Библиографическое описание:

Алимов А. Т., Очилова М. О., Эргашева Г. Б. Особенности применения метода «изучение случаев» в обучении // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1163-1165.



Изучение случаевэто комплексный методический прием обучения, который построен на структурах решения проблемы или на структурах распознавания проблем. Задаются проблемы чаще всего в форме профессионального случая или же они выводятся из конкретных случаев.

Для изучения случая приспосабливается какая-либо проблемная ситуация, которая, как правило, уже произошла в действительности. Учащиеся получают задание анализировать проблемную ситуацию и с максимально возможной самостоятельностью искать пути решения проблемы. В поиске решений проблемы учащиеся должны по возможности противопоставлять различные предложения решения и взвешивать по отношению друг к другу их преимущества и недостатки, прежде чем они придут к обоснованному решению. Затем это решение сравнивается с решением в реальном случае

Метод Изучения Случаев предъявляет высокие требования как к преподавателю, так и к учащимся: преподаватели должны искать подходящие случаи, после выбора обобщать всю важную информацию, предварительно обрабатывать ее с дидактической точки зрения и инициировать учебные процессы. Они должны найти компромиссное решение, нечто среднее между управлением и постепенным отступлением на задний план. Учащиеся должны обладать опытом групповой работы, творческого подхода к работе и опытом самостоятельного поиска информации и ее оценивания. Если этого нет, то эти навыки нужно отрабатывать в предварительной тренировке.

Случаи — это более или менее комплексные обстоятельства дела или проблемы из мира труда, или же эпизоды из жизни и профессиональной сферы, к которым предъявляются следующие три основных условия, который данной случай должен:

 соответствовать действительности;

 быть обозримым;

 допускать несколько решений.

Изучение Случаев никогда не может полностью отразить комплексную реальную ситуацию, поэтому они должны предварительно перерабатываться с дидактической точки зрения, т. е. случаи должны структурироваться, сокращаться и упрощаться. Моделирование в вымышленной ситуации означает отсутствие риска для учащихся. Представление случая чаще всего осуществляется в форме описания.

При дидактической переработке комплексные случаи могут быть переработаны в пригодную для учащихся форму следующим образом:

 представление отдельных проблем как уже решенных проблем;

 показ отдельных решений проблемы при помощи дополнительного материала;

Лабиринт  ограничение постановки цели.

Применение на учебных занятиях может осуществляться следующим образом:

 преподаватель и все учащиеся совместно разбирают случай (преимущественно для введения в этот метод);

 некоторые учащиеся изучают случай в группе, остальные учащиеся наблюдают;

 оптимально: работа (с одним и тем же случаем) в нескольких малых группах (четыре-шесть учащихся) с руководителем дискуссии (учащийся),

 каждый учащийся сам изучает случай;

 несколько малых групп разрабатывают различные случаи.

Кайзер (Kaiser) разработал для Изучения Случаев шестифазную учебную модель т. е. оптимальную последовательность шагов/ последовательность этапов для его обработки (опережения и возвращения возможны, отдельные фазы могут протекать быстрее или медленнее): сопоставление → информация → исследования → решение → обмен мнениями → сверка с оригиналом

Кайзер (KAISER) приводит следующие четыре важных варианта изучения случаев:

Метод

Проблемная ситуация

Получение информации

Решение проблемы

Метод изучения конкретного случая (Case-Study-Method)

— нужно распознать и анализировать скрытые проблемы

— информация предоставляется

— определение вариантов решения

— принятие решений

— сравнение решения с реальным принятым решением

Метод проблемного случая (Case-Problem-Method)

— проблемы уже сформулированы

— информация предоставляется

— определение вариантов решения

— приятие решений

— при необходимости сравнение с реальным решением

Метод непредвиденного случая (Case-Incident-Method)

— случаи представляются с проблемами

— проблемы не названы

— информацию необходимо получить самостоятельно

— определение вариантов решений

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что метод Изучение Случаев демонстрирует следующие важные педагогические значения:

 элемент, усиливающий учебную мотивацию: учащиеся бросают вызов проблемам и вопросам, важным для жизни и профессии;

 в результате самостоятельной деятельности повышается самостоятельность учащихся;

Лабиринт  связь с жизненным миром: связь между практическим проявлением проблемы и теоретическим высказыванием;

 упрощение комплексного случая: прозрачность, пригодность для изучения, пригодность для объяснения;

 работа в группе (сотрудничество);

 содействие способности находить решения;

 ориентирование на действие и на профессию (картина будущей деятельности);

 полные действия/компетенция действий;

Литература:

  1. Buddensiek, Dr. Wilfried: Entscheidungsfindung im Methodenver- bund — Didaktische Begründung für die Verbindung von Fallstudie und Simulationsspiel. In: Keim, Helmut (Hrsg.): Planspiel, Rollenspiel, Fallstudie. Zur Praxis und Theorie lernaktiver Methoden. Köln: Wirtschaftsverlag Bachem 1992.
  2. Kaiser, Franz-Josef, Brettschneider Volker: Fallstudie. In: Wiechmann, Jürgen (Hrsg.): Zwölf Unterrichtsmethoden. Vielfalt für die Praxis. 2. Aufl., Weinheim und Basel: Beltz Verlag 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактической точки зрения, проблемы учащиеся должны, решения проблемы, решений проблемы, Изучения Случаев, структурах решения проблемы, следующим образом, пути решения проблемы, Метод Изучения Случаев, структурах распознавания проблем, отдельных решений проблемы, случаи должны, переработке комплексные случаи, Учащиеся должны, форме профессионального случая, Изучения Случаев шестифазную, комплексную реальную ситуацию, учащихся форму следующим, метода «изучение случаев», комплексный методический прием.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос