Библиографическое описание:

Утова К. А. Анализ современной системы преподавания английского языка с учетом тайм-менеджмента // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1051-1053.



В статье проводится анализ современной системы преподавания английского языка с учетом тайм-менеджмента. Раскрывается закономерность влияния личностной организованности в процессе педагогической деятельности на успешность обучения английскому языку. В управлении временем учащихся при изучении английского языка рассматриваются следующие процессы: моделирование деятельности с учётом проведённого анализа предыдущих успехов в обучении; постановка цели; планирование и расстановка приоритетов; разработка плана достижения поставленных целей и выделение приоритетных задач для выполнения; реализация плана; контроль достижения цели; подведение итогов по результатам.

Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в современном мире, когда устанавливаются и развиваются политические, экономические, научные, этнические связи с другими странами и государствами, возрастает потребность изучения иностранных языков, и, в большей степени, английского языка. Изучение любого иностранного языка будет более эффективным, если учитывать тайм-менеджмент. Не все учащиеся могут распределить свое время для выполнения домашних заданий, на уроке, и, тем более, в изучении английского языка. Проблема в том, что для успешного изучения английского языка необходимо: развитие грамматической компетенции учащихся; коммуникативные игры; диалоги; театрализованные представления; использование кейс-метода в обучении; аудирование и др. При обучении английскому языку в начальной школе осуществляется образовательный процесс, который проявляется, прежде всего, в том, что усвоение английского языка, его фонетики, грамматики, лексики происходит не отдельно, как неких дискретных компонентов языка, а с учетом интеграции. Понятно, что для осуществления всех форм и методов обучения необходимо научиться управлять своим временем, так как у школьников помимо английского языка как предмета изучения, есть другие образовательные дисциплины.

Для анализа современной системы преподавания английского языка и умения учащихся управлять своим свободным и учебным временем в 2015 году был проведен эксперимент, в котором приняли участие ученики 2 «В» и 2 «Д» класса ГБОУ гимназия № 1272 г. Москвы. В основу эксперимента были положены диагностические педагогические методы: опросы и интервью, а также включенное и научное наблюдение за учащимися во всех режимных моментах гимназии; коррегирующие методы — обучение тайм-менеджменту. Эксперимент длился с февраля по май месяц. Учащимся был предложен опросник, на утверждения которого они отвечали выбором цифры от 1 до 5, где средним значением была цифра 3. (1 — несогласие; 5 — согласие) Данные диагностики отражены в таблице 1.

Таблица 1

Изучение возможностей управления временем учащихся 2 «В» и 2 «Д» классов

Опросник

2 «В»

2 «Д»

Я всегда планирую свое время в течение дня

4

3,7

Иногда мне не хватает времени для выполнения домашнего задания

1

1

Мне приходится тратить много времени для выполнения домашнего задания

2,3

2,1

Я планирую свое свободное время по рекомендациям родителей

1,7

2

Я часто заканчиваю выполнение домашнего задания после 22:00 часов

3,4

3,5

Я часто трачу время попусту

4,8

4,3

Если я не успеваю выучить задание к уроку, у меня пропадает интерес к учебе

2

2,2

На уроках английского языка я все задания успеваю сделать в течение отведенного времени.

1,5

1,2

Я переживаю, если не успеваю поиграть или погулять после уроков

1

1,3

Больше всего я люблю ничего не делать

4,5

4,7

Интерпретация результатов показала, что большинство учеников не умеют планировать свой распорядок дня. Но здесь мы дает поправку на возрастные характеристики. В возрасте 7–8 лет идет, но еще не закончен, интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе возможности для развития личности ученика. А значит, при использовании корригирующих воспитательных мероприятий, ученики способны научиться управлять своим временем.

Большое значение имеют социальные мотивы в процессе обучения. Один из них — долг, ответственность перед родителями, поэтому почти все ученики отметили, что планируют свое время совместно с родителями.

И, необходимо отметить, что преобладающее большинство учащихся отметили, что «больше всего они любят ничего не делать». Это объясняется тем, что познавательный интерес у большинства детей этого возраста остается на низком или средне-низком уровне (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, Д. Б. Эльконин). И часто преобладает мотивация избегания наказания.

Проанализировав данные, полученные после опроса учащихся, были запланированы занятия по обучению учащихся управлять своим временем. Занятия включали в себя упражнения: «Упражнение с секундомером», «Я и мой темперамент», «Позитивные привычки». Эти упражнения проводились во время «Игрового английского», при аудировании, в обучении с использованием ИКТ.

В воспитательных целях использовались психологические сказки «Бык и кнут», «Сад судьбы», «Пропавшее время» и др. Особенности психологических сказок в том, что они стимулируют собственное мышление и дают возможность использования комментариев, уточняющих их смысл и углубляющих его с помощью дополнительных интерпретаций. Задача психологических сказок состоит в создании своеобразной виртуальной модели и в организации встречи миров: нашего реального мира и построенного сказочного. Если в результате этого взаимодействия миров у ребенка возникнет новое представление о собственных жизненных ориентирах, пусть даже вначале смутное, не совсем осознаваемое — значит, сказка «работает».

Интересным для учащихся и самым сложным испытанием была инсценировка «Модель духовных ориентиров или поведение, которое ведет к потере времени». Ее особенности в том, что она стимулирует собственное мышление и дает возможность использования комментариев, уточняющих ее смысл и углубляющих его с помощью дополнительных интерпретаций.

Эксперимент закончился в мае месяце 2015 года. Для выявления результатов эксперимента было проведено исследование, которое включало в себя моделирование ситуаций. В моделируемых ситуациях ученики ощущали действия таких факторов, с которыми они ежедневно сталкиваются или могут столкнуться, как в учебное, так и во внеурочное время. Анализ исследования показал следующие результаты.

Таблица 2

Выявление эффективности корригирующих занятий по тайм -менеджменту уучащихся 2 «В» и 2 «Д» классов

Навыки управления временем

2 «В»

2 «Д»

Управление временем как система самодисциплины

У 1/3 учащихся повышение уровня самодисциплины

У 1/3 учащихся повышение уровня

Учебная мотивация

80 % учащихся имеют устойчивый мотив к изучению английского языка

82 % учащихся имеют устойчивый мотив к изучению английского языка

Оценка эффективности и активности на уроке

Активность выше среднего уровня

Активность выше среднего уровня

Планирование учебной недели

Ограничивается заполнением дневника и планированием досуга

Ограничивается заполнением дневника и планированием досуга

Расстановка приоритетов

Не выражена

Не выражена

Организация рабочего места (подготовка к уроку)

Около половины учащихся тратят до 10 минут на подготовку к уроку и до 30 минут на подготовку к выполнению домашней работы

Около половины учащихся тратят до 10 минут на подготовку к уроку и до 30 минут на подготовку к выполнению домашней работы

Максимальное переключение с одного вида деятельности на другой

Быстрое переключение, высокая активность практически у всех

Быстрое переключение, высокая активность практически у всех

Выявленные показатели подтвердили правильность выбора корригирующих мероприятий, направленных на обучение учащихся тайм-менеджменту. В современных условиях обучения, в ускоряющемся ритме жизни, в связи с требованиями ФГОС, обучение учащихся управлению временем является необходимым условием для достижения целей образования. С этой целью была разработана и используется с сентября 2015 года схема по развитию у детей умения управлять временем. В схему включены:

 антистрессовая программа (создание психологически комфортной обстановки на уроке);

 развитие мотивационно-потребностной сферы младших школьников;

 использование вероятностного прогнозирования в активном обучении английскому языку;

 развитие дивергентного мышления на уроках английского языка;

 целеполагание и выбор;

 развитие индивидуального сознания у учащихся;

 обучение принципам и правилам планирования изучения английского языка и планирование собственной образовательной деятельности.

Таким образом, образование не должно быть просто трансляцией чужого опыта; оно не дается, а приобретается учеником, который через умственные усилия находит пути для саморазвития и самообучения. Задача педагога, моя задача — формирование индивидуальных траекторий с учетом возможностей каждого конкретного ученика и оказание педагогической и психологической помощи в его самореализации и развитии. Я должна дать не только знания по английскому языку, но и научить детей применять их в повседневной жизни, научить их управлять своим временем, для того чтобы они обладали целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии.

Литература:

  1. http://www.emissia.org/offline/2013/1947.htm
  2. Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008, ВГУ.
  3. Беспаленко Е. М. Практикум по психологии менеджмента в образовании. Учебное пособие: Воронеж: издательство «Истоки», 2013, — 102 с. ISBN 987–5-88242–963–7.
  4. Бордовская Н. В., Реан А. А. «Педагогика». Учебник для вузов — СПб: издательство «Питер», 2000, — 304 с.
  5. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): английского языка, преподавания английского языка, системы преподавания английского, изучения английского языка, изучении английского языка, современной системы преподавания, временем учащихся, английскому языку, усвоение английского языка, управлении временем учащихся, помощью дополнительных интерпретаций, управления временем учащихся, возможность использования комментариев, учащихся управлению временем, успешного изучения английского, обучение учащихся, планирования изучения английского, учетом тайм-менеджмента, обучении английскому языку, грамматической компетенции учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос