Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 16.04.2016

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Литвинова Н. В. Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 984-987. — URL https://moluch.ru/archive/112/28235/ (дата обращения: 20.08.2018).



Система высшего образования Украины находится на пути реформирования и модернизации. Это вызвано ее направленностью на европейские и мировые стандарты и ценности. Поэтому возникает потребность в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, направлении его на подготовку компетентных, конкурентоспособных специалистов.

Для того чтобы решить эти задачи, нужно систематизировать требования к будущим специалистам, а так же улучшить практическую подготовку студентов в высших педагогических учебных заведениях.

Важным аспектом нашего исследования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе производственной практики, поэтому более подробно остановимся на подготовке будущих инженеров-педагогов строительного профиля при прохождении ими практики.

Проблема формирования компетентности и профессионализма всегда интересовала ученых, а с середины прошлого столетия она модифицировалась в проблему формирования профессиональной компетентности.

Исследованию проблем профессионального становления личности, качественному овладению профессией, совершенствованию профессиональной подготовки, методам и приемам по различным направлениям деятельности посвящены работы следующих педагогов: С. Батышева, Г. Карповой, А. Марковой, Н. Ничкало, Л. Усеиновой и других. При этом каждый из указанных ученых акцентировал внимание на практической составляющей в подготовке будущих специалистов.

Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности невозможна только в процессе аудиторной работы. Без опыта практического применения теоретических знаний в реальных условиях производства нельзя говорить о вполне сформированных высококвалифицированных специалистах. За время обучения в университете студенты только постигают основы тех знаний, умений и навыков, какие помогут им окончательно стать профессионалами уже в процессе практической профессиональной деятельности. Для этого необходимо в полной мере использовать возможности производственной практики.

Практика для студентов — это первая непосредственная встреча с выбранной специальностью и соответствующей профессиональной средой. Она имеет большое значение для будущих специалистов и существенно влияет на их профессиональное и психологическое развитие.

Такие ученые, как В. Арыдин и Г. Атанов считают, что практика — это вид учебной деятельности, к содержанию которой относится выполнение практических или производственных задач. Она качественно сочетает теоретические знания с практической подготовкой в производственных условиях, направлена на формирование у студентов умений и навыков по специальности [1].

В высших учебных заведениях Украины практическая подготовка студентов регламентируется Положением «Про организацию учебного процесса в высших учебных заведениях» [8], Положением «О проведении практики студентов в высших учебных заведениях Украины» [9], учебным планом ВУЗа, квалификационной характеристикой специалиста, образовательно-профессиональной программой подготовки специалистов, особенностями баз практик.

Проанализировав Положение «О проведении практики студентов в высших учебных заведениях Украины» [9], мы определили, что практика студентов высших учебных заведений делится на учебную, технологическую, эксплуатационную, педагогическую, учебно-исследовательскую, производственную и другие. Количество практик, содержание, продолжительность и сроки проведения регламентируются учебными планами университетов.

Важным этапом учебного процесса в системе подготовки будущих специалистов по специальности 6.010104 «Профессиональное образование. Строительство» является производственная практика (учебная), которая в соответствии с учебным планом высшего учебного заведения происходит на втором курсе, в четвертом семестре и продолжается четыре недели. Она является связующим звеном между теорией, практикой, а также самостоятельной работой в учреждениях образования и предоставляет первый самостоятельный опыт производственной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов происходит в реальной практической среде в процессе производственной практики с использованием ранее приобретенных теоретических знаний. Такое сочетание теоретической и практической подготовки способствует овладению студентами не только соответствующими теоретическими и методическими знаниями, но и необходимыми для формирования профессиональной компетентности умениями и навыками. В связи с этим изучение дисциплины «Производственное обучение» является подготовительным этапом формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля, а прохождение производственной практики с использованием авторского учебно-методического пособия «Производственная практика» [4] является итогом совместных усилий всех участников учебного процесса, направленного на достижение общей цели — подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, а также своеобразным индикатором успешности или недостаточной эффективности этих усилий.

Проанализируем различные подходы к определению понятия «производственная практика». В Положении Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства образования и науки Украины о производственной практике[7] сказано, что она проводится «непосредственно на рабочих местах, на предприятиях, во время которой ученики, слушатели под руководством мастеров (инструкторов) путем самостоятельного выполнения работ совершенствуют полученные профессиональные знания, умения и практические навыки» [7]. Производственная практика проводится для совершенствования полученных знаний, практических навыков, психологической, социальной и профессиональной адаптации в коллективах [10]. Она является видом учебной деятельности студентов, в процессе которой они самостоятельно выполняют производственные задания учебной программы в условиях действующего предприятия [6, с. 456].

Другие исследователи расширили это понятие и отметили, что производственная практика нужна для того, чтобы будущие специалисты адаптировались к будущему месту работы в условиях реальной профессиональной деятельности, приобрели опыт практических и организационных умений и навыков, для того чтобы потом выполнять функциональные задачи. Такая подготовка студентов как составляющая процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов способствует: углублению теоретических знаний; улучшению умений и навыков производственной деятельности; формированию и развитию профессиональных умений и навыков для принятия независимых решений при работе в реальных производственных условиях, а также творческого подхода к практической деятельности [2; 5].

Проанализировав различные подходы, приводим собственное толкование понятия «производственная практика» это разновидность учебной деятельности, предусмотренная учебным планом, которая организуется в реальных производственных условиях (или максимально приближенных к ним), во время которого будущие специалисты, опираясь на полученные знания, умения, навыки и действия в процессе изучения специальных дисциплин, выполняют производственные задания в соответствии с областью производственной деятельности и приобретают опыт самостоятельной работы. Базами проведения производственной практики для студентов являются строительные организации, предприятия, где применяют современные технологии и организации выполнения строительных работ, а также имеют современное оборудование и внедряют механизацию строительных работ. Целью производственной практики является: ознакомление студентов со строительным предприятием, особенностями работы его работников; анализ организационной и общей работы; формирование и углубление теоретических и практических профессиональных знаний, полученных в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин; приобретение и закрепление первичных производственных навыков; получение опыта самостоятельной работы; изучение деятельности строительных предприятий; анализ технологических и организационных процессов строительных работ.

Производственная практика является целенаправленным продолжением теоретического обучения и дает возможность закрепить и углубить теоретические знания по таким учебным дисциплинам: «Строительное материаловедение», «Введение в строительную профессию», «Производственное обучение» и другие. Кроме этого она основана на изучении спецдисциплин, а именно: «Технология строительного производства», «Организация и планирование строительного производства», «Архитектура зданий и сооружений», «Инженерные сети и оборудование», «Инженерная геодезия» и является обязательным этапом процесса профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов строительного профиля.

Наиболее оптимальным является организация и проведение производственной практики студентов в реальных условиях строительства или максимально приближенных к ним. Впрочем, именно здесь возникают следующие проблемы: в наше время социально-экономического кризиса большинство предприятий прекратили свою деятельность; сокращается штат работников; некоторые производства не в состоянии приобрести современные машины и оборудование для облегчения человеческого труда и ускорения технологических процессов; полученные в ВУЗе знания, умения и навыки будущих специалистов не соответствуют требованиям современного строительного производства; предприятия не желают брать практикантов на период практики и тому подобное.

Самым простым решением этих проблем является замена производственной практики на предприятии на проведение ее в учебных мастерских, что и практикуется в высших учебных заведениях. В результате такой замены наблюдается снижение уровня профессиональной подготовки и прежде всего профессиональной адаптации выпускников, их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Следующая производственная практика у будущих инженеров-педагогов строительного профиля в соответствии с ОПП указанного специалиста проводится в конце третьего курса и называется «технологическая». В нашем исследовании трактуем ее как производственную. Обоснуем это подробнее.

В большом толковом словаре современного украинского языка понятие «технология» трактуется как «совокупность знаний, сведений о последовательности отдельных производственных операций в процессе производства чего-либо. // Учебный предмет преподает эти знания, сведения. 2. Совокупность способов обработки или переработки материалов, изготовление изделий, проведение различных производственных операций и т. д». [3, с. 1245]. Здесь же «технологический» — это «2. Связанные с обработкой или переработкой материалов и изготовлением изделий по строго установленной технологии. Технологический процесс обработки или переработки материалов и изготовление изделий по установленной технологии».

В. Курок считает, что «технологическая практика студентов является составной неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов и проводится на производственных предприятиях или в учебно-производственных мастерских». Для ее организации и проведения нужны специальные условия, способствующие закреплению полученных и приобретению новых знаний, умений, навыков и действий [11, с. 5].

Таким образом, на основе анализа приведенных определений мы смогли выделить и охарактеризовать понятие «технологическая практика» — часть учебно-воспитательного процесса, направленного на самостоятельное практическое применение приобретенных знаний, умений и навыков на реальных производственных предприятиях или в учебно-производственных мастерских.

Поскольку в исследовании мы рассматриваем производственную практику, которая в ОПП подготовки бакалавров по направлению подготовки 6.010104 «Профессиональное образование. Строительство» является технологической, то, согласно приведенным выше анализам предлагаем называть ее производственной, так как технологический процесс происходит на производстве.

Эффективность профессионально-практической подготовки зависит от надлежащего определения целей и содержания производственной практики, уровня профессиональной подготовки студентов, осмысление, обобщение и внедрение передового опыта, сочетание всех компонентов учебной деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов. Производственная практика является одной из важнейших форм подготовки студентов к профессиональной деятельности и формированию у них профессиональной компетентности, и обусловливает поиск дальнейших путей ее совершенствования.

Литература:

  1. Арыдин В. М. Учебная деятельность студентов: справочное пособие [для абитуриентов, студентов, молодых преподавателей] / В. М. Арыдин, Г. А. Атанов. — Донецк, «ЕАИ-пресс», 2000. — 80 с.
  2. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: [метод. пособ.] / А. П. Беляева. — М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  3. Великий тлумачний словник сучасної української мови / Укл. і гол. ред. В. Т. Бусел. — К., Ірпінь: ВТФ «Перун», 2001. — 1140 с.
  4. Кіньколих М. Ф. Методика організаційного забезпечення проведення виробничої практики та оформлення результатів виконання програмних завдань студентами / М. Ф. Кіньколих // Проблеми освіти: [наук.- метод. зб.]. — К.: Наук.-метод. центр вищої освіти. — 2003.–Вип. 31. — С. 194–200.
  5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / [Сост. Рапацевич Е. С.]. — Мн.: «Соврем. слово», 2005. — 720 с.
  6. Положення про організацію навчально-виробничого процесу на виробництві. Наказ від 27.12.2006 № 500/861 [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.uazakon.com/documents/date_bv/pg_gxwuom.htm. — Назва з екрану.
  7. Положення про організацію навчального процесу у вищих навчальних закладах: Наказ МОНУ № 161 від 2.06.93 р. — [Електронний ресурс]. Режим доступу: www.zakon.rada.gov.ua. — Назва з екрану.
  8. Положення про проведення практики студентів вищих навчальних закладів України / Наказ Міністерства освіти України від 8 квітня 1993 року, № 93. — 16 с.
  9. Постанова від 7 червня 1999 р. № 992 Київ Про затвердження Порядку надання робочих місць для проходження учнями, слухачами професійно-технічних навчальних закладів виробничого навчання та виробничої практики { Із змінами, внесеними згідно з Постановою КМ № 770 (770–2010-п) від 27.08.2010 }.
  10. Производственная практика. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.career-st.ru. — Назва з екрану.
  11. Технологічна практика студентів фізико-технічного факультету (для студентів спеціальності 6.010103 «Технічна освіта»): навчально-методичний посібник / Укладач Курок В. П. — Глухів: РВВ ГНПУ ім. Олександра Довженка, 2009. — С. 16.
  12. Виробнича практика / Н. В. Литвинова. Глухів: РВВ ГНПУ, 2013. — 70 с.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, знание, навык, строительный профиль, учебная деятельность, самостоятельная работа, профессиональная компетентность будущих специалистов, профессиональная компетентность, производственная деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Роль практики в формировании профессионального...

Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.

Роль учебной и производственной практики на базе...

медицинский работник, учебно-производственная практика, профессиональная компетенция, будущий медицинский работник, профессиональная деятельность, формирование...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, самостоятельная работа, профессиональная подготовка, профессиональные качества, ответственность.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Производственные технологии как инструмент формирования...

Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации полученных в учебном заведении знаний, умений, навыков, опыта в конкретных условиях производственной деятельности.

Управление качеством практического обучения студентов...

- качество образовательного процесса (включающего в том числе, учебную и производственную практики)

Профессиональные компетенции отражают специфические для данной профессиональной области способности, знания и навыки, которые в...

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

Введение понятия компетентности «как умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет рассматривать

 ситуационный тест (решение ситуации из будущей профессиональной деятельности).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Роль практики в формировании профессионального...

Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.

Роль учебной и производственной практики на базе...

медицинский работник, учебно-производственная практика, профессиональная компетенция, будущий медицинский работник, профессиональная деятельность, формирование...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, самостоятельная работа, профессиональная подготовка, профессиональные качества, ответственность.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Производственные технологии как инструмент формирования...

Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации полученных в учебном заведении знаний, умений, навыков, опыта в конкретных условиях производственной деятельности.

Управление качеством практического обучения студентов...

- качество образовательного процесса (включающего в том числе, учебную и производственную практики)

Профессиональные компетенции отражают специфические для данной профессиональной области способности, знания и навыки, которые в...

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

Введение понятия компетентности «как умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет рассматривать

 ситуационный тест (решение ситуации из будущей профессиональной деятельности).

Задать вопрос