Решение вопроса повышения несущей способности подшипников применением биметаллических материалов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 14.05.2016

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Рустамова, М. У. Решение вопроса повышения несущей способности подшипников применением биметаллических материалов / М. У. Рустамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29643/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается проблемы нагрузок на подшипники и метод повышения устойчивости подшипников применяя примеси биметаллических материалов.

Ключевые слова: машиностроение, детали машин, подшипники, нагрузки и устойчивость, биметаллический материал.

Главной особенностью подшипников коленчатого вала транспортных дизелей является то, что они работают в условиях динамических деформаций шеек вала и вкладышей под действием знакопеременных меняющихся нагрузок. Так, например, изменение диаметрального размера подшипника при действии максимальных сил инерции превышает половину величины рабочего зазора. Радиальная деформация эквивалентна динамическому изменению кривизны рабочей поверхности подшипника. Это, как правило, приводит к увеличению толщины масляного слоя и, следовательно, к повышению запаса несущей способности подшипника; с другой стороны, вызывает дополнительные динамические напряжения в материале антифрикционного слоя, снижающие запас усталостной прочности. Силы гидродинамического давления и деформация изгиба кривошипной головки шатуна создает в материале антифрикционного слоя подшипника сложное напряженное состояние. Силы давления вызывают знако-постоянные пульсирующие напряжения сжатия, деформация изгиба — появление тангенциальных знакопеременных напряжений. Таким образом, антифрикционный слой испытывает плоское напряженное состояние, компоненты которого изменяются во времени по сложным законам [4].

В этом случае наступление опасного состояния антифрикционного материала подшипника может быть вызвано различными значениями главных напряжений в зависимости от их взаимосвязи между собой. Каждой взаимосвязи будут соответствовать определенные опасные значения главных напряжений, при которых наступит опасное состояние антифрикционного материала, связанное с возникновением больших начальных остаточных напряжений или поверхностных усталостных трещин. Появление последних вызывает качественно иные гидродинамические силы, создающие расклинивающий эффект, ускоряющий процесс разрушения подшипника.

Антифрикционные материалы на основе меди получили широкое распространение в связи с их высокими антифрикционными свойствами, коррозионной стойкостью, электропроводностью. Это графитовые и бронзографитовые материалы на основе высоко-оловянистых и свинцовистых бронз. Их применяют в узлах трения машин и механизмов в электротехнике в качестве скользящих токосъемных контактов. Наибольшее распространение получили материалы на стальной подложке с напеченным бронзовым слоем, пористая бронза, пропитанная смазкой и бронзографитовые материалы [2,3].

Свинцовистые бронзы являются мягким антифрикционным материалом с хорошей прирабатываемостью и относительно низкой несущей способностью, которая значительно повышается при нанесении тонкого слоя материала на стальную подложку. Сплавы на медно-свинцовой основе предназначены для работы в масле, но в случае прекращения подачи смазки роль последней начинает выполнять свинец, который покрывает пленкой поверхность контртела. Изделия из них изготовляются в виде тонкостенных вкладышей, у которых антифрикционный слой нанесен на стальную подложку напеканием, накатыванием, пропиткой и другими методами. Для улучшения свойств антифрикционных материалов в состав последних вводят компоненты, образующие мягкую структурную составляющую, например, свинец, а также твердые смазки, такие, как графит, так как он вводится наиболее просто и дешево. Для повышения несущей способности в материалы добавляют фосфаты или сульфаты железа, сульфиды марганца, гексагональный нитрид бора [1].

Подшипники из углеграфитовых материалов изза малого износа с достаточно низким коэффициентом трения, высокой теплостойкости и теплопроводности, повышенной коррозионной стойкости получили распространение в различных областях машиностроения. Графитовые подшипники способны работать в агрессивных средах с плохой смазывающей способностью: в нефтепродуктах, морской воде, сжиженных газах, в кислотах и щелочах [1].

Биметаллический материал для подшипников скольжения состоит из металлической основы с нанесенным антифрикционным слоем на основе меди, содержащем олово, свинец и графит при следующем соотношении компонентов антифрикционного слоя, мас. %: олово 3,73,9; свинец 13,8, 14,4 графит 1,71,9; медь остальное.

Пример. Биметаллический материал для подшипников скольжения изготавливают следующим образом.

На внутреннюю поверхность металлического корпуса наносят антифрикционный слой из порошковой смеси, содержащей олово, свинец, графит и медь. Порошковую смесь напрессовывают на внутреннюю поверхность металлического корпуса и спекают в контейнере в среде природного газа. Подшипник устанавливают с натягом в поршневую головку шатуна, а отверстие в подшипнике окончательно формируют пропусканием через него пуансона. При этом происходит уплотнение антифрикционного слоя, уплотнение пор на его поверхности, достигается необходимая чистота микрогеометрии поверхности и стабильность геометрических размеров [1,2].

Несущую способность подшипника скольжения оценивают по минимальной толщине масляного смазочного слоя ݄мин и запасу несущей способности

Таким образом, постоянно развивающаяся подшипниковая промышленность стимулирует создание новых, нужных ей порошковых материалов. Их применение позволит значительно снизить массу изделий, повысить их качество и эксплуатационную надежность, сократить расход цветных металлов и легированных сталей.

Литература:

  1. Кузьмин А. В. и др. Расчеты деталей машин: Справ.пособие/А. В. Кузьмин, И. М. Чернин, Б. С. Козинцов.— 3-е изд., перераб. и доп.— Мн.: Высш. шк., 2006. 400 с.
  2. Ряховский О.А «Детали машин». М.: Изд-во МГТУ 1999
  3. Разумов, М. С. Повышение производительности формообразования многогранных наружных поверхностей посредством планетарного механизма [Текст]: автореферат дисс. канд. техн. наук / М. С. Разумов. — Курск. — 2011. — 18 с.
  4. Электронный ресурс, режим доступа http://studopedia.net/10_164951_lektsiya-planetarnie-i-volnovie-peredachi.html
Основные термины (генерируются автоматически): материал, антифрикционный слой, биметаллический материал, несущая способность, подшипник, внутренняя поверхность, деформация изгиба, металлический корпус, опасное состояние, основа меди.


Ключевые слова

машиностроение, детали машин, подшипники, нагрузки и устойчивость, биметаллический материал., биметаллический материал

Похожие статьи

Восстановление деталей машин из полимерных материалов

В статье описываются методы и технология восстановления и ремонта изделий из композиционных материалов на основе пластических масс (термопластов, реактопластов). Анализируются основные факторы, влияющие на выбор типа соединений деталей. Обосновываетс...

Исследование влияния полимерной композиции на прочностные свойства ниточных соединений в одежде

Данная статья посвящена разработке способа обеспечения прочности ниточных соединений в швейных изделиях различного ассортимента путем применения эффективных полимерных композиций, обеспечивающего одновременно обрабатывать швейные нитки и прокладывани...

Выбор и расчет расхода смазочных материалов для подшипников скольжения

В данной статье представлена работа выбора и расчет расхода смазочных материалов для подшипников скольжения.

Методологические подходы в исследовании конструктивной надежности сборно-разборных трубопроводов из композиционных материалов

В статье проведен анализ проблем повышения конструктивной надежности сборно-разборных трубопроводов, определены основные направления изучения характеристик трубопроводов, изготовленных из композиционных материалов.

Эффективность применения высокопрочного бетона при возведении железобетонных промышленных газоотводящих труб

На основе данных литературных источников рассмотрены эффективность применения ВПБ при возведении промышленных железобетонных дымовых труб, технология получения и сферы применения высокопрочного бетона. Выявлены основные закономерности влияния повышен...

Воздействие усадочных явлений на защитно-отделочное покрытие стен из пенобетона

Показана кинетика усадочных деформаций в полимерцементных составах с учетом количественных величин полимерных добавок поливинилацетатной дисперсии или каучукового латекса. Представлена информация о влиянии изменяющихся температур и количества добавок...

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

К вопросу оценки скорости коррозии технических устройств нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств

В данной работе рассмотрены методы оценки и определения скорости коррозии технологического оборудования в зависимости от условий его эксплуатации при осуществлении технического диагностирования оборудования в нефтеперерабатывающей и нефтехимической п...

Неразрушающие методы контроля прочности бетона

В статье ставится задача рассмотреть методы контроля прочности бетона, при которых последний не теряет свои эксплуатационные качества и не нарушается целостность изделия. Выявлена и обоснована необходимость использования неразрушающих методов контрол...

Эффективность применения композиционного материала в подшипниках опор валков

В данной статье приведены материалы о структуре полимерно-композиционных материалов, применение композиционного полимерного материала в подшипниках опор валков, оптимальное соотношение антифрикционной композиции для применения в оборудовании подготов...

Похожие статьи

Восстановление деталей машин из полимерных материалов

В статье описываются методы и технология восстановления и ремонта изделий из композиционных материалов на основе пластических масс (термопластов, реактопластов). Анализируются основные факторы, влияющие на выбор типа соединений деталей. Обосновываетс...

Исследование влияния полимерной композиции на прочностные свойства ниточных соединений в одежде

Данная статья посвящена разработке способа обеспечения прочности ниточных соединений в швейных изделиях различного ассортимента путем применения эффективных полимерных композиций, обеспечивающего одновременно обрабатывать швейные нитки и прокладывани...

Выбор и расчет расхода смазочных материалов для подшипников скольжения

В данной статье представлена работа выбора и расчет расхода смазочных материалов для подшипников скольжения.

Методологические подходы в исследовании конструктивной надежности сборно-разборных трубопроводов из композиционных материалов

В статье проведен анализ проблем повышения конструктивной надежности сборно-разборных трубопроводов, определены основные направления изучения характеристик трубопроводов, изготовленных из композиционных материалов.

Эффективность применения высокопрочного бетона при возведении железобетонных промышленных газоотводящих труб

На основе данных литературных источников рассмотрены эффективность применения ВПБ при возведении промышленных железобетонных дымовых труб, технология получения и сферы применения высокопрочного бетона. Выявлены основные закономерности влияния повышен...

Воздействие усадочных явлений на защитно-отделочное покрытие стен из пенобетона

Показана кинетика усадочных деформаций в полимерцементных составах с учетом количественных величин полимерных добавок поливинилацетатной дисперсии или каучукового латекса. Представлена информация о влиянии изменяющихся температур и количества добавок...

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

К вопросу оценки скорости коррозии технических устройств нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств

В данной работе рассмотрены методы оценки и определения скорости коррозии технологического оборудования в зависимости от условий его эксплуатации при осуществлении технического диагностирования оборудования в нефтеперерабатывающей и нефтехимической п...

Неразрушающие методы контроля прочности бетона

В статье ставится задача рассмотреть методы контроля прочности бетона, при которых последний не теряет свои эксплуатационные качества и не нарушается целостность изделия. Выявлена и обоснована необходимость использования неразрушающих методов контрол...

Эффективность применения композиционного материала в подшипниках опор валков

В данной статье приведены материалы о структуре полимерно-композиционных материалов, применение композиционного полимерного материала в подшипниках опор валков, оптимальное соотношение антифрикционной композиции для применения в оборудовании подготов...

Задать вопрос