекать одна из другой, причем, не важно, кто придумал первоначальный вариант, или что натолкнуло на нужную мысль, — никаких авторских прав.
- Как уже упоминалось, идеи учитываются абсолютно все: смешные, глупые, неважные, невыполнимые — все! [1]
Теперь переложим этот метод на изучение английского языка. Основной критерий- это никакой критики. Это значит, что учащиеся чувствуют себя свободно при обсуждении той или иной темы, не бояться сделать ошибку или получить критику со стороны учащихся и учителя. Ученики не задумываются о грамматических структурах, а пытаются найти ответ любым способом. Это полностью поддерживает современную тенденцию, направленную на развитие коммуникативной стороны изучения иностранного языка, а грамматика в это время отходит на второй план, и изучается в контексте с лексикой. Во-вторых, ученики не стремятся найти точно правильный ответ, а перебирают все возможные варианты. Этот принцип позволяет задействовать как можно больше лексических единиц, а так же отвести значительное количество времени на коммуникацию между учениками. Так как ученики развивают и продолжают уже появившиеся идеи, то здесь включается творческое и ассоциативное мышление, таким образом, закрепляются в памяти слова и выражения, и убирается языковой барьер.
Этот метод может быть использован на начальном этапе введения новой темы. Все темы, при изучении английского языка, требуют многократного повторения, и возвращения к ним, т. к. при этом происходит активизация словарного запаса, поэтому «мозговой штурм» помогает вспомнить уже знакомые слова и выражения, которые были выучены ранее, и на основе этого дать уже более сложный и новый материал. Так же эта стратегия может быть использована для закрепления материала в конце урока. В это время преподаватель может оценить, как был усвоен новый материал, какими лексическими и грамматическими структурами ученик уже владеет.
Например, рассмотримтакуюситуацию “What are you going to do if someone stole your money?”. Учащимся предлагается вспомнить, как может повести себя человек в той или иной ситуации. В данном случае, что человек может сделать, если у него украли деньги. Учащиеся могут рассмотреть такие варианты: позвать на помощь, позвонить в полицейский участок, позвонить родным, друзьям. Так же можно развить ситуацию, предложив подумать, что можно сделать в дальнейшем, обсудить какие действия можно предпринять, работая с полицейскими.
Возможные трудности: не стоит забывать, что этот метод отлично подойдет ученикам, которые уже владеют начальными коммуникативными навыками. Учащиеся уже должны уметь строить осмысленные высказывания, и объединять сказанное в небольшие тексты. Для этого должен быть сформирован лексический и грамматический минимумы.
Другая методика, которая может быть использована на уроках английского языка это «Интеллект карта». Mind Map — мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60–70 годах XX века. Мыслительные карты — это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого.
Интеллект карта– это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме.
Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. [2]
Интеллект карта позволяет задействовать различные виды мышления и памяти, именно поэтому происходит развитие креативного и творческого мышления, внимания. Она помогает ученикам учиться выделять главную информацию, систематизивать, анализировать и запоминать ее. Так же процесс обучения становится более интересным, разнообразным, повышается уровень мотивации учащихся.
Интеллект карту можно охарактеризовать как ассоциативную связь, т. к. отталкиваясь от главного ключевого слова, появляются новые, связанные с ним. Но для этого необходим большой лексический запас, такой, чтобы ученики смогли создать ассоциативные связи.
Какие же можно назвать преимущества?
- Ученики изучают не только новый материал, но и вспоминают и повторяют уже знакомые им слова. Это означает, что происходит постоянное возвращение к уже изученному раннее материалу. Происходит активизация памяти и при этом расширение лексического запаса.
- Использование мнемотехники позволяет представить новое слово в его визуальной форме, что активизирует правое полушарие при использовании фантазии. Ученики учат не абстрактное название, а конкретный предмет, который они представляют и воспроизводят на карте.
- Легче запомнить то, что представляется реальным, интересным и красочным. Поэтому творческие занятия позволяют забыть о трудностях изучаемого языка, и тем самым повысить мотивацию учащихся.
Интеллект карты можно использовать для:
- введение нового лексического или грамматического материала, также его закрепление и проверка.
- работы с текстами. Позволяет составить план текста, выделить ключевые идеи, слова. Может быть использован как опора в дальнейшей работе с текстом, например его пересказ.
- при обучении построения монологического высказывания. Учащиеся сами выбирают тему, и главное ключевое слово. Затем начинают развивать свою мысль, что отражается на карте. В дальнейшем при ответе ученик может опираться на составленную ранее карту, тем самым повышается уровень осмысленности своей речи и ее структурность.
Карты могут быть составлены как на уроке, так и дома, с учителем, индивидуально или в группе.
Например, создание интеллект карты на тему “Глобальные проблемы” (Globalproblems). Учащиесямогутиспользоватьтерминологиюподаннойтеме (air and water pollution, littering, global warming, diseases, poverty, greenhouse effect). От каждого перечисленного термина учащиеся проводят ветвь к новым понятиям, например причины возникновения. От причин к последствиям той или иной проблемы, а затем способам решить сложившуюся ситуацию.
Обучение иностранному языку является одной из самых сложных задач, которую ставит современное образование. Дети должны не только уделять особое внимание этому предмету, но и осознанно подходить к его изучению. Существуют различные методики, позволяющие представить сложный материал в простой и доступной форме. Учитель должен знать и владеть этими методиками, уметь вовлечь учащегося в процесс обучения, и сделать его активным участником. Только в этом случае ученик сможет овладеть иностранной речью, усвоить культурные различия, и стать частью межкультурного общения.
Литература:
- Что такое мозговой штурм? // Skypestudy. URL: http://skypestudy.ru/news-na-site/81-brainstorming.html (дата обращения: 10.03.2016).
- Использование мыслительных карт на уроках английского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/512090/ (дата обращения: 12.03.2016).
- Что такое мотивация. Процесс мотивации // Центр креативных технологий. URL: http://www.inventech.ru/lib/management/management-0027/ (дата обращения: 11.03.2016).
- Значение мотивации при изучении иностранного языка // Фестиваль педагогических идей " Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/572775/ (дата обращения: 15.03.2016).
- Что такое мотивация. Процесс мотивации // Центр креативных технологий. URL: http://www.inventech.ru/lib/management/management-0027/ (дата обращения: 24.03.2016).
- Психологические принципы обучения иностранным языкам // helpiks.org. URL: http://helpiks.org/6–14687.html (дата обращения: 16.03.2016).
- Коммуникативные потребности и мотивы // newpsyholog. URL: http://www.newpsyholog.ru/newlos-731–1.html (дата обращения: 27.04.2016).