Автор: Ахмедуллаева Асият Замировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Ахмедуллаева А. З. Преобразование структуры отдела по связям с общественностью в провинциальных вузах с целью повышения эффективности деятельности отдела // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 384-386.



Статья посвящена вопросам организационного оформления отдела по связям с общественностью в структуре провинциальных вузов. Автор раскрывает задачи, которые стоят перед отделом и причины необходимости реформирования структуры. Особое внимание обращается на современное состояние вузовской системы на периферии. На основе анализа структуры отделов по связям с общественностью в университетах Ханты-Мансийского автономного округа можно сделать вывод, что структура отдела по связям с общественностью требует изменений.

Ключевые слова: вузы на периферии, отдел по связям с общественностью, вузовская система, имидж университета, менеджмент.

Современное понятие «провинциальный город» обозначает малый город, удаленный от центра страны, неподвластный интенсивному влиянию бурной жизни больших городов. Провинциальный вуз — это периферийный вуз, находящийся, как правило, вдали от центральных вузов, примыкающий к региональным, с относительно небольшим количеством студентов и низким рейтингом [2, с. 66].

Проблема состоит в том, что российская вузовская образовательная инфраструктура на периферии до недавнего времени представляла собой рассеянную, плохо адаптированную к современному рынку систему. Между обучением и потребностями общества лежала огромная пропасть. Однако и сейчас многие вузы, слабо реагируя на вызовы внешней среды, в основном производят продукцию, которая не востребована. Эта продукция (квалификации, например, идеи, знания, услуги) нерентабельна и неконкурентоспособна.

К числу основных и наиболее характерных для большинства неконкурентоспособных периферийных вузов России причин можно отнести:

1) неквалифицированный менеджмент, в том числе отсутствие менеджмента качества образовательных услуг, стратегического планирования развития вуза;

2) отсутствие продуманной и последовательной маркетинговой стратегии, направленной как на системное исследование образовательного рынка, так и его формирование;

3) консерватизм поведения руководства и преподавательского состава, отсутствие инновационных подходов к организации образовательного процесса;

4) узкая специализация и отсутствие достаточной диверсификации образовательных услуг. [1, с. 67]

Сокращение вузов, которое набирает обороты, определяет будущее развитие образования в стране: неравномерное, влекущее диспропорцию между периферией и центром.

В условиях такого жесткого реформирования системы образования, закрытия или объединения вузов внутри субъектов федерации существует два способа остаться победителем в этой конкурентной борьбе. Первый — совершенствование качества учебного процесса. Второй — формирование положительного имиджа университета. К этому относятся:

 анализ состояния имиджа вуза: мониторинг СМИ, проведение социологических исследований внутренней и внешней аудитории;

 разработка и проведение рекламной кампании;

 проведение PR-мероприятий;

 контроль эффективности проделанной работы.

Осуществление обозначенных мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа университета, возложено на отдел по связям с общественностью. Сегодня любая организация более всего зависит от различных факторов общественного мнения, и об относительной стабильности можно говорить лишь в том случае, если учреждение само в состоянии контролировать эти факторы.

На основе проведенного анализа структуры отделов по связям с общественностью (СсО) в университетах Ханты-Мансийского автономного округа, а именно БУ ВО «Сургутском государственном университете» (СурГУ) и ФГБОУ ВО «Нижневартсовском государственном университете» (НВГУ) можно сделать вывод о том, что для университетов провинциальных городов целесообразно преобразование структуры отдела по связям с общественностью. В СурГУ отдел по СсО состоит из 7 специалистов [4]:

1) начальник отдела по связям с общественностью;

2) ведущий специалист по работе с попечительским советом;

3) специалист по работе со СМИ;

4) специалист по связям с общественностью;

5) главный редактор газеты «Северный университет»;

6) ведущий редактор;

7) редактор сайта, специалист по связям с общественностью.

Структура отдела, представленная в НВГУ [3]:

1) начальник отдела;

2) специалист-фотограф;

3) дизайнер;

4) редактор-корреспондент;

5) редактор сайта.

В нынешней кризисной ситуации, которая сложилась в стране, во многих бюджетных учреждениях началось сокращение штата сотрудников. Отсюда следует, что отдел по связям с общественностью должен быть небольшим, но при этом качественно функционировать. Помимо этого, большую роль в работе отдела играет должностная инструкция каждого специалиста. От правильного распределения обязанностей и полномочий во многом зависит эффективность деятельности.

Следуя из сделанных коротких выводов, предлагаю рассмотреть данную структуру отдела, как универсальную и выгодную в университетах на периферии.

  1. Начальник отдела — пресс-секретарь ректора. В его обязанности входит:

 написание PR-текстов для СМИ;

 планирование работы и бюджета отдела на текущий год;

 микширование негативных последствий неудачных действий руководства;

 организация встреч руководства с внутренней и внешней аудиторией.

  1. Редактор-корреспондент:

 написание материалов для опубликования в средствах массовой информации университета (газета, сайт, группы в социальных сетях);

 организация работы студенческого пресс-центра;

 фотоотчет с мероприятий.

  1. Дизайнер:

 оформление PR- и рекламных материалов;

 работа над оформлением средств массовой информации университета;

 оформление информационных стендов внутри учреждения.

  1. Менеджер по связям с общественностью и рекламе:

 мониторинг СМИ;

 проведение социологических исследований внешней и внутренней аудитории;

 организация работы по рекламированию и продвижению услуг;

 разработка рекламных буклетов, каталогов, листовок, проспектов, афиш, работа с издательствами и типографиями;

 работа с рекламными агентствами и контроль за выполнением заказа;

 организация PR-мероприятий.

Отдел по связям с общественностью может стать платформой для непрерывного прохождения практики студентов соответствующих направлений подготовки («Связи с общественностью», «Журналистика», «Менеджмент»), что позволит вузу подготовить собственные кадры.

Современные организации как коммерческие, так и бюджетные в целях экономии средств и при этом эффективного развития принимают на работу так называемых «универсальных специалистов». Такой сотрудник, занимая одно штатное место, выполняет ряд функций смежных с его основной деятельностью. Для учреждения выгодно направлять сотрудников на прохождение переподготовки, различных тренингов и мастер-классов, что позволит наполнить функционал специалиста, усовершенствовать деятельность отдела, а также снизить текучесть кадров.

Предложенная структура отдела по связям с общественностью является наиболее эффективной для периферийных университетов, поскольку такой небольшой штат сотрудников с указанным функционалом сможет выполнять работу равную деятельности крупного отдела. Благодаря такому штатному составу организация может предложить выгодные условия трудоустройства для квалифицированных специалистов, которых в небольших городах не просто найти и, чтобы привлечь их внимание к предложенным вузом вакансиям, следует предлагать и достойные условия труда. Благодаря этой структуре, возможно, не получится сэкономить средства, однако появится возможность сохранить существование провинциального университета и закрепить за ним положительный имидж.

Литература:

  1. Воробьев Ю. Л. Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. Москва: МосГУ. 2005, № 3.
  2. Латыпов Р. А. Интернационализация провинциального вуза // Интеграция образования. МГУ им. Н. П. Огарёва. 2004, № 1.
  3. Отдел по связям с общественностью // [Нижневартовский государственный университет]: О подразделении. URL: http://nvsu.ru/ru/press_centr/ (дата обращения: 14.03.16).
  4. Управление общественных связей и информационно-издательской деятельности // [Сергутский государственный университет]: Общая информация. URL: http://www.surgu.ru/index.php?view=s&sid=867#2 (дата обращения: 14.03.16).
Основные термины (генерируются автоматически): формирование положительного имиджа, структуры отдела, положительного имиджа университета, университетах Ханты-Мансийского автономного, структура отдела, анализа структуры отделов, Ханты-Мансийского автономного округа, образовательных услуг, Преобразование структуры отдела, организационного оформления отдела, эффективности деятельности отдела, преобразование структуры отдела, структуре провинциальных вузов, деятельности крупного отдела, общественностью должен, начальник отдела, неконкурентоспособных периферийных вузов, работе отдела, Начальник отдела, структуру отдела.

Ключевые слова

менеджмент, вузы на периферии, отдел по связям с общественностью, вузовская система, имидж университета

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос