Авторы: Сатторкулов Обидкул Турдикулович, Тошбоев Бекзод Бахтиёрович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Инвестиционная политика Республики Узбекистан и её направления // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 975-977.



Узбекистан имеет самую стабильную инвестиционную политику среди государств СНГ, устойчиво высокими темпами наращивая инвестиционные ресурсы в основной капитал.

Отличительная особенность проводимой в Узбекистане инвестиционной политики состоит в том, что приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов. В 2014 году в ведущих отраслях экономики введены в эксплуатацию 154 крупных объекта общей стоимостью 4,2 миллиарда долларов, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием[1, с. 2].

Инвестиционная стратегия направлена, прежде всего, на осуществление целенаправленной диверсификации экономики. При этом диверсификация должна касаться как экономики в целом, так и каждой отрасли, каждого предприятия и каждого региона в частности. Другими словами, ставится задача по снижению зависимости страны от импорта, наиболее полного насыщения рынка за счет внутренних производителей и создание широкого ассортимента продукции для экспорта.

Необходимо отметить, что диверсификация касается как базовых отраслей, так и отраслей, производящих средства производства. Развитие последних, легло в основу инвестиционной стратегии на данном этапе экономических реформ. Кроме того, предусмотрено дальнейшее кардинальное развитие химической, нефтяной промышленности и энергетики, а это основные отрасли, обеспечивающие ускорение научно-технического прогресса, от состояния которых зависит экономическое развитие страны [2, с. 88].

Таким образом, в республике создается мощная база для будущего экономического развития на основе рыночных отношений, а финансово-экономический кризис является одним из катализаторов этого процесса. Модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий это конкретная и всесторонне обоснованная программа действий по экономическим преобразованиям, направленных на внедрение в хозяйственный механизм рыночных отношений и вхождение республики в международное сообщество на конкурентоспособной основе. Реализация поставленной задачи предполагает коренную перестройку всех отраслей экономики, что, в свою очередь требует существенных инвестиционных вложений.

Основной проблемой при решении данной задачи является определение приоритетных направлений вложения средств и использование эффективных источников финансирования предполагаемых затрат. А это представляет собой не что иное, как инвестиционную политику, от эффективности которой зависит успех всех социально-экономических преобразований в республике. Поэтому разработка такой инвестиционной политики является объективной необходимостью, весьма актуальной в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Основные параметры инвестиционной политики четко представлены в комплексной Антикризисной программе. Это дальнейшее ускоренное проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, широкое внедрение современных гибких технологий. Это, прежде всего, касается базовых отраслей экономики, экспортоориентированных и локализуемых производств.

В период 2005–2013 гг. объем кредитных вложений вырос почти в 8,4 раза. По состоянию на 1 января 2015 г. кредиты на развитие экономики и социальной сферы составили 34,8 трлн. сум. За 2005–2014 гг. активы банковской системы выросли в 11,3 раза до 56,2 трлн. сум. Доля активов банковского сектора в ВВП республики в 2014 г. составила 38,9 %, а кредитных вложений — 30,3 %. Доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитования выросла с 2005 г. по 2013 г. на 32,8 п.п. и составила 79,1 %. Увеличение доли долгосрочных инвестиционных кредитов в 2013 г. к предыдущему году составило 2,3 п.п. На осуществление модернизации, технического и технологического перевооружения производств в 2014 г. выделены кредиты на сумму около 8,5 трлн. сум. или в 1,2 раза больше по сравнению с 2013 г. Усилия Правительства по реформированию и повышению устойчивости банковской системы, активизации ее инвестиционной деятельности в период мирового кризиса способствовали росту доли инвестиционных кредитов банков и других заемных средств в структуре источников инвестиций. В 2014 г. доля инвестиционных кредитов выросла на 7,6 п.п. по сравнению с 2005 г. и составила 11,4 %. Этот показатель сохраняется на уровне 10–11 % уже на протяжении последних 5-ти лет. При этом объем инвестиций за счет кредитов банков и других заемных средств вырос в 10,5 раза по сравнению с 2005 г. и на 13,8 % к уровню 2013 г.[3, с. 88].

Если проанализировать структуры инвестиций по отраслям реального сектора экономики за последние годы, то доля производственных отраслей составляет 70,6 %, а непроизводственных — 29,4 %.

Под модернизацией следует понимать внедрение новой техники и технологии. При этом под новой понимается не та техника и технологии, внедренная на новых производствах, она считается уже старой, т. к. от момента их разработки до внедрения прошел достаточный промежуток времени для их морального устаревания. Современная техника и технологии считаются таковыми, если они находятся в стадии разработки или только из нее вышли. Упор на техническое и технологическое перевооружение предприятий делается с одной основной целью — снизить затраты и повысить эффективность инвестиций. Затраты на строительство новых или расширение действующих предприятий на 50 % состоят из строительно-монтажных работ, т. е. расходов по строительству зданий и сооружений — пассивной части основных фондов, непосредственно не участвующих в процессе создания продукции, а только создающие для этого условия. Поэтому значительно выгоднее вкладывать средства в реконструкцию и техническое обновление оборудования, машин и механизмов на действующих предприятиях. Новое строительство уместно для формирования новых отраслей и, в первую очередь, базовых, играющих роль локомотивов отраслей, особенно если в республике нет их аналогов.

Надо иметь в виду еще одно весьма важное обстоятельство: выход на передовые позиции экономического развития в начале XXI века неизбежно вызовет новую научно-техническую революцию, а та, в свою очередь, — инновационно-инвестиционный бум, который будет направлен на обновление основного капитала на принципиально новой конкурентной основе. Следовательно, капиталовложения без инноваций невозможны, поскольку не имеет смысла воспроизводить устаревшие в техническом и технологическом отношении производства. Однако инноваций без капиталовложений не существует. Уже сегодня стало реальностью формирование тесно взаимосвязанных инвестиционного и инновационного рынков, что помогает ресурсному обеспечению насущных видов инновационной деятельности. В связи с трудностями переходного периода государственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на долгосрочное инновационно-техническое перевооружение действующих производств. Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на самих собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня, прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания производственным инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближайших интересов. Чтобы кардинально изменить ситуацию, товаропроизводители и собственники капиталов должны наряду с детальным изучением рыночной конъюнктуры, изысканием внутренних резервов для снижения себестоимости продукции разрабатывать собственную инновационно-инвестиционную программу с конкретными предложениями, адресованными как потенциальным иностранным инвесторам, так и отечественным кредитно-инвестиционным институтам.

Литература:

  1. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Вахабов А.В., Разыкова Г.Х. Модернизация экономики. Т., 2014. — 157 с.
  3. Каримов М. Инвестиционная активность коммерческих банков: факторы и моделирование.//Факторы эффективности и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы IV Форума молодых ученых-экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционной политики, отраслей экономики, инвестиционных кредитов, базовых отраслей, базовых отраслей экономики, инвестиционную политику, широкое внедрение, целенаправленной диверсификации экономики, кредитов банков, ведущих отраслях экономики, техническое обновление, кредитных вложений, технологического перевооружения, заемных средств, Узбекистане инвестиционной политики, реального сектора экономики, инвестиционных кредитов банков, конкурентоспособности национальной экономики, существенных инвестиционных вложений, рыночных отношений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос