Синий цвет в лирике С.А. Есенина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 15844 раза

Библиографическое описание:

Буданова, Н. Э. Синий цвет в лирике С.А. Есенина / Н. Э. Буданова, Г. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27251/ (дата обращения: 27.04.2024).



Цвет в мировой культуре издавна имеет важное символическое значение [4]. Белый цвет у многих ассоциируется со снегом и чистотой, чёрный — с темнотой и неизвестностью, красный с огнём, зелёный с растительностью, жёлтый с солнцем, синий с водой и т. д. Многие деятели искусства по-своему интерпретировали тот или иной цвет, создавая образы в художественном произведении. Великого русского поэта Сергея Есенина по праву называют мастером цветописи, так как в его творчестве цвет играет очень важную роль [5]. Одним из главных цветов в лирике поэта является синий цвет и его оттенки. В христианской традиции синий цвет предстаёт символом духовности и Богоматери [3].

Синий цвет часто создаёт пейзаж в лирике С.Есенина:

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке. («Синий май. Заревая теплынь»)

Синий цвет характерен для описания вечернего пейзажа. В стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый» поэт создаёт окказиональный изобразительный эпитет сине-хмурый, называя вечер. Данное прилагательное не только обозначает цветовую гамму времени суток, но и выражает настроение лирического героя:

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый.

Я смотрю широкими глазами. («Тихий ветер. Вечер сине-хмурый»)

В стихотворении «Весенний вечер. Синий час» поэт чётко указывает на синий цвет весеннего вечера. Цвет становится характеристикой хронотопа данного произведения:

Весенний вечер. Синий час.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты». («Цветы»)

Синий цвет и его оттенки (напр., голубой) в лирике С.Есенина ассоциируется с Россией. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» автор использует метафору синь сосёт глаза, чтобы показать бескрайние просторы родины. Синь — это и небесный простор (синий цвет неба), и реки, озёра Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синьсосет глаза. («Гой ты, Русь, моя родная»)

В стихотворении «Несказанное,синее, нежное.».. эпитет синее входит в синонимичный ряд с прилагательными несказанное и нежное, изображающими покой родной земли и одновременно умиротворение лирического героя. Прилагательное несказанное имеет значение «невысказанное, то, что нельзя описать словами». Таким образом, синий цвет в данном стихотворении ассоциируется с родиной, а конкретно, с покоем родного края:

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз. («Несказанное,синее, нежное.»..)

В стихотворении «Я покинул родимый дом» Сергей Есенин для изображения родины использует эпитет голубой:

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге. («Я покинул родимый дом»)

Многоцветную картину мы видим в стихотворении «Запели тёсаные дроги». Русь представлена двумя доминирующими цветами: малиновым и синим. Метафора синь, упавшая в реку изображает небо, отражённое в воде. Так поэт показывает слияние земного и небесного в родном пейзаже:

О, Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. («Запели тёсаные дроги»)

Обращаясь к сестре Шуре, поэт использует удивительно трогательную метафору Ты моё васильковое слово. В этом контексте васильковый оттенок синего цвета ассоциируется с родным человеком, живущим на малой родине, где так много васильков:

Ты мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя. («Я красивых таких не видел»)

В синий цвет окрашивается всё пространство, видимое лирическим героем: земля, вода и небо. Эпитет голубая звезда будто соединяет синеву родины с небесной синевой:

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда. («Ах, как много на свете кошек!»)

Синий цвет родной земли показан не просто статичным, недвижимым. Глагол синеет обозначает процесс: река становится синей, синий цвет распространяется по просторам родины:

Далеко сияют розовые степи,

Широко синеет тихая река. («Я иду долиной. На затылке кепи»)

Синий и голубой цвета встречаются и в любовной лирике Сергея Есенина. В стихотворении «Голубая кофта. Синие глаза» цветовые эпитеты вынесены в заглавие, то есть находятся в сильной позиции текста. Данные прилагательные создают цветовую гармонию: глаза и кофта одного цвета:

Голубая кофта. Синие глаза.

Никакой я правды милой не сказал. («Голубая кофта. Синие глаза»)

Синий цвет в лирике С.Есенина может быть связан с воспоминаниями о былом. В стихотворении «Синий туман. Снеговое раздолье» первая строчка создаёт красивую картину русской зимней природы. Слово туман придаёт оттенок ирреальности. Лирический герой будто во сне хочет вспомнить что-то из ранних лет:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

(«Синий туман. Снеговое раздолье»)

В стихотворении «Не напрасно дули ветры» эпитет синий сочетается с существительным мгла, обозначающим с одной стороны «тьму, мрак» [1], а с другой стороны «неизвестность» [1]. В данном произведении синий цвет ассоциируется с грустью, что подчёркивает глагол отгрустил:

С чьей-то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Неразгаданной земле. («Не напрасно дули ветры»).

Синий цвет в творчестве Сергея Есенина выступает как символ счастья, которое было давно, это цвет утраченной юности:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

(«Вечером синим, вечером лунным»)

Метафорический эпитет синее счастье акцентирует внимание на том, что лучшие годы лирического героя окрашены в синий цвет. А нынешняя тоска подчёркивается бесцветностью (выцвели очи):

Сердце остыло, и выцвели очи...

Синеесчастье! Лунные ночи! («Вечером синим, вечером лунным»)

В воспоминаниях лирического героя счастливые годы ассоциируются с маем и июнем, окрашенными в синий и голубой цвет соответственно:

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

(«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»)

Таким образом, можно сделать вывод, что синий цвет в лирике Сергея Есенина предстаёт важным фрагментом идиостиля. Слова с семантикой синего цвета часто используются поэтом и имеют в основном положительные коннотации. Данный цвет имеет разные ассоциации: Родина, природа, счастье и др.

Литература:

  1. Викисловарь. Режим доступа:https://ru.wiktionary.org/wiki/мгла
  2. Есенин С. А. — М.: Правда, 1970. — 384 с.
  3. Забозлаева Т. В. Символика цвета. СПб, BOREY-PRINT, 1996. – 87 с.
  4. Миронова Л. Н. Учение о цвете. — Mинск, 1993. — 464 с.
  5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М.: Сов. Россия, 1979. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): синий цвет, лирический герой, Русь, весенний вечер, вечер, Голубая кофта, Синий туман, снеговое раздолье, стихотворение, Тихий ветер.


Похожие статьи

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале...

В пейзажных зарисовках С. А. Есенина можно увидеть, как вечер полощет в реке пальцы

Пеной я цвет разнесу [3, с. 46]. Стихотворение «Выткался на озере алый свет зари» (1910

Лирический герой Есенина, как человек с чуткой и ранимой душой, умеет и восхищаться...

Лексика природы в лирике С. А. Есенина | Статья в журнале...

«Части суток»: день(102), ночь(93), вечер(52), утро(15).

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, малиновое поле, Русь, русский человек, розовый конь, родной край, родная земля, образ ветра, образ березы, серебряный

Синий цвет в лирике С.А. Есенина.

Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина

Русь у поэта — святая, тепло любимая, — представлена совокупностью красок, звуков, благоуханий

Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползет туман

Вместе с этим аромат розы является показателем чувств лирического героя, его нежности

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

лирический герой, синий цвет, стихотворение, эпитет, поэт, осенняя муть, золотое сено, серый цвет, темная сила, Русь.

Конструктивные свойства номинатива в лирике С.А. Есенина

Голубая кофта. Синие глаза.

Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет.

Вот уж вечер. Роса. Блестит на крапиве.

Синий цвет в лирике С.А. Есенина.

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале...

Голубой (синий) цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром «голубой (синий) — это цвет небес

Основные термины (генерируются автоматически): лирическая героиня, цвет, лирический герой, стихотворение, красный цвет, желтый цвет...

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

цвет, лирический герой, произведение, цветообраз, синий цвет, серый цвет, отрицательная семантика, белая луна, голубой цвет, золотой цвет.

Поэма С. Есенина «Анна Снегина» сквозь призму...

Синий туман. Снеговое раздолье»), «Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец» («Русь Советская») [5, с. 56, 84, 112].

Лирический герой поэзии Есенина находится во внутреннем конфликте с существующей реальностью.

Похожие статьи

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале...

В пейзажных зарисовках С. А. Есенина можно увидеть, как вечер полощет в реке пальцы

Пеной я цвет разнесу [3, с. 46]. Стихотворение «Выткался на озере алый свет зари» (1910

Лирический герой Есенина, как человек с чуткой и ранимой душой, умеет и восхищаться...

Лексика природы в лирике С. А. Есенина | Статья в журнале...

«Части суток»: день(102), ночь(93), вечер(52), утро(15).

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, малиновое поле, Русь, русский человек, розовый конь, родной край, родная земля, образ ветра, образ березы, серебряный

Синий цвет в лирике С.А. Есенина.

Функции запахообраза в лирике Сергея Есенина

Русь у поэта — святая, тепло любимая, — представлена совокупностью красок, звуков, благоуханий

Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползет туман

Вместе с этим аромат розы является показателем чувств лирического героя, его нежности

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

лирический герой, синий цвет, стихотворение, эпитет, поэт, осенняя муть, золотое сено, серый цвет, темная сила, Русь.

Конструктивные свойства номинатива в лирике С.А. Есенина

Голубая кофта. Синие глаза.

Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет.

Вот уж вечер. Роса. Блестит на крапиве.

Синий цвет в лирике С.А. Есенина.

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале...

Голубой (синий) цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром «голубой (синий) — это цвет небес

Основные термины (генерируются автоматически): лирическая героиня, цвет, лирический герой, стихотворение, красный цвет, желтый цвет...

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

цвет, лирический герой, произведение, цветообраз, синий цвет, серый цвет, отрицательная семантика, белая луна, голубой цвет, золотой цвет.

Поэма С. Есенина «Анна Снегина» сквозь призму...

Синий туман. Снеговое раздолье»), «Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец» («Русь Советская») [5, с. 56, 84, 112].

Лирический герой поэзии Есенина находится во внутреннем конфликте с существующей реальностью.

Задать вопрос