В статье приведена методика расчета температурных и технологических параметров асфальтобетонной смеси для строительства покрытий при пониженных температурах воздуха, что продлевает сроки строительства, регламентируемые СП 78.13330–2012.
Ключевые слова: асфальтобетонная смесь, покрытие, пониженная температура
Основные нормативные документы, регламентирующие правила строительства дорожных одежд [1, 2] ограничивают сроки асфальтирования температурными рамками. Весной работы по строительству слоев одежды из горячих асфальтобетонных смесей производят при температуре воздуха не ниже 5 о С, а осенью — 10 о С [1, 2]. Тем не менее в 60–70-х годах прошлого столетия выполнено много исследований, направленных на обеспечение качественного строительства покрытий и оснований из горячего асфальтобетона при более низких температурах. В результате в 1976 году вышли в свет указания [3], в которых приведены требования по минимальной температуре смеси (см. табл. 1), продолжительности уплотнения (табл. 2), а так же распределению катков по температурным интервалам (табл. 3).
Таблица 1
Минимальная температура смеси
Толщина слоя покрытия, см |
Рекомендуемая минимальная температура смеси, доставленной к укладчику, 0С, при температурах воздуха, 0С |
||||
+10 |
+5 |
0 |
-5 |
-10 |
|
5 |
140/150 |
140/150 |
145/155 |
150/160 |
155/- |
10 |
130/135 |
130/135 |
135/140 |
140/145 |
145/150 |
Таблица 2
Время укатки слоя покрытия
Температура воздуха, 0С |
Минимальная толщина слоя покрытия, см |
Подготовка основания |
Время укатки слоя покрытия, мин, при скорости ветра, м/с |
||
до 5 |
6–10 |
11–15 |
|||
0≤Т<5 |
5–6 |
Без нагрева |
27–34 |
23–30 |
20–25 |
С нагревом |
36–40 |
31–35 |
26–29 |
||
-5≤Т<0 |
6–7 |
Без нагрева |
28–37 |
25–32 |
23–28 |
С нагревом |
40–46 |
35–40 |
29–33 |
||
-5≤Т<-10 |
7–8 |
Без нагрева |
33–40 |
29–36 |
26–30 |
С нагревом |
45–51 |
40–44 |
32–36 |
||
Таблица 3
Распределение катков по температурным интервалам
Толщина слоя покрытия, см |
Температура воздуха и остывания, 0С |
Время остывания смеси от 140 до 55–70 0С, мин |
Среднее время работы, мин |
|||
Укладчика (от 140 до 125–120 0С) |
Легкого катка (от 125–120 до 110–105 0С) |
Среднего катка (от 105 до 85 0С) |
Тяжелого катка (от 85 до 70–55 0С) |
|||
6–8 |
-5≤Т<0 |
28–33 |
2–3 |
3–5 |
8–9 |
15–16 |
6–8 |
0≤Т<+5 |
33–35 |
3–4 |
4–6 |
9–11 |
16–18 |
Продолжительность всего технологического процесса определяется при помощи номограмма, представленной на рис. 1, на которой указан порядок расчета.
Рис. 1. Номограмма для расчета технологического времени
Технология строительства дорожной одежды при пониженных температурах воздуха сложна. Вследствие чего дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями устраиваемыми в этот период нуждаются в применении особых методов расчета дорожной конструкции. К таким методам непременно следует отнести критерии прочности и условия пластичности, включающие в виде отдельного параметра материала сплошность или поврежденность, которые зависят от числа приложенных нагрузок и являются функцией этого числа. Такие критерии приводятся в работах [4, 5], оценку их соответствия данным эксперимента надо проверять штамповыми испытаниями, методика которых может быть аналогична испытанию слоев из песка [6].
Кроме того, необходимо увеличить количество образцов асфальтобетона, отбираемых из покрытия для оценки соответствия коэффициента уплотнения требованиям нормативов. Убедиться в положительном влиянии на качество работ сгущении сетки контроля можно на основе анализа материалов публикаций [8–10].
Литература:
1. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги.
2. СНиП 3.06.03–85 Автомобильные дороги.
3. Методические рекомендации по строительству асфальтобетонных покрытий при пониженных температурах воздуха. — М.: Союздорнии, 1976.
4. Александрова Н. П., Александров А. С., Чусов В. В. Модификация критериев прочности и условий пластичности при расчетах дорожных одежд // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2015. № 1 (41). — С. 47–54.
5. Александрова Н. П., Чусов В. В. Особенности расчета асфальтобетонных покрытий по сопротивлению сдвигу с учетом накапливания повреждений // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2016. № 3 (49). — С. 42–50.
6. Калинин А. Л., Долгих Г. В., Александров А. С. Штамповые испытания песчаных слоев дорожной одежды, армированных геосинтетикой // Вестник научных конференций. 2016.№ 5–2 (9). С. 65–66.
7. Александрова Н. П., Семенова Т. В., Долгих Г. В. Методы определения максимальной плотности грунтов земляного полотна автомобильных дорог[Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие — Электрон. дан. − Омск: СибАДИ, 2015. — Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD53.pdf, свободный после авторизации. — Загл. с экрана.
8. Александрова Н. П., Троценко Н. А. Применение измерителя жесткости грунта Geogauge для оценки качества уплотнения при операционном контроле // Вестник СибАДИ, 2014, № 3 — С. 40–47.
9. Александрова Н. П., Семенова Т. В., Стригун К. Ю. Совершенствование методов экспресс оценки качества уплотнения грунтов земляного полотна строительства автомобильных дорог / Н. П. Александрова, // Вестник СибАДИ. — 2015. — № 4. — С. 46–57.
10. Александрова Н. П., Семенова Т. В. Совершенствование методов экспресс контроля уплотнения грунтов в земляном полотне лесных дорог. Часть 1. Обобщающая математическая модель // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016.№ 6–2(48). — С. 10–14.