Библиографическое описание:

Кулясова А. С., Голубев А. А. Государственная поддержка развития высокотехнологичных производств в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 569-572.



В статье проанализированы меры государственной поддержки высокотехнологичного производства в России, а также разработаны предложения по совершенствованию государственной политики в сфере высокотехнологичного производства.

Ключевые слова: высокотехнологичное производство, наукоемкость, высокотехнологичный кластер, бюджетирование, инновации.

In the article, the measures of state support of high-tech production in Russia are analyzed and proposals to improve state policy in the sphere of high-tech production are developed.

Keywords: high-tech production, knowledge intensity, high-tech cluster, budgeting, innovations.

Высокотехнологичное производство продукции на сегодняшний день — это инструмент повышения конкурентоспособности как предприятия в микроэкономическом масштабе, так и государства с позиции макроэкономики, это сложный многоплановый процесс, который нуждается в четком и конкретном регулировании. В связи с этим, существует ряд проблем связанных с реализацией этой концепции в России, такие как несовершенное законодательство, недостаток финансирования и неразумное распределение финансовых ресурсов. Особенно актуальной эта тема становится в современных условиях под влиянием санкционной политики в отношении Российской Федерации со стороны ряда иностранных государств. В связи с этим, критическими факторами развития высокотехнологичных отраслей являются защита российского производителя и предоставление приоритета отечественной производству.

Высокотехнологичный секторпромышленности Российской Федерации включает в себя такие виды и сферы экономической деятельности, в которых затраты на НИОКР в общей стоимости производственных издержек выпускаемого продукта составляют значительно большую часть по отношению к другим видам затрат. Именно за счет существенных затрат на научно-исследовательские разработки формируется высокая величина добавленной стоимости, которая увеличивает общую стоимость продукта на рынке.

Состав высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, рекомендованный Министерством экономического развития России для расчета доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, приведен табл. 1.

Таблица 1

Перечень видов экономической деятельности, включаемых всостав группы высокотехнологичных инаукоемких отраслей, рекомендован Министерством экономического развития, письмо №2698-АК/ДОЗи от 18.02.2013г.

Код ОКВЭД

Наименование

Высокотехнологичные виды деятельности

24.4

Производство фармацевтической продукции

30

Производство офисного оборудования и вычислительной техники

32

Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи

33

Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов

35.3

Производство летательных аппаратов, включая космические

Наукоемкие виды деятельности

73

Научные исследования и разработки

80

Образование

85

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Высокотехнологичное производство — это процесс производства, на всех или отдельных стадиях которого используются прогрессивные инновационные технологии. В результате, с помощью использования новейших научных разработок, удается достичь высоких экономических результатов и повысить конкурентоспособность готового высокотехнологичного продукта.

Из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что процесс внедрения в производственный процесс инновационных технологий трансформирует обычное предприятия в высокотехнологичное.

Можно выделить следующие характерные отличия высокотехнологичных предприятий:

– большой объем вложений в научно исследовательские разработки;

– наличие автоматизированных систем проектирования и управления технологическими процессами;

– полная ликвидация или сокращение брака в процессе производства за счет внедрения прогрессивных технологий;

– постоянное финансирование повышения квалификации рабочего персонала;

– наличие широкой номенклатуры производимой продукции;

– соответствие выпускаемой продукции международным стандартам качества;

– интенсификация экономических процессов на производстве, при которой, вовлечение в производство сравнительно меньшего объема ресурсов позволяет достичь больших результатов с экономической точки зрения;

– постоянное развитие инженерно-конструкторской базы с соблюдением принципов экологического менеджмента.

Все вышеперечисленные факторы в совокупности определяют понятие «наукоемкость». Наукоемкость производственного предприятия определяет не только уровень его научно-технического развития, но и степень новизны производимой на данном предприятии продукции [1].

К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или объеме продаж составляет не менее 3,5–4,5 % [2].

Мировая практика показывает роль государства в обеспечении непрерывности процесса превращения научных знаний в инновационный продукт, реализуемый на рынке: государство инициирует формирование инновационной структуры, создает необходимые условия и механизмы (правовые, организационные и экономические), мотивирующие производителей превращать результаты научных исследований в наукоемкий товар/услуги, извлекая при этом законную прибыль [6].

В рамках программ развития промышленности и повышения конкурентоспособности в России были одобрены инновационные стратегии развития для 60 крупнейших компаний, были представлены 35 технологических парков, была создана система грантов и поддержки инновационных проектов основанных за счет займов.

Программа включает процесс реструктуризации образования в университетах. Правительство надеется улучшить исследовательские результаты университетов и создать систему кооперации между реальным сектором экономики на рынке и университетами.

Эта система, называющаяся предпринимательским университетом, будет стимулировать процесс коммерциализации знания. Как результат все образовательные структуры, которые задействованы в научно- исследовательской деятельности будут ориентированы на конструктивное сотрудничество с внешней экономической средой. Более того, ожидается, что эти меры позволят создать механизм стимулирования спроса на инновационные решения [2].

Самые эффективные пути достижения этих целей — это создание приятного инвестиционного климата, а также привлечение иностранных высокотехнологичных производителей для создания научных центров на территории Российской Федерации.

Немаловажным фактором активного развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России является разработка процедуры финансового снабжения государственных гарантий и формирования механизма субсидирования производственных единиц, которые реализуют программу импортозамещения. Каждая компания будет в состоянии компенсировать часть затрат на обслуживание долговых обязательств. Как правило, производственным компаниям в сфере радиоэлектроники необходимо большое количество денежных ресурсов для того, чтобы стимулировать производственный процесс.

Согласно государственным программам Российской Федерации на поддержку и проведение научно-исследовательских разработок в различных сферах промышленности в 2015 году государством было выделено 154,20 млрд. руб., что на 8,48 млрд. руб. больше по сравнению с 2014 г. Аналогично, сумма запланированная на 2017 г. в рамках государственных расходов на НИОКР, больше на 18,72 млрд. руб. по сравнению с объемом денежных средств, выделенных в 2015 г. Такое постепенное возрастание объемов бюджетирования НИОКР связанно, прежде всего, с возрастанием темпов инфляции и обесценивания отечественной валюты по отношению к иностранной. В таблице 2 представлены размеры финансирования, предусмотренные согласно государственным программам на НИОКР в зависимости от конкретной отраслевой принадлежности.

Таблица 2

Фактические иплановые расходы на НИОКР за 2014–2016гг., (млрд. руб.).

Вид расходов

2014

2015

2016

Развитие науки и технологий

102,73

111,82

119,61

Развитие авиационной промышленности

28,62

27,87

35,22

Развитие промышленности и ее конкурентоспособности

7,27

8,55

12,80

Развитие атомного энергопромышленного комплекса

0,89

0,2

0,01

Энергоэффективность и развитие энергетики

1,49

1,37

0,92

Развитие рыбохозяйственного комплекса

3,17

3,17

3,17

Воспроизводство и использование природных ресурсов

1,50

1,2

1,19

Развитие сельского хозяйства

0,04

0,01

0,00

ИТОГО

145,72

154,20

172,92

На рис. 1 Отражена величина государственных ассигнований в научно-исследовательские разработки за 2015 год. Из диаграммы видно, что наибольшая сумма денежных средств расходуется государством по общей статье «Развитие науки и технологий» [4], [5].

Рис. 1. Расходы на НИОКР, предусмотренные в рамках государственных программ Российской Федерации [4], [5]

Вследствие рационального использования финансовых ресурсов государством Российской Федерации в сфере высокотехнологичного производства представляется возможным улучшить показатели реального производства и укрепить позиции национального производителя.

В целом, для достижения положительных результатов в сфере высокотехнологичного производства государству необходимо предпринять следующие меры:

– сформировать стратегический план развития предприятий высокотехнологичного сектора, предусматривающийстимулирование их научно-технической и исследовательской активности;

– сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях развития научно-технического прогресса и создать оптимальную систему их распределения;

– постоянно стимулировать создание отечественных научно-производственных структур, способных создавать конкурентоспособную среду на внутреннем и внешнем рынке;

– создать и внедрить специализированные организационно-экономические механизмыгенерации, развития и распространения нововведений постоянно стимулируя инновационную научную деятельность не только крупных производственных единиц, но и малых и средних субъектов предпринимательства.

Все эти меры позволят поддержать конкурентоспособность отечественных продуктов на внутреннем рынке России и, как результат, заменить зарубежные аналоги.

Литература:

  1. Батьковский, А. М. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития / А. М. Батьковский, М. А. Батьковский, В. П. Божко и др. — М.: МЭСИ, 2010. — 366 с.
  2. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 2. — С. 57–71.
  3. Kuliasova A. S. The development of innovative entrepreneurial university // Economics of the firm. 2013. № 2 (3). Pp. 45–47.
  4. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности: гос. программа РФ: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2013 г. № 1535-р (29);
  5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (28)
  6. Быстров А. В. Кластерная политика динамической оптимизации высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях вынужденной автаркии / А. В. Быстров, В. Д. Свирчевский, В. Н. Юсим // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (19–20 февр. 2015 г.): в 2 кн. / Редкол. В. И. Гришин, Е. В. Зарова, К. В. Екимова. — М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. — Кн. 2. — 2015. — С. 371–379.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, сфере высокотехнологичного производства, развития высокотехнологичных, развития высокотехнологичных отраслей, высокотехнологичных отраслей промышленности, Министерством экономического развития, of high-tech production, экономической деятельности, развития высокотехнологичных производств, видов экономической деятельности, факторами развития высокотехнологичных, секторпромышленности Российской Федерации, отношении Российской Федерации, программам Российской Федерации, активного развития высокотехнологичных, государством Российской Федерации, экономического развития России, развития предприятий высокотехнологичного, территории Российской Федерации, поддержки высокотехнологичного производства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос