Фонодокументирование: предпосылки появления и современное использование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 08.04.2016

Статья просмотрена: 2028 раз

Библиографическое описание:

Вышегородская, Е. Д. Фонодокументирование: предпосылки появления и современное использование / Е. Д. Вышегородская, П. О. Тучемская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.4 (111.4). — С. 33-34. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28195/ (дата обращения: 19.10.2024).



Работа посвящена анализу одного из способов знакового документирования. Авторы рассматривают факторы, способствующие появлению фонодокументирования как средства фиксации звуковой информации, функции фонодокументов и возможности использования их в наше время.

Ключевые слова: документ, информация, знаковоедокументирование, фонодокументирование, фоно(аудио)документ, инструменты звукозаписи.

Информация ассоциируется в нашем сознании с совокупностью сведений, оперативно распространяющихся в обществе, и может быть охарактеризована, в частности, с точки зрения возможностей восприятия ее человеком: визуальная, аудиальная, осязательная, обонятельная и вкусовая информация. При этом наиболее актуальна для фиксации и использования в управленческой деятельности визуальная и аудиальная информация. Эта дифференциация предопределяет соответствующий аспект видовой классификации документов.

Документ рассматривается как закрепленная на материальном носителе информация, при этом вид информации требует использования определенного материального носителя и соответствующих инструментов, технических средств; таким образом создаются рукописные и машинописные текстовые документы, «звучащие» документы, фото-, кинодокументы и проч.

Фонодокумент как аудиальный документ содержит звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи, которая используется в том случае, когда получение информации возможно только с её помощью (запись голосов людей, животных, птиц, звучание музыкальных инструментов и т. д.) [2].

При фонодокументировании, используемом в управленческой деятельности, основной знаковой единицей является звучащее слово.

Появление и развитие фонодокументирования стало возможным благодаря развитию науки и техники.

Первые попытки зафиксировать звук были предприняты ещё в начале XIX века, когда английский физик Томас Юнг записал звуковые колебания камертона на зачерненной сажей бумаге [6].

В 1857 г. Леон Скотт создал фонаутограф — аппарат для записи звуковых колебаний, передаваемых через воздух.

В 1877 г. американскому изобретателю Томасу Эдисону удалось создать аппарат, получивший название фонограф, с помощью которого производилась не только запись, но и воспроизведение звука, записанного на валик. Параллельно в разных странах велись разработки других способов механической звукозаписи. В 1888 г. был изобретён граммофон, в котором использовались диски. В отличие от восковых валиков с диска оказалось гораздо удобнее делать копии, поэтому вполне закономерно фонограф постепенно был вытеснен граммофоном [3].

Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи. Идею о возможности использования явления остаточной намагниченности для записи звука высказал ещё в 1870 г. Смит. [] Первый аппарат магнитной записи, названный телеграфоном, был запатентован в 1898 г. Однако низкое качество звука не позволяло использовать это изобретение в практических целях на протяжении трёх десятков лет. Оно оказалось востребованным лишь в первой половине 1930-х годов, после того как были изобретены порошковая магнитная лента и электронные усилители записи и воспроизведения сигналов, обусловившие появление магнитофона [4].

Существует мнение, что использование фонодокументов инициировалось адвокатами — душеприказчиками завещателей.

Благодаря активному развитию фонодокументирования и инструментов звукозаписи, сегодня мы имеем возможность услышать голоса известных политиков и деятелей искусства. Несомненна историческая ценность имеющихся звукозаписей.

Следует отметить, что первые записи на грампластинках были очень короткими. На заре фонодокументирования время записи ограничивалось примерно 17 минутами. Умение уложить свое выступление в 15–17 минут свидетельствовало о высоком ораторском мастерстве выступающего, его умении четко и грамотно излагать свои мысли. Ярким примером такого мастерства, чьи выступления были записаны на грампластинки и транслировались в том числе и на радио, был Владимир Ильич Ленин.

В настоящее время фонодокументы используются едва ли не во всех областях человеческой деятельности: для записи хода совещаний, заседаний, деловых встреч, телефонных переговоров, деловых сообщений, устных распоряжений и указаний.

Значительное место занимает сейчас этот способ документирования в управленческой деятельности, придя на смену стенографированию. Стенография как скоростная запись звучащей речи, появившаяся еще в Древней Греции и успешно применявшаяся в течение многих веков, в настоящее время в значительном большинстве случаев заменяется аудиозаписью хода собраний, заседаний, брифингов и т. п. [5]

Фонодокументы широко используются в судопроизводстве. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) 2002 г. впервые разрешил применять аудио- и видеозаписи в качестве самостоятельного средства доказывания. Ранее в судебной практике аудио-, видеозаписи не рассматривались как разновидность вещественных доказательств. Сейчас же закон гласит, что «в качестве доказательств допускаются … аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы», если они содержат «сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела» 1].

Фонодокументы широко применяются для фиксации «кризисных» ситуаций. Огромную роль в таких случаях играют «черные ящики» — сложный механизм, в задачу которого входит фиксация и запись любых звуков. Широкое распространение «черные» ящики получили в авиации, где зачастую именно они помогают выяснить причину неисправности самолета или его гибели.

Стоит обратить внимание и на бытовое использование фонодокументирования. Так, получили широкое распространение автоответчики, где заранее записанное сообщение оповещает звонящих о том, что владелец телефона не может ответить на звонок. Современное программное обеспечение позволяет надиктовывать текст с последующей его пересылкой адресату и распечатыванием.

Таким образом, фонодокументирование находит в настоящее время широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Возможность сохранить в фонодокументе не только информацию, но и интонацию, тембр, ритмику и другие характеристики речи говорящих, несомненно, обогащает получаемые сведения.

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138 – ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// Собрание законодательства РФ, 13.01.1997.
  2. ГОСТ 7.69–95 СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения // Вестник архивиста. 1997. № 5.– С.67–71.
  3. Аполлонова, Л.П., Грамзапись и её воспроизведение. //Л. П. Аполлонова, Н. Д. Шумова. — М.: РУДН, 1978. –508 с.
  4. Аполлонова, Л.П., Шумова, Н. Д. Механическая звукозапись.– М.: Энергия, 1978. — 410 с.
  5. Барыкин, К. А. Пишу, печатаю, диктую…Рассказы о журналистском инструментарии. История. Техника применения. Разбор практики. Советы. М.,1979.– 478 с.
  6. Введенский, Б. С. Развитие оптических носителей и устройств записи и воспроизведения сигналов // Итоги науки и техники. Серия: Радиоэлектроника. М.: ВНИТИ, 1991. Т.43. — С. 88.
Основные термины (генерируются автоматически): управленческая деятельность, документ, звуковая информация, инструмент звукозаписи, информация, материальный носитель, механическая звукозапись, человеческая деятельность, широкое распространение.


Ключевые слова

информация, документ, знаковое документирование, фонодокументирование, фоно(аудио)документ, инструменты звукозаписи

Похожие статьи

Формат аудиовизуального произведения как результат интеллектуальной деятельности

В представленной статье автор рассматривает доступные на данный момент способы охраны формата аудиовизуального произведения, а также необходимость законодательного закрепления потенциально охраноспособного объекта авторского права.

Документный текст в профессиональной коммуникации

В статье рассмотрена документная особенность текстов, изображающаяся в качественных и количественных параметрах, которые отражают процессы их формирования и функционирования в составе документов. Также определяется основной объект современной докумен...

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Микротекст как педагогическое понятие

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Профессиональный жаргон музыкантов как важный элемент устной коммуникации специалистов музыкальной сферы

Статья посвящена изучению профессионального жаргона быстроразвивающейся музыкальной сферы как средства коммуникации работающих в ней специалистов. В результате исследования выявлены основные функции музыкального жаргона, способы образования и источни...

Коммуникативно-содержательные средства медиавоздействия

В статье рассматриваются основные методы медиавоздействия, связанные с преобразованием коммуникативно-содержательных свойств информации. Особое внимание уделяется конструированию повестки дня, приемам искажения, утаивания информации, ее редуцирования...

Микротекст как современное педагогическое средство

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Термин «речевой портрет» в современной лингвистической науке

В статье представлен обзор точек зрения на общее и специфичное в понятийном наполнении термина «речевой портрет» и ряда смежных специальных единиц, а также условия разграничения речевого портретирования и родственных исследовательских процедур.

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Мифологемы в текстах современной российской рекламы

Статья посвящена лингвокультурологическим аспектам текстов современной российской рекламы. В центре внимания автора мифологемы, помогающие актуализации идеи рекламного послания. Мифологемы, являющиеся смысловым ядром многих рекламных текстов, рассмат...

Похожие статьи

Формат аудиовизуального произведения как результат интеллектуальной деятельности

В представленной статье автор рассматривает доступные на данный момент способы охраны формата аудиовизуального произведения, а также необходимость законодательного закрепления потенциально охраноспособного объекта авторского права.

Документный текст в профессиональной коммуникации

В статье рассмотрена документная особенность текстов, изображающаяся в качественных и количественных параметрах, которые отражают процессы их формирования и функционирования в составе документов. Также определяется основной объект современной докумен...

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Микротекст как педагогическое понятие

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Профессиональный жаргон музыкантов как важный элемент устной коммуникации специалистов музыкальной сферы

Статья посвящена изучению профессионального жаргона быстроразвивающейся музыкальной сферы как средства коммуникации работающих в ней специалистов. В результате исследования выявлены основные функции музыкального жаргона, способы образования и источни...

Коммуникативно-содержательные средства медиавоздействия

В статье рассматриваются основные методы медиавоздействия, связанные с преобразованием коммуникативно-содержательных свойств информации. Особое внимание уделяется конструированию повестки дня, приемам искажения, утаивания информации, ее редуцирования...

Микротекст как современное педагогическое средство

Статья посвящена анализу педагогических возможностей микротекстов. Рассматривая микротексты как современное средство обучения, автор обосновывает положение о том, что их систематическое использование в процессе обучения будет способствовать формирова...

Термин «речевой портрет» в современной лингвистической науке

В статье представлен обзор точек зрения на общее и специфичное в понятийном наполнении термина «речевой портрет» и ряда смежных специальных единиц, а также условия разграничения речевого портретирования и родственных исследовательских процедур.

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Мифологемы в текстах современной российской рекламы

Статья посвящена лингвокультурологическим аспектам текстов современной российской рекламы. В центре внимания автора мифологемы, помогающие актуализации идеи рекламного послания. Мифологемы, являющиеся смысловым ядром многих рекламных текстов, рассмат...

Задать вопрос