Исследование пластичности дорожных асфальтобетонов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 672 раза

Библиографическое описание:

Кузин, Н. В. Исследование пластичности дорожных асфальтобетонов / Н. В. Кузин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29938/ (дата обращения: 18.11.2024).



Исследование пластичности дорожных асфальтобетонов

Кузин Николай Владимирович, кандидат технических наук, доцент

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

В статье приведена методика испытаний асфальтобетонных образцов на сжатие при различных температурах и напряжениях. Получены экспериментальные зависимости деформации от напряжений, которые могут быть применены для математического моделирования модуля пластичности асфальтобетона от различных факторов.

Ключевые слова: пластическая деформация, асфальтобетон, дорожное покрытие.

Наблюдаемая в РФ интенсивная автомобилизация привела к тому, что возросли нагрузки на асфальтобетонные дорожные покрытия, увеличению интенсивности движения и повышению доли тяжелых грузовых автомобилей в составе транспортного потока. В связи с этим фактические межремонтные сроки стали существенно меньше сроков службы, на которые запроектирована дорожная конструкция. Поэтому в настоящее время особую остроту приобрела проблема разработки новых методов расчета дорожных конструкций, важнейшим элементом которых является асфальтобетонное покрытие. Среди таких методов выделим способы расчета асфальтобетонных покрытий и оснований по сопротивлению сдвигу [1, 2]. В основе таких методов применяют условия пластичности, учитывающие эффект, накапливания асфальтобетоном повреждений [3, 4], а так же грунтовые критерии, которые себя хорошо зарекомендовали при расчете земляного полотна по сопротивлению сдвигу [5–9]. Так же отметим, что предпринимаются попытки разработки методов расчета дорожных конструкций по критерию накапливания пластических деформаций, которые обуславливают глубину неровности [10]. Проблема этих методов состоит в том, что они разработаны для дискретных материалов [11–15], и поэтому не могут быть применены к асфальтобетонам без тщательного экспериментального обоснования с определением коэффициентов математических моделей. Учитывая эту проблему автор предложил выполнять расчет пластических деформаций, накапливаемых асфальтобетоном по формуле [16]:

(1)

где Кдин –динамический коэффициент; р — давление от колеса на покрытие, МПа; аб– коэффициент Пуассона асфальтобетона; N — число приложенных нагрузок; Епаб продольный модуль, характеризующий величину пластической деформации (модуль пластичности), МПа; h — толщина слоя, м; Ев и Еосн –модули упругости соответственно асфальтобетона в рассчитываемом слое и подстилающего слоистого полупространства, МПа; D — диаметр отпечатка шины расчетного автомобиля, м.

Для применения формулы (1) необходимо определить зависимость модуля пластичности от величины напряжения, температуры асфальтобетона, марки битума и др. факторов. Поэтому задачей настоящей публикации является разработка методики лабораторных испытаний и определение функциональной зависимости, заданной таблично для последующего математического моделирования, модуля пластичности асфальтобетона от перечисленных факторов.

Для испытаний нами были изготовлены цилиндрические образцы асфальтобетонов из расчета, чтобы одна группа образцов, имеющая одинаковые составы, остаточную пористость и температуру при испытании, насчитывала 10 образцов. Каждый образец изготавливался в стальной форме при помощи уплотнения гидравлическим прессом, что соответствует требованиям ГОСТ 12801.

Экспериментальные исследования проведены в лабораторных условиях посредством испытания образцов на разрывной машине РГД-5. Нагрузка на образец передавалось через жёсткий круглый штамп диаметром 10 см, на который оказывалось силовое воздействие со стороны нагрузочного механизма. Нагрузка прикладывалась ступенями с шагом 19,62 Н. Поверх штампа строго по центру устанавливался штамп диаметром 2 см снабженный двумя заплечиками, на которые устанавливались измерительные стержни индикаторов часового типа марки ИЧ-100. В результате испытаний установлено, что математическая модель модуля пластичности асфальтобетона может быть дана экспоненциальной функцией вида:

(2)

где апм и bпмкоэффициенты, зависящие от содержания щебня в асфальтобетоне и его остаточной пористости, МПа, и °С-1 соответственно.

Значения постоянных коэффициентов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Значения коэффициентов апм иbпм при температуре асфальтобетона 40 оС идавлении на образец 0,6 МПа

Содержание щебня, %

Остаточная пористость, %

Значения коэффициентов

апм

bпм

60

5

24080,664098

-0,079162

4

28134,654341

-0,079072

3

35458,725911

-0,079826

50

5

21980,603940

-0,079151

4

25495,271107

-0,078854

3

32682,543694

-0,080250

40

5

21637,219306

-0,080149

4

24474,732481

-0,079118

3

31451,931973

-0,080715

30

5

20359,36221

-0,07945

4

23636,445232

-0,079200

3

30104,548193

-0,080975

Аналогичные данным табл. 1 результаты испытаний, получены при давлениях на образец 0,4; 0,8 и 1 МПа и температуре асфальтобетона 10; 20; 30 и 50 о С, что в последствии позволит разработать четырех факторную математическую модель модуля пластичности асфальтобетона.

Литература:

1. Чусов В. В. Применение теории накапливания повреждений в условиях пластичности асфальтобетона для расчета дорожных покрытий по сопротивлению сдвигу // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 221–227.

2. Новиков А. Ю. Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 265–270.

3. Александрова Н. П., Александров А. С., Чусов В. В. Модификация критериев прочности и условий пластичности при расчетах дорожных одежд // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2015. № 1 (41). — С. 47–54.

4. Александрова Н. П., Александров А. С., Чусов В. В. Учет поврежденности структуры асфальтобетона в критериях прочности и условиях пластичности // В сборнике: Политранспортные системы материалы VIII Международной научно-технической конференции в рамках года науки Россия — ЕС. Новосибирск: СГУПС, 2015. — С. 219–225.

5. Александров А. С., Долгих Г. В. Калинин А. Л. Модификация критериев прочности сплошной среды для расчета грунтов земляного полотна по сопротивлению сдвигу // В сборнике: Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации Материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». — Омск: СибАДИ, 2013. — С. 228–235.

6. Александров А. С., Калинин А. Л. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Часть 1. Учет деформаций в условии пластичности Кулона — Мора // Инженерно-строительный журнал. — 2015. № 7 (59). — С. 4–17.

7. Александров А. С., Долгих Г. В., Калинин А. Л. Применение критерия Друкера-Прагера для модификации условий пластичности // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2013. № 2. — С. 26–29.

8. Чусов В. В. Перспективы применения эмпирических условий пластичности грунтов и определение их параметров при трехосных испытаниях грунтов Вестник ВолГАСУ. — 2015. № 4 (61). — С. 49–57.

9. Долгих Г. В. Расчет грунтов земляного полотна по критерию безопасных давлений // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2013. — № 6 (34). — С. 43–49.

10. Герцог В. Н., Долгих Г. В., Кузин В. Н. Расчет дорожных одежд по критериям ровности. Часть 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий // Инженерно-строительный журнал. — 2015. — № 5 (57) — С. 45–57.

11. Александров А. С. Применение теории наследственной ползучести к расчету деформаций при воздействии повторных нагрузок: монография. — Омск: СибАДИ, 2014. — 152 с.

12. Семенова Т. В., Герцог В. Н. Пластическое деформирование материалов с дискретной структурой в условиях трехосного сжатия при воздействии циклических нагрузок // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2013. — № 1 (29). — С. 68–73.

13. Александров А. С., Киселева Н. Ю. Пластическое деформирование гнейс- и диабаз материалов при воздействии повторяющихся нагрузок // Известия высших учебных заведений. Строительство. — 2012. — № 6. — С. 49–59.

14. Семенова Т. В., Гордеева С. А., Герцог В. Н. Определение пластических деформаций материалов, используемых в дорожных конструкциях // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012. — № 4 (37). — С. 247–254.

15. Александров А. С. Пластическое деформирование гранодиоритового щебня и песчано-гравийной смеси при воздействии трехосной циклической нагрузки // Инженерно-строительный журнал. — 2013. — № 4 (39) — С. 22–34.

16. Кузин Н. В. Учет упруговязкопластических свойств асфальтобетонных покрытий и оснований при проектировании дорожных одежд / Автореф. канд. техн. наук. — Омск: СибАДИ, 2008. — 19 с.

Основные термины (генерируются автоматически): остаточная пористость, температура асфальтобетона, асфальтобетон, значение коэффициентов, модуль пластичности асфальтобетона, пластическая деформация, результат испытаний, содержание щебня.


Похожие статьи

Расчет пластических смещений асфальтобетонных порожных покрытий

В статье получено аналитического решение для расчета пластического смещения поверхности дорожного асфальтобетонного покрытия. Решение выполнено интегрированием зависимости пластической деформации по толщине асфальтобетонного слоя.

Воздействие усадочных явлений на защитно-отделочное покрытие стен из пенобетона

Показана кинетика усадочных деформаций в полимерцементных составах с учетом количественных величин полимерных добавок поливинилацетатной дисперсии или каучукового латекса. Представлена информация о влиянии изменяющихся температур и количества добавок...

Прочность и деформируемость армированных песчаных грунтов в условиях трехосного сжатия

Проведены экспериментальные исследования с образцами песчаного грунта в естественном состоянии и с введением армирующих прослоек в приборе трехосного сжатия. Выявлены закономерности увеличения параметров прочности и уменьшения деформируемости песчано...

Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций

Выполнен обзор и анализ критериев прочности и условий пластичности монолитных и дискретных материалов, применяемых для устройства дорожных конструкций, и их методов расчета. Рассмотрены наиболее часто применяемые решения, в том числе полученные в пос...

Особенности измерения пятна контакта на круговом испытательном стенде КУИДМ-2

В настоящее время значительное внимание уделяется разработке эмпирических методов определения факторов влияющих на износ покрытия автомобильных дорог. В данной статье рассмотрен один из таких современных методов — универсальный комплекса для испытани...

Методы определения свойств самоуплотняющихся бетонных смесей

В статье рассмотрены различные методы оценки удобоукладываемости самоуплотняющихся бетонов. Установлено, что многие ученые используют различные методы оценки свойств бетонов, что не позволяет сопоставить результаты исследований. Делается вывод о необ...

Восстановление деталей машин из полимерных материалов

В статье описываются методы и технология восстановления и ремонта изделий из композиционных материалов на основе пластических масс (термопластов, реактопластов). Анализируются основные факторы, влияющие на выбор типа соединений деталей. Обосновываетс...

Влияние состава бетона с тонким заполнителем на его свойства

Исследовано влияние параметров состава бетонной смеси на ее удобоукладываемость, прочность бетонов, уплотненных под действием собственного веса и при виброуплотнении в различные сроки испытания. Установлены математические модели, описывающие влияние ...

Исследование двухфазного фонтанирующего слоя в коническом аппарате

В статье исследуются разработанные аналитические зависимости по определению значения сопротивления слоя, критической скорости и скорости витания в зависимости от толщины слоя и влажности для модельных материалов.

Применение сильфонных компенсаторов на трубопроводах при обустройстве кустов скважин

Целью данной статьи является освещение проблемы разработки новых технологических решений обустройства кустовых площадок месторождений в Тюменской области. Авторами определяются возможность и целесообразность использования сильфонных компенсаторов на ...

Похожие статьи

Расчет пластических смещений асфальтобетонных порожных покрытий

В статье получено аналитического решение для расчета пластического смещения поверхности дорожного асфальтобетонного покрытия. Решение выполнено интегрированием зависимости пластической деформации по толщине асфальтобетонного слоя.

Воздействие усадочных явлений на защитно-отделочное покрытие стен из пенобетона

Показана кинетика усадочных деформаций в полимерцементных составах с учетом количественных величин полимерных добавок поливинилацетатной дисперсии или каучукового латекса. Представлена информация о влиянии изменяющихся температур и количества добавок...

Прочность и деформируемость армированных песчаных грунтов в условиях трехосного сжатия

Проведены экспериментальные исследования с образцами песчаного грунта в естественном состоянии и с введением армирующих прослоек в приборе трехосного сжатия. Выявлены закономерности увеличения параметров прочности и уменьшения деформируемости песчано...

Учет поврежденности монолитных и дискретных материалов при проектировании дорожных конструкций

Выполнен обзор и анализ критериев прочности и условий пластичности монолитных и дискретных материалов, применяемых для устройства дорожных конструкций, и их методов расчета. Рассмотрены наиболее часто применяемые решения, в том числе полученные в пос...

Особенности измерения пятна контакта на круговом испытательном стенде КУИДМ-2

В настоящее время значительное внимание уделяется разработке эмпирических методов определения факторов влияющих на износ покрытия автомобильных дорог. В данной статье рассмотрен один из таких современных методов — универсальный комплекса для испытани...

Методы определения свойств самоуплотняющихся бетонных смесей

В статье рассмотрены различные методы оценки удобоукладываемости самоуплотняющихся бетонов. Установлено, что многие ученые используют различные методы оценки свойств бетонов, что не позволяет сопоставить результаты исследований. Делается вывод о необ...

Восстановление деталей машин из полимерных материалов

В статье описываются методы и технология восстановления и ремонта изделий из композиционных материалов на основе пластических масс (термопластов, реактопластов). Анализируются основные факторы, влияющие на выбор типа соединений деталей. Обосновываетс...

Влияние состава бетона с тонким заполнителем на его свойства

Исследовано влияние параметров состава бетонной смеси на ее удобоукладываемость, прочность бетонов, уплотненных под действием собственного веса и при виброуплотнении в различные сроки испытания. Установлены математические модели, описывающие влияние ...

Исследование двухфазного фонтанирующего слоя в коническом аппарате

В статье исследуются разработанные аналитические зависимости по определению значения сопротивления слоя, критической скорости и скорости витания в зависимости от толщины слоя и влажности для модельных материалов.

Применение сильфонных компенсаторов на трубопроводах при обустройстве кустов скважин

Целью данной статьи является освещение проблемы разработки новых технологических решений обустройства кустовых площадок месторождений в Тюменской области. Авторами определяются возможность и целесообразность использования сильфонных компенсаторов на ...

Задать вопрос