Метафорические модели, репрезентирующие природные катастрофы в русском экологическом дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 15.04.2016

Статья просмотрена: 492 раза

Библиографическое описание:

Каменева, А. С. Метафорические модели, репрезентирующие природные катастрофы в русском экологическом дискурсе / А. С. Каменева, О. В. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1128-1130. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28673/ (дата обращения: 19.10.2024).



На современном этапе развития когнитивной науки лингвистика уделяет особое внимание роли образности в картине мира. Метафора, обладая миромоделирующим потенциалом, формирует целостные фрагменты картины мира. Структура концептуальной метафоры акцентирует внимание на лежащем в ее основе аналогическом уподоблении одной понятийной сферы в терминах другой [1, С. 467]. Метафора представляет собой когнитивный механизм объединения двух понятийных сфер, где одна понятийная сфера (сфера-мишень) реализована в терминах другой понятийной сферы (сфера-источник) на основе аналогии. Таким образом, концептуальная метафора воплощена в языковых метафорических моделях.

В фокусе данной статьи оказывается совокупность метафор, сферой-мишенью которых является понятийная сфера «Природная катастрофа». Наряду со сферой-мишенью также выявляются понятийные сферы, через призму которых осуществляется осмысление специфики интерпретации природной катастрофы в экологическом дискурсе.

Материалом для исследования послужили 56 метафорических единиц, полученных приемом сплошной выборки из научных статей журнала «Экология и жизнь», [2] а также статей, опубликованных на сайтах Ассоциации Защиты окружающей среды [3], Министерства Защиты Окружающей среды [4] и Экологического аудита [5].

В проанализированном материале была выявлена метафорическая модель «Природная катастрофа — живое существо», в которой взаимосвязанными оказываются две понятийные области (сфера-мишень и сфера-источник). При этом сфера-источник, как область хорошо знакомая, выступает для формирования понятий неисследованной области — сферы-мишени. Сфера-мишень в данной метафорической модели обозначена как «Природная катастрофа». Под природной катастрофой мы понимаем «катастрофическое природное явление, которое может вызвать нарушение нормальной деятельности населения, человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия. Природные катастрофы, наряду с авариями, стихийными и экологическими бедствиями, массовыми инфекционными заболеваниями, относятся к чрезвычайным ситуациям. В основе большинства чрезвычайных ситуаций лежит дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой» [6].

Сферой-источником служит концептуальная область «Живое существо», объединяющая человека и представителей животного мира. Антропоцентрический подход, утвердившийся в языкознании, сосредоточивает своё внимание на человеке, его языковом поведении, когнитивных процессах, происходящих в актах коммуникации. Человек всегда отождествлял себя с природой, чувствовал себя ее частью, с помощью образов природы он пытался понять и осмыслить общественную жизнь, свое место в природе, а так же свое отношение к ней.

В сфере-источнике «Живое существо» актуализируются признаки, присущие и человеку, и животному, так как они являются существами биологическими. Были выявлены признаки, связанные с физиологическими (питание, сон, болезнь) и поведенческими (агрессия) действиями человека и животного.

Уподобление катастрофических природных явлений физиологическим процессам живого существа основывается на аналогии действия. Природная катастрофа представляется в качестве голодного животного, которое способно смести, проглотить всё на его пути: имущество человека, дома и автомобили, а также целые улицы и деревни. Например, Все системы биосферы пытаются «переварить» проникающие в нее чуждые ей объекты.

Важным процессом жизнедеятельности биологического существа является сон, его основная функция — это успокоение, отдых. При метафорической интерпретации модели «Природная катастрофа — живое существо» через сон обозначается отсутствие активности: Не считаясь с силами природы, что дремлют в толще камня; Стихия сразу не улеглась.

Были выявлены метафоры, репрезентирующие природу как больной организм, у которого нарушена нормальная жизнедеятельность: Земля под их ногами стала подрагивать, словно тело, забившееся в агонии.

При метафорическом моделировании образа природной катастрофы на основе сферы-источника «живое существо» продуктивными являются образы, основанные на уподоблении катастрофических явлений физическим действиям человека / животного. Природные явления могут наступать, отступать, идти, доходить, настигать и т. д., например, Льды так и не дошли до месторождений, которым начали было наносить урон; Льды остановились ненадолго и поплыли туда, откуда пришли.

Метафорическую интерпретацию получает природная катастрофа посредством лексем, выражающих агрессивное поведение человека либо животного: Лесные пожары, загрязняющие окружающую среду, наносят большой ущерб растительному и животному миру; Природа билась с человеком; Почему природные катастрофы Земли почти за четырехмиллиардный период геологической истории не разрушили до сих пор биосферу. Аналогия строится на уподоблении разрушительного воздействия катастрофического природного явления агрессивному поведению живого существа в случае, когда оно выходит испод контроля человека, либо когда является поведенческим проявлением животного. Результатом как бесконтрольного поведения человека/ животного, так и воздействия природной катастрофы являются разрушения, жертвы, различного рода ущербы. Например, Эти катастрофические процессы унесли с середины XIX в. 33 жизни; Грандиозный тропический циклон, сопровождавшийся скоростью ветра до 350 км/ч принес смерть более 300 тыс. жителей Бангладеш и оставил без крова около 3,6 млн. человек.

Отметим, что контексты также фиксируют значение, репрезентирующее агрессивное действие, характерное исключительно для человека. Данное значение представлено лексемой «выстрелить». Персонифицируясь, природные катастрофы, как и жестокие люди, осуществляют безжалостные действия: Оползень «выстрелил» разжиженные отложения в долину Саут Нэйшн, заполнил ее на глубину порядка 15 м., разогнал волну высотой 2–3 м. и создал дамбу, которая была пропилена рекой тем же летом.

Итак, моделирование выявленного метафорического фрагмента экологического дискурса «Природная катастрофа» осуществляется по образу и подобию живого существа, при этом в большинстве контекстов человек и животное рассматриваются как биологические существа и не противопоставляются друг другу. Базовыми выявленными признаками оказались признаки, выражающие физиологические процессы и поведение.

Литература:

  1. Lakoff G. Metaphor and War: The Metaphor System Used to Justify War in the Gulf. In: Pütz M.: Thirty Years of Linguistic Evolution: Studies in Honour of René Dirven on the Occasion of his Sixtieth Birthday. Philadelphia, Amsterdam: 1992, 463–481.
  2. Экология и жизнь [Электронный ресурс] [Офиц. сайт] — http://www.ecolife.ru/ (дата обращения: 19.05.2014).
  3. Защита окружающей среды / профессиональная ассоциация [Электронный ресурс] [Офиц. сайт] — www.pacechina.net/[перевод] (дата обращения: 1.07.2014).
  4. Министерство защиты окружающей среды [Электронный ресурс] — english.mep.gov.cn/[перевод] (дата обращения: 1.06.2014).
  5. Экологический аудит [Электронный ресурс] [Офиц. сайт] — www.environmental-auditing.org.cn/english/EN/EN.htm[перевод] (дата обращения: 19.05.2014).
  6. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / Под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990 (Большой энциклопедический словарь: Языкознание (БЭС) / Под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1998).
Основные термины (генерируются автоматически): природная катастрофа, живое существо, окружающая среда, понятийная сфера, животное, животный мир, катастрофическое природное явление, концептуальная метафора, метафорическая модель, экологический дискурс.


Похожие статьи

Метафорическое отражение российской действительности в англоязычном политическом дискурсе

Психолингвистические стратегии диффамации в современной социально-политической коммуникации

Институциональные дискурсы в лингвистическом изучении

Аксиологические стереотипы в педагогическом дискурсе

Трансформационные процессы в современной фразеологии на материале художественных текстов

Тенденции к радикализации современного информационного пространства в современном политическом дискурсе на примере нацистской Германии

Штрихи к пониманию роли интерференции личности переводчика в переводческом процессе

Лингвокультурологические особенности средств реализации комизма в американском дискурсе

Синтропия и эксформация как основные закономерности инновационных бизнесобразующих технологий

Полихроматические феномены как средство образной выразительности окружающей действительности в преподавании литературы

Похожие статьи

Метафорическое отражение российской действительности в англоязычном политическом дискурсе

Психолингвистические стратегии диффамации в современной социально-политической коммуникации

Институциональные дискурсы в лингвистическом изучении

Аксиологические стереотипы в педагогическом дискурсе

Трансформационные процессы в современной фразеологии на материале художественных текстов

Тенденции к радикализации современного информационного пространства в современном политическом дискурсе на примере нацистской Германии

Штрихи к пониманию роли интерференции личности переводчика в переводческом процессе

Лингвокультурологические особенности средств реализации комизма в американском дискурсе

Синтропия и эксформация как основные закономерности инновационных бизнесобразующих технологий

Полихроматические феномены как средство образной выразительности окружающей действительности в преподавании литературы

Задать вопрос