Библиографическое описание:

Петрова Г. А. Родительское собрание, или Метод погружения // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 182-184.



Родители отдают ребенка в детский сад и облегченно вздыхают. «Теперь времени свободного побольше будет. В детском саду покормят, погуляют с ребенком, книжку почитают, а заниматься? Вот пойдет ребенок в школу — там всему и научится». Конечно, так считают не все родители, но многие. Как же нам, педагогам, в увлекательной форме приобщить родителей к этой прекрасной науке — педагогике? Как интересно объяснить необходимость ежеминутного общения с ребенком? Как доступно показать, что все, что заложено в ребенка в дошкольном детстве — это тот багаж, который будет помогать и сопровождать их ребенка всю жизнь? Как убедить родителей в бесценности дошкольного детства для развития ребенка?

Существует много форм работы с родителями: анкетирование и беседа, мастер-классы и круглые столы. В помещениях дошкольных учреждений обязательно используется наглядная информация. И, конечно, основная работа, когда есть возможность собрать всех родителей вместе — родительское собрание. Педагоги общаются с родителями индивидуально и коллективно, ситуативно и постоянно, однако, основной вид общения — разговор. А если от слов перейти к действию? В таком случае родители станут непосредственными участниками педагогического процесса. Родители и педагоги должны быть единомышленниками, и не должны дистанцироваться от процесса воспитания, развития, обучения детей.

Для начала необходимо понять, чего мы хотим от общения с родителями. Например, повысить уровень педагогических знаний, помочь родителям в развитии ребенка, развить какой-либо вид детской деятельности и т. п., в зависимости от этого выбираем темы и задачи, которые будем решать совместно.

Итак, возьмем за основу родительское собрание, но изменим стандартный формат такой формы работы с родителями; из пассивных слушателей превратим родителей в активных участников.

Основная сложность данной формы работы заключается в выборе темы и постановке задач. Мы должны четко представлять, чему хотим научить родителей, как это сделать и что нам это даст.

Рассмотрим родительское собрание на тему «Сюжетная игра детей дошкольного возраста». Ставим необходимые для нас задачи, например:

– развить сюжетную игру детей дошкольного возраста, внесением в игровую деятельность новых сюжетных линий;

– заинтересовать родителей изготовлением игровых атрибутов для сюжетной игры;

Предварительно из игровых уголков можно убрать ключевые элементы, либо полностью, либо частично, например постельное белье, посуду, строительный материал и т. п., подготовить материалы для изготовления игровых атрибутов (природный материал, ткань, шерстяные нитки, коробочки и пр.).

Итак, собираем родителей и… Нет, мы не будем читать лекцию, не будем ничего показывать и рассказывать, мы вернем родителей в прекрасное далекое время, предоставив им возможность стать на время детьми или просто окунуться в детство.

Предлагаем родителям по своему желанию выбрать игровой уголок и просто поиграть. А сами внимательно наблюдаем, как у них это получается. Наблюдаем 5–10 минут, делая для себя пометки: кто какой уголок выбрал, какие роли распределили, кто организатор и есть ли он, какие сюжеты (есть ли они вообще?!) выбраны, насколько взаимодействуют между собой различные уголки (мальчики и девочки, доктор и строительный уголки, магазин и парикмахерская и т. д., согласно вашим уголкам в группе).

Теперь самое время поинтересоваться разыгранными ситуациями. Подходя к каждой группе играющих, зададим вопросы:

— во что вы играете?

— кто придумал этот сюжет?

— все ли необходимые игрушки у вас есть для игры? Если нет, можно ли их заменить чем-то?

Помогаем родителям изготовить необходимые игровые атрибуты.

Пробуем объединить игровые зоны с играющими родителями, например: доктор и магазин, строительный уголок и уголок художественного творчества, парикмахерская и спортивный уголок, природный уголок и уголок ряжения. Желательно, чтобы объединение заставляло родителей думать и находить нестандартное решение (по возможности, конечно).

Теперь мы не просто наблюдатели, но и активные помощники родителям в решении поставленных нами задач. Задаем вопросы и помогаем реализовать наше задание.

Объединяя игровые уголки, мы должны иметь несколько вариантов игровых ситуаций, которые можно разыграть, например спортивный и строительный уголки — поездка к спортсменам или строительство стадиона; уголок ряжения и парикмахерская — модный показ, и т. д.

Теперь просим родителей разыграть совместный игровой сюжет, используя то положение, которое существует на нашей игровой площадке, т. е. найти взаимодействие со всеми игровыми уголками, в которых уже разыгрывают игровой сюжет родители. Наблюдаем, помогаем. Но и здесь, мы заранее планируем, какую тему общей игры можно выбрать, чтобы объединить всех желающих, например путешествие.

По окончании нашей игры проводим мини-опрос родителей:

— что вызвало наибольшую трудность?

— что понравилось?

— поможет ли вам данная форма работы в организации игровой деятельности ваших детей?

Попросим родителей выполнить небольшое домашнее задние — сделать игровые атрибуты для какой-либо сюжетной игры совместно со своим ребенком. Например, родители в свободное время изготавливают атрибуты для игры в «Ателье»: выкройки, одежду для кукол (например, сам вяжет, шьет), журнал мод и пр. Дети обязательно заинтересуются тем, чем занят папа или мама, и с большим интересом будут наблюдать за тем, что получится, а если в эти предметы потом можно еще и поиграть!...

Что же дает педагогам такая организация родительского собрания? В первую очередь, мы приближаем родителей друг к другу, от слов мы перешли к действию и теперь родители участники педагогического процесса. Помогая родителям организовать сюжетную игру, мы развиваем игровую деятельность не только в условиях детского сада, но и в семье. Изготавливая совместно с ребенком игровые атрибуты, родители увеличивают взаимодействие с ребенком.

Темы таких родительских собраний могут быть связаны с самыми разнообразными видами детской деятельности, главное, это должно быть поучительно и интересно.

Литература:

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 1997.
  2. Островская Л. Ф. Педагогические знания — родителям. Пособие для воспитателя дошкольного учреждения. — М.: Просвещение, 1983
  3. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): игровые атрибуты, родительское собрание, сюжетной игры, строительный уголки, уголок ряжения, родителей изготовлением игровых, игровых атрибутов, детском саду, ребенком игровые атрибуты, педагогического процесса, необходимые игровые атрибуты, игровую деятельность, детей дошкольного, игровой сюжет родители, сюжетную игру, мини-опрос родителей, строительный уголок, игровой уголок, родителей и…, уголок художественного творчества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос