Метафоризация концепта «планета» в языковой картине мира носителей русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 11.05.2016

Статья просмотрена: 413 раз

Библиографическое описание:

Костарева, В. С. Метафоризация концепта «планета» в языковой картине мира носителей русского языка / В. С. Костарева, О. В. Седельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1463-1467. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29828/ (дата обращения: 16.11.2024).



Концепт «планета» получил широкое распространение в научной и наивной картинах мира носителей русского языка, о чём свидетельствует как значительное количество вхождений с данной лексемой при обращении к Национальному корпусу русского языка, так и данные ассоциативного словаря [1] и наличие множества устойчивых словосочетаний, закрепившихся в наивной картине мира. Предметом изучения в настоящей статье станут метафорическое осмысление концепта планета в русской языковой картине мира, материалом для которого послужат данные Национального корпуса русского языка [2], а также тексты 50 научных и научно-популярных статей по данной проблематике, привлеченные в ходе исследования.

Необходимость изучения метафорической интерпретации при изучении концепта обусловлена тем, что в современной лингвистике метафора выступает «как (основная) ментальная операция, способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира» (курсив автора. — В.К.) [3, с. 16]. Метафоры закрепляют в себе знания и особенности восприятия определённого понятия или объекта, накопленные многими поколениями [4, с. 13].

Для проведения исследования были осуществлен фронтальный просмотр контекстов Национального корпуса русского языка и научных и научно-популярных статей соответствующей проблематики (в общей сложности около 340 контекстов). Далее был применен метод контекстуального анализа, который позволяет конкретизировать концептуальные признаки посредством присутствия лексической единицы в определенных контекстах. Для классификации отобранных примеров применен метод выделения смысловых групп, заключающийся в группировке языковых единиц на основе семантической общности языкового элемента и наличия семантических связей [5]. Эти методы позволили выявить основные символические признаки, лежащие в основе концепта «планета» в культурном сознании носителей русского языка. В результате данного исследования были обнаружены неметафорические репрезентации концепта «планета», которые характеризуют реальные данные объекта, а также метафорические контексты, отражающие образный компонент в восприятии концепта «планета» носителями русского языка.

Неметафорические сочетаемости слов реализуются в основном в энциклопедическом поле изучаемого концепта.

В результате фронтального просмотра текстов различной дискурсивной направленности было установлено, что концепт «планета» реализует свои потенции главным образом с помощью антропоморфной метафоры.

«Антропоморфная метафора — это тип метафоры, в которой предметы и явления объективной действительности представлены в ассоциативной связи с человеческими формами и качествами» [6].

  1. В рассмотренных контекстах выявлено значительное количество метафорических интерпретаций планеты как самостоятельного живого организм, способного к разумному действию: п. готовится, п. снабжает, п. пульсирует, п. купается, п., п. переворачивается, п. выгинается, п. шевелится, п. вспучивается. В данной группе особенно распространены сочетания лексемы планета с глаголами, описывающими действия, производимые субъектом. Среди них примерно 50 % составляют возвратные глаголы, основным признаком которых является совершение действия субъектом, который одновременно является и объектом действия [7, с. 68]. Данное значение свидетельствует о том, что «планета» выступает в качестве живого самостоятельного организма, способного совершать действие, в том числе осмысленное действие в отношении себя. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в картине мира носителей русского языка концепт «планета» воспринимается как целостный самостоятельный разумный организм, уподобляемый живому существу, что находит отражение в обширной группе зооморфных метафор. Данный тип метафоры в связи с выраженным образным компонентом более характерен текстам обыденного дискурса, в научном дискурсе он встречается гораздо реже (89 % — в обыденном, 11 % — в научном).
  2. Другой тип метафорической интерпретации принадлежит сфере антропоморфных метафор и представлен группой глаголов и существительных, которые отождествляют планету с человеком на основании обнаружения у нее умственных и психо-физических способностей: п. дышит, п. живет, п. хранит, п. думает, п. убивает, п. ждет, п. трепещет, п. смотрит, п. предлагает, п. говорит, п. избавляется, п. кричит, п. кашляет, п. болеет (переживает), п. отвечает, п. спасает, п. дарит, п. молчит, п. вопит, п. помогает, п. догадывается, сердится, п. информирует, п. обижается,п. защищается, п. волнуется, п. вздрагивает, п. плачет, п. вздохнула; зов п., старение п., плач п., интеллект п. мыслительный аппарат п., творческий потенциал п, разум п. Данные примеры показывают, что планета воспринимается носителями русского языка как сложный высокоорганизованный живой организм, наделенный интеллектом и способностями волеизъявления и организации жизни вокруг себя. Данный тип метафорической интерпретации концепта «планета» в связи с выраженным образным компонентом характерен текстам обыденного дискурса, в научном дискурсе данный вид встречается крайне редко, что может быть обусловлено стремлением научного сообщества к передаче объективной информации (70 % — в обыденном, 22 % — в научном).
  3. Следующий тип метафорической интерпретации также принадлежит сфере антропоморфных метафор и образован существительными по принципу физиологического сходства планеты и человека: дыхание п., легкие п., тело п., лицо п., сердце п., глаза п., уши п., артерии п., скелет п., позвоночник п., череп п, мозг п., кровь п. Наличие такого примера как «лицо планеты» свидетельствует о том, что в РЯКМ планета может быть приравнена человеку, поскольку остальные примеры могут быть также отнесены к другому живому организму. Однако проанализировав контексты различной дискурсивной направленности, можно сделать вывод о том, что планета сравнивается именно с человеком. Следующие примеры наглядно демонстрируют данное утверждение: «То есть про любую техническую отрасль можно, мне кажется, сказать, что она уродует лицо планеты [8]»; «Мыслительный аппарат планеты представляет собой сложную конструкцию, начинающуюся на физическом плане и заканчивающуюся в её тонких оболочках, <…> [9]». Данный вид метафоры в равной степени широко распространен как в научном, так и в обыденном дискурсах (53 % — в научном, 47 % — в научном).
  4. Еще один тип антропоморфной метафоры уподобляет планету человеку по следующим признакам:

1) обладание или необладание материальными и нематериальными ценностями, благами: здоровье п., наследие п., достояние п., богатство п., благополучие п.; богатая п., нищая п., бездомная п., беспризорная п., осиротевшая п., любимая п. Данные примеры демонстрируют планету в качестве живого организма, который может иметь или не иметь определенные качества. Словосочетание «богатая планета» распространено в научном и обыденном дискурсах Однако в обыденной речи данное словосочетание содержит образный компонент, который отсутствует в научных текстах в силу объективности их содержания: «Деньги, могущество — что угодно: Пирр — очень богатая планета [10]»; в научных текстах прилагательное богатая означает огромное содержание чего-либо (например, химические элементы, ресурсы и пр.): «В такой малой зоне даже химически богатая планета быстро потеряет собственное вращение из-за приливного трения <…> [11]».

2) обладание душой, судьбой (что, в свою очередь, присуще только человеку): «Вырабатывает ли душа планеты такой вид энергии как духовный? [12]»; «Отсюда левацкие мифы о разных клубах и ложах, где якобы решается судьба планеты [13]». Анализ контекстов показал, что в обыденном дискурсе данный вид метафоры встречается значительно чаще, чем в научном дискурсах (69 % — в обыденном, 31 % — в научном).

  1. В следующем типе антропоморфной метафоры, образованном глаголами, планета наделяется способностью осмысленного активного действия по отношению к людям: п. руководит, п. правит, п. указывает, п. воздействует, п. управляет, п. давит, п. заставляет, п. провоцирует,п. приказывает, п. предупреждает. Представленные примеры демонстрируют планету в качестве живого самостоятельного организма, наделенного определенной силой и властью, что, в свою очередь, позволяет ему непосредственно воздействовать на людей. В сознании носителей русского языка планета наделена высоким уровнем интеллекта и силой, позволяющей управлять человеческими судьбами. Данный вид метафоры преобладает в научных и научно-популярных текстах по астрологии и другим гуманитарным наукам, откуда он переходит в обыденный дискурс (60 % — в научном, 40 % — в обыденном).
  2. Важное значение для вербализации концепта «планета» в научном и обыденном дискурсах имеет антропоморфная метафора, представленная глаголами и словосочетаниями типа глагол + существительное, обозначающими действие, направленное на объект — планету: завоевать п, охватить п., захлестнуть п., погубить п., спасти п., накормить п., опустошить п., уничтожить п., убить п., портить п., видоизменять п., грабить п., любить п.,захватить п., обезопасить п., очистить п.,, управлять п., купить п., взорвать п., создать п., помочь п., воскресить п.; обрушиться на п., изгнать с п., мчаться к п., переживать за п., скучать по п., бушевать на п., царствовать на п., советоваться с п. Приведенные примеры демонстрируют планету в качестве живого целостного организма, на который можно непосредственно воздействовать, принося ему пользу или вред. Ряд контекстов (спасти планету, накормить планету, обезопасить планету) актуализируют ценностный компонент восприятия концепта и указывают на ответственность людей за планету (в данном случае лексема «планета» выступает в значении собирательного образа, который подразумевает под собой и земной шар, и все сущее на нем). Данный вид антропоморфной метафоры в силу своих содержательных особенностей широко распространен в наивной картине мира. Источником его пополнения часто становится художественная литература (Вы должны спасти планету от полного краха [14, с. 131]; Накормить планету, от городов подальше отошло <…> [15,с. 109]). В научной картине мира данный вид метафоры встречается гораздо реже (73 % — в обыденном, 27 % — в научном).
  3. Последний тип антропоморфной метафоры представлен адъективными словосочетаниями со словом планета, выражающими субъективное отношение человека к планете и несущими более или менее заметный оценочный компонент: щедрая п., добрая п., удивительная п., загадочная п., обреченная п., проклятая п., ненадежная п., недобрая п., жестокая п., коварная п., живая п., умная п., таинственная п., слабая п., безнравственная п., аморальная п., капризная п., волнующаяся планета, роковая п., самостоятельная п., негостеприимная п., ужасная., чужая п., прекрасная п., враждебная п., грешная п., дружественная п., захолустная п., неспокойная п., хитрая п., многострадальная п., родная п. Проанализировав семантику прилагательных, можно выделить несколькогрупп метафорических осмыслений, возникающих в рамках определительных отношений между существительным планета и прилагательными, определяющими его качества: планета — ценность, планета — источник беспокойства, планета — тайна. Анализ контекстов различной дискурсивной направленности показал, что данный вид метафоры широко распространен в обыденном дискурсе. Однако он также встречается в научном дискурсе, а именно в научно-популярных текстах (64 % — в обыденном, 36 % — в научном). Такие словосочетания как загадочная планета и таинственная планета, в целом распространенные в бытовом дискурсе,обнаружены в текстах научных статей по астрономии и математике: Венера долгое время оставалась самой загадочной планетой Солнечной системы [16]; Нибиру — таинственная планета-Х за Плутоном — вращается по вытянутой орбите вокруг Солнца, сближаясь раз в 36QQ лет с Землей [17]. В подобных контекстах, встраиваясь в объективное изложение научной информации, прилагательные приобретают объективность семантики (загадочная, таинственная — то есть требующая изучения). Кроме того, интерес вызывает словосочетание «самостоятельная планета», которая реализует свою метафорическую потенцию в текстах обыденного дискурса (Не все его фильмы мне нравятся одинаково, но он, безусловно, отдельная самостоятельная планета [18]). Однако в текстах научного дискурса данное словосочетание не содержит образного компонента (В Солнечной системе более массивные, чем Юпитер планеты-гиганты, находившиеся в околосолнечной позиции, подверглись полной поверхностной дегазации с превращением их железо-силикатных ядер в самостоятельные планеты [19]).

Таким образом, в русском языке метафоризация концепта «планета» находит свое отражение в текстах разной дискурсивной направленности.

Мы выявили семь основных типов метафорического осмысления концепта «планета» в картине мира носителей русского языка. Большинство из них связано с имеющим глубокие мифологические корни пониманием воздействия планет на судьбу человека и мира. Это обусловливает доминирование антропоморфной метафоры в осмыслении концепта и частотность метафорической интерпретации посредством глаголов и глагольных конструкций, выявляющих способность планеты производить активное осмысленное действие или обладать качеством живого высокоразвитого организма. В русском языке для характеристики планеты как объекта физического мира и взаимодействия человека и планеты предпочтительными оказываются глаголы, не имеющие негативных коннотаций,что свидетельствует о закреплении в сознании русских людей положительных признаков концепта «планета». Адъективные словосочетания со словом планета имеют в большинстве случаев выраженный аксиологический компонент, что свидетельствует, с одной стороны, о долгой истории формирования смысловых составляющих концепта в картине мира носителей русского языка, а с другой — обусловлены семантическим давлением гипонима «Земля», значительно активизирующего ценностные компоненты интерпретации концепта «планета».

Литература:

  1. Русский ассоциативный словарь. URL: http://tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения: 10.04.2016).
  2. Национальный корпус русского языка. URL: http://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
  3. Будаев Э. В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. — Вып. 1. — Екатеринбург, 2007. — С. 16–32
  4. Маругина Н. И. Концепт «Собака» как элемент русской языковой картины мира // Вестник Томского государственного университета. Язык и культура. — 2009. — № 2 (6). — С. 11–30
  5. Шерина Е. А. Языковая метафора семантического поля «Погодные явления» в аспекте языковой картины мира (сопоставительный анализ лексики русского и английского языков) // Фундаментальные исследования. 2013. № 4–3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-metafora-semanticheskogo-polya-pogodnye-yavleniya-v-aspekte-yazykovoy-kartiny-mira-sopostavitelnyy-analiz-leksiki-russkogo-i (дата обращения: 04.04.2016)
  6. Климова О. А. Политическая метафора в выступлениях членов Государственной Думы XX и XXI веков // Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. URL: http://www.tsutmb.ru/konkursyi-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 28.03.2016).
  7. Караулов Ю. Н. Русский язык. Энциклопедия — М.: Дрофа, 1997. — 721 c
  8. Сквозь призму Чернобыля: диалоги о мире и войне // «Наука и жизнь», 2006. URL: http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?env=alpha&mycorp=&mysent=&mysize=&mysentsize=&mydocsize=&spd=&text=lexgramm&mode=main&sort=gr_tagging&lang=ru&nodia=1&parent1=0&level1=0&lex1= %EF %EB %E0 %ED %E5 %F2 %E0&gramm1=&sem1=&sem-mod1=sem&sem-mod1=sem2&flags1=&m1=&parent2=0&level2=0&min2=1&max2=1&lex2=&gramm2=&sem2=&sem-mod2=sem&sem-mod2=sem2&flags2=&m2=&p=94&docid=34741&sid=510 (дата обращения 5.04.2016).
  9. Кряжев П. Н. Космос, Вселенная, Земля, разумная жизнь. Часть третья Душа, её строение и путь развития. Монография // Журнал «Самиздат». URL: http://samlib.ru/k/krjazhew_pavel_nikolaewich/kosmos3.shtml]» (дата обращения: 13.04.2016).
  10. Гаррисон Г. Неукротимая планета. URL: http://studopedia.org/6–1117.html (дата обращения: 14.04.2016).
  11. Потупа А. С. Открытие вселенной: прошлое, настоящее, будущее. «Юнацтва», 1991 — Всего страниц: 558 стр. 370
  12. Секлитова Л. А., Стрельникова Л. Л. Душа и тайны ее строения. № 5. URL: http://galaktika.mirtesen.ru/blog/43072357399/1.L.-A.-Seklitova,-L.-L.-Strelnikova-DUSHA-I-TAYNYI-EE-STROENIYA (дата обращения: 14.04.2016).
  13. Драгунский Д. Ответ чумазых // «Частный корреспондент», 2010. URL: http://search1.ruscorpora.ru/search.xml?env=alpha&mycorp=&mysent=&mysize=&mysentsize=&mydocsize=&spd=&text=lexgramm&mode=main&sort=gr_tagging&lang=ru&nodia=1&parent1=0&level1=0&lex1= %EF %EB %E0 %ED %E5 %F2 %E0&gramm1=&sem1=&sem-mod1=sem&sem-mod1=sem2&flags1=&m1=&parent2=0&level2=0&min2=1&max2=1&lex2=&gramm2=&sem2=&sem-mod2=sem&sem-mod2=sem2&flags2=&m2=&p=45&docid=49266&sid=60 (дата обращения: 15.04.2016).
  14. Захарова Л., Сиренко В.; Планета звезды Эпсилон: Приключенческая фантастика. Роман, Повесть / Худ. Анатолий Сухоруков. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Библиотека советской фантастики). — 272 стр.
  15. Тучков И. Н.. Вечное мгновение: стихи. Днипро, 1989. — 142 стр.
  16. Гаврин Д. А. Спектроскопические исследования планет солнечной системы в работах А. А. Белопольского // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spektroskopicheskie-issledovaniya-planet-solnechnoy-sistemy-v-rabotah-a-a-belopolskogo (дата обращения: 16.04.2016).
  17. Зубаков А. П. Проверка гипотезы о планетах и Солнечной системе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proverka-gipotezy-o-planeteh-i-solnechnoy-sisteme (дата обращения: 17.04.2016)
  18. Михалков Н. Публичное одиночество. URL: http://7lafa.com/book.php?id=146319&page=40 (дата обращения: 10.04.2016).
  19. Маракушев А. А., Зиновьева Н. Г. Метеориты и планеты Солнечной системы // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2013. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/meteority-i-planety-solnechnoy-sistemy (дата обращения: 11.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, обыденный дискурс, антропоморфная метафора, планет, вид метафоры, научный дискурс, метафорическая интерпретация, текст, Национальный корпус, различная дискурсивная направленность.


Похожие статьи

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании

Метафора как средство реализации лингво-культурологического кода (на материале поэзии В. Ф. Ходасевича)

Предметные гештальты в структуре поэтического локуса «Россия» (на материале русской поэзии ХХ века)

Актуализация категории категоричности/некатегоричности высказывания в языковой картине мира

Ядро лексико-семантического поля «Язык» в сознании носителей русского языка

Репрезентанты концепта «Любовь» в русском языке (на материале произведений Б. Л. Пастернака)

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора

Языковая картина мира народа как отражение коллективного сознания (когнитивный аспект)

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа «женщины-героини» в русских художественных текстах

Методологические инновации в культурологическом исследовании (на примере концепта Г. Д. Гачева «космософия»)

Похожие статьи

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании

Метафора как средство реализации лингво-культурологического кода (на материале поэзии В. Ф. Ходасевича)

Предметные гештальты в структуре поэтического локуса «Россия» (на материале русской поэзии ХХ века)

Актуализация категории категоричности/некатегоричности высказывания в языковой картине мира

Ядро лексико-семантического поля «Язык» в сознании носителей русского языка

Репрезентанты концепта «Любовь» в русском языке (на материале произведений Б. Л. Пастернака)

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора

Языковая картина мира народа как отражение коллективного сознания (когнитивный аспект)

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа «женщины-героини» в русских художественных текстах

Методологические инновации в культурологическом исследовании (на примере концепта Г. Д. Гачева «космософия»)

Задать вопрос