Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности младших школьников на примере зарубежного опыта (Дания) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 1268 раз

Библиографическое описание:

Кольтинова, В. В. Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности младших школьников на примере зарубежного опыта (Дания) / В. В. Кольтинова, А. В. Лунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28071/ (дата обращения: 17.12.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для решения задач начального образования, а именно обеспечение разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности определена внеурочная деятельность школьников, которую следует понимать как личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей младших школьников и разумной организации их свободного времени.

Стандарт определяет, что внеурочная деятельность с учащимися младших классов организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Таким образом, стандарт предлагает в качестве основной педагогической единицы, формы учебно-воспитательной работы в условиях внеурочной деятельности считать общественно полезные практики, осуществляемые на добровольной основе и со свободным выбором обучающихся.

ФГОС начального общего образования в Российской Федерации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Одним из принципов развития научно педагогического знания в нашей стране является принцип учета передового зарубежного опыта в организации обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим было предпринято специальное исследование организации внеурочной деятельности в частной начальной школе (PrivatePrimarySchool).

Материальная база школы позволяет успешно решать образовательные задачи. Школа состоит из нескольких зданий. Как правило, обучение происходит в одном классе, за исключением уроков, требующих особых помещений — физическая культура и творческие предметы (кулинария, шитье, гончарное дело, столярное дело и т. д.). Эти занятия и составляют содержание внеурочной деятельности обучающихся.

Многочисленными научными исследованиями установлено, что возраст младшего школьника является одним из сензитивных периодов для включения младшего школьника в разнообразные виды деятельности, социально ориентированные проекты, которыми располагает внеурочная деятельность. Установлено, что младшие школьники положительно воспринимают внеурочную деятельность, активно участвуют в ней. В ходе занятий разнообразной внеурочной деятельностью происходит становление личности в целом, ее творческое развитие.

Коллеги в Дании уделяют внимание развитию личности обучающегося с самого начала его поступления в школу. На наш взгляд, датчане совместили модель индивидуально-творческого и проектного обучения и модель «школа полного дня» (пансионат). В Дании внеурочная деятельность реализуется в отношении всего контингента детей. Младшие школьники уже с первого класса включены в особо значимую деятельность — труд по самообслуживанию, которая организуется в течение всего учебного дня.

Школьный день ученика датской школы начинается в 8 утра. Ученики собираются в главном корпусе в холле, где, сидя на полу, поют коллективные песни и обсуждают события в стране (Общий сбор). Затем ребята расходятся по классам, в которых идут занятия. Каждый день проводится три урока, продолжительностью 1.5 часа, перемены длятся 20–30 минут. На улице находятся площадки, где ученики могут проводить свое свободное время на переменах.

При оценке содержания образования в датской начальной школе можно отметить, что ведущую роль в нем занимают предметы прикладной направленности, например, кулинария. Предметам естественно-научного блока уделяется меньше внимания. Позиция учителя, как на уроке, так и во внеурочной деятельности имеет контролирующий характер, они наблюдают больше за поведением ученика на уроке: следят за качеством выполнения домашнего задания, которое отличает его небольшой объем. Очень активно учителя используют на уроке метод проектов, которые обучающиеся выполняют самостоятельно. Они делают проекты на уроке. Один урок посвящается подготовке проекта (преподаватель следит за процессом), второй отводится для презентации. Пользоваться для подготовки проекта детям разрешается всеми доступными средствами.

Учебное заведение является платным. Плата родителей составляет около 1000 крон = 10000 (руб). Большую часть расходов (70 %) оплачивает государство.

В школе поставлена задача формирования активной гражданской позиции у обучающихся. Ежегодно ученики выбирают по 2 человек от класса в местные органы самоуправления: отдельно от 1–4 классов, 4–6 классов и от 7–10 классов. Среди них проводятся выборы президента. На общем собрании обучающиеся выслушивают предложения учеников, сами участвуют в развитии идей для улучшения каких-либо моментов в школе. Внеурочная и внеклассная деятельность в Дании являются важнейшими элементами содержания образования, т. к. в аттестате школы, который получает выпускник, указаны оценки не только за предметы (оценки ставятся лишь с 8 класса), но и оценки за личностные качества (пунктуальность, ответственность, внимание, активность, выполнение домашних заданий), а также выпускник получает рекомендация от учителей для дальнейшего обучения. По оценкам ученик поступает в гимназию (каждый имеет право выбрать три гимназии, куда подает свои документы).

Особым стилем в школах Дании отличаются взаимоотношения в системе «учитель-ученик». Всех учителей школьники называют исключительно по имени. Учитель здесь — друг, который может помочь по любым вопросам и проблемами. Каждый преподаватель отзывчив и добр по отношению к окружающим, и в том числе обучающимся.

Учителя ведут электронный дневник, в котором делают записи о домашнем задании, поведении ученика, ставят оценки. Каждый родитель имеет право (скорее, даже обязан) просматривать успехи ребенка. Учитель всегда сможет увидеть, проверял ли дневник родитель. Учитель может довольно часто общаться с родителями (контактно и в электронном дневнике), чтобы решать проблемы с в отношении обучающегося.

Труд по самообслуживанию пронизывает весь учебно-воспитательный процесс в школе. Например, вместо столовой в школе имеется небольшой кафетерий, в котором готовят сами ученики. Мы обратили внимание, что во время организации труда, урочной и внеурочной деятельности учеников начальных классов особое внимание отводится формированию командных, а не лидерских качеств. В столовой и классах введено обязательное дежурство, в котором участвуют по несколько (5) учеников, которыми руководит учитель.

С 15.00 у детей — свободное время, дети либо отдыхают, готовят проект к уроку, либо идут на дополнительные занятия, которыми на выбор могут быть кулинария, шитье, гончарное дело, столярное дело, дизайн, музыка, рисование. Занятия внеурочной деятельностью продолжаются два часа. до. В 17.00 у детей ужин, и с 17.30 ученики либо идут домой, либо те кто живут в школе идут делать уборку в комнатах. Те дети, которые живут в школе, с 19.00–20.00 выходят гулять с классом и наставником. С 20.00 до 22.00 у ребят наступает свободное время, которое ученики чаще проводят с дежурным учителем. Они ставят сценки, читают стихи, и т. д. в 22.00 –отбой. Во всей школе отключают wi-fi, дежурный учитель по списку проверят учеников. На выходных всех детей забирают домой. Чаще всего дети сами выбирают, на какой факультатив пойдут сегодня, выбирают сами и характер деятельности. Так же можно выбрать уход за животными (при школе есть мини-ферма). Так же интересным является то, что при школе есть велосипеды, и дети могут сами составить вело-экскурсию и провести ее. Чаще всего это выбирают 2 и 3 классы. Такая активность детей реализует сразу направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительную и туристско-краеведческую.

Урок кулинарии проводится достаточно интересно, для этого оборудован класс духовыми шкафами, и другой необходимой техникой. Чаще всего урок проходит в игровой и непринужденной форме. Обычно в обучении обращают внимание на мальчиков, так как датчане считают, что молодой человек должен знать как «готовить себе еду и штопать носки», чтобы выжить в этом мире. Так же дети выбирают, что будут готовить сегодня, обычно продукты уже завезены и готовы, в классе находятся дети всех возрастов с 1 по 4й класс. Одни из излюбленных блюд учеников — это пицца, макароны с сыром. При этом тесто ученики замешивают сами. Группы меняются по расписанию, внеурочная деятельность становится разнообразной и разнонаправленной.

Анализ организации внеурочной деятельности в начальной школе Дании показывает, что ее отличает прикладная направленность, тесная связь с трудом, приоритет коллективистских ценностей, групповой работы, взаимодействия со сверстниками и старшими. Демократические отношения с учителями позволяют ученикам начальной школы проявлять самостоятельность и ответственность. Датская модель внеурочной деятельности отличается высоким социализирующим эффектом, жизненностью. И поэтому она высоко востребована не только родительским сообществом, но и государством в целом.

Данные акценты могут быть успешно применены во внеурочной деятельности в нашей стране, что способно обогатить и содержание этого раздела основной образовательной программы начального общего образования и технологию ее организации.

Литература:

  1. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник и практикум для академического бакалавриата. —: «ЮРАЙТ», 2015. — 508 с.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты // Минобрнауки.рф. URL: http://Минобрнауки.рф./документы/336
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, класс, начальное общее образование, ребенок, свободное время, ученик, школа, Дания, учитель, дежурный учитель.


Похожие статьи

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе на основе метода проектов

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Похожие статьи

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников (из опыта работы)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе на основе метода проектов

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Задать вопрос