Факультет юриспруденции Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань) помимо юристов готовит и специалистов в области юриспруденции с квалификацией «учитель права». Образовательным стандартом подготовки этих специалистов, помимо педагогической практики, предусматривается прохождение практики и в правоохранительных органах. Для обеспечения решения этой задачи и в целях надлежащего выполнения учебного плана, факультет заключает договоры о прохождении его студентами практики с руководителями правоохранительных органов. Организация правоохранительной практики поручена кафедре уголовного права и процесса. На практику студенты направляются в органы прокуратуры, следственные подразделения органов прокуратуры, МВД и ФСКН, в подразделения по делам несовершеннолетних, подразделения дознания, уголовного розыска, отделы участковых уполномоченных милиции и в другие службы органов внутренних дел и уголовно-исполнительные инспекции территориального управления ФСИН. Последнее связано с тем, что, по мнению сотрудников уголовно-исполнительной системы, предстоящее внедрение электронных средств контроля перемещений лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы и лиц, подвергнутых домашнему аресту, а равно и общая гуманизация уголовно-карательной политики государства, потребуют расширения штатов специалистов уголовно-исполнительной системы, которые будут призваны осуществлять контроль за поведением этой категории осужденных. В связи с этим, помимо целей учебного процесса, в целях профессиональной ориентации наших будущих выпускников, мы договорились о направлении наших студентов на правовую практику в уголовно-исполнительные инспекции, как возможного будущего места службы для тех, кто не найдёт себя в сфере образования.
Всем направляемым на практику студентам выдаются на руки путёвки. В них указывается наименование правоохранительного органа, в который студент направляется на практику, его адрес, время начала и окончания прохождения практики. Студент-практикант обязан вести дневник практики, в котором отражаются все мероприятия, в которых он принимал участие. По своей сути, это отчёт студента о работе, проделанной на практике. В тех случаях, когда студенту поручалось составление каких-либо документов, то их копии (по возможности) должны быть приобщены к дневнику. По окончании практики, студенту выдается характеристика.
После прибытия в вуз, студент сдаёт документы, подтверждающие прохождение им практики и устный зачёт. На зачёте он рассказывает, как проходила его практика, решением каких вопросов он занимался, каково место правоохранительного органа и конкретного подразделения этого органа в системе правоохранительных органов страны. Студентам также предлагается ответить на вопросы, совпали ли их представления о правоохранительном органе, сложившиеся при изучении теоретического курса, с тем, что они узнали о нём во время практики. Что бы они хотели улучшить в организации деятельности подразделения (органа), в котором проходили практику и какие, по их мнению, положительные результаты были бы достигнуты в результате этих улучшений.
При наличии благожелательных и положительных отзывов о студентах со стороны правоохранительных органов, к нашему удивлению нередко оказывалось, что в результате прохождения практики (даже в одном и том же подразделении) они приобрели различные знания и умения. Причем это отличие выражалось не только в содержании, но и в полноте. Проведённый кафедрой анализ показал, что причина этого нежелательного явления может быть устранена организационными мерами.
Нельзя сказать, что руководство и кадровые службы правоохранительных органов не проявляют должной заинтересованности в оказании вузам содействия в деле организации студенческой правовой практики, как одного из элементов учебного процесса, с одной стороны, и изучения будущего молодого пополнения (возможного кадрового резерва), с другой стороны. Однако в условиях «изобилия» вузов, занятых подготовкой специалистов в области юриспруденции, такой интерес явно снижен. По этой причине, мягко говоря, некоторые правоохранители не уделяют организации практики надлежащего внимания. Выражается это в ненадлежащей наставнической опеке практикантов. Нередко закрепляются они и не за лучшими специалистами. К счастью так подходят к организации практики не везде. В этой связи нельзя не отметить руководство отдела по делам несовершеннолетних городского управления внутренних дел. В этом органе организации практики уделяется самое пристальное внимание. При закреплении студентов за сотрудниками не допускается закрепления более чем одного студента за сотрудником. На практике же, в отдел, состоящий из семи-восьми сотрудников, направляется четыре-пять студентов. Такое соотношение, с одной стороны, позволяет обеспечить надлежащий контроль и руководство практикой, с другой – не затрудняет деятельности подразделения по исполнению своих непосредственных функциональных обязанностей.
Поэтому для того, чтобы добиться единообразия в организации прохождения практики, автором, как вузовским руководителем правоохранительной практики, были разработаны типовые задания студентам, направляемым на практику в правоохранительные органы. Содержание этих заданий зависит от компетенции правоохранительного органа и стоящих перед ним задач. Однако, в структурном плане, почти все задания одинаковы.
В наименовании задания на практику указывается, в какой орган (подразделение органа) студент направляется на практику. Например: «Задание на практику в подразделении дознания милиции общественной безопасности органов внутренних дел» или «Задание на практику в уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний». Далее приводятся краткие сведения о правоохранительном органе, его структуре, компетенции, решаемых задачах, нормативно-правовой базе деятельности. После этого перечисляются знания и умения, которые студент должен получить в результате прохождения практики. Например, в задании на практику студента, который направляется в подразделение дознания, указывается, что он должен знать: основное содержание уголовно-процессуальных норм, регулирующих производство предварительного расследования в форме дознания. При внесении изменений и(или) дополнений в эти нормы, студент должен изучить их в новой редакции и кратко законспектировать, отметив новации; основания и порядок производства основных следственных и процессуальных действий (осмотров, освидетельствований, назначения экспертиз, допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, в том числе, особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса; процессуальные основания и порядок проведения очных ставок, опознаний, ознакомления с материалами уголовного дела потерпевших и обвиняемых (ст. ст. 216, 217 УПК РФ); порядок составления обвинительного акта. Порядок оформления материалов уголовного дела (включая составление описи) при направлении его прокурору для утверждения обвинительного акта и передачи в суд; правила оформления основных статистических карточек: о зарегистрированном преступлении; лице, совершившем преступление; о движении уголовного дела и др.; правила заполнения справки о результатах рассмотрения уголовного дела; правовой статус сотрудника милиции; порядок приема и регистрации сообщений о происшествиях и совершенных преступлениях, а также порядок работы с обращениями граждан.
Аналогичные требования содержатся и в заданиях на прохождение практики в других правоохранительных органах. Всего нами разработано двадцать восемь вариантов заданий. Это обусловлено количеством правоохранительных органов (подразделений правоохранительных органов) в которых наши студенты проходят практику. Такими органами, помимо уже упомянутых, являются: подразделения Федеральной миграционной службы, юридические отделы хозяйствующих субъектов, подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, подразделения уголовного розыска, экологической милиции, подразделения Криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, органы прокуратуры, федеральные арбитражные суды и суды общей юрисдикции, мировые судьи, подразделения ФТС, ФСКН и др.
Первые же результаты практики после внедрения таких заданий показали, что, в основном, все студенты получили те знания и умения, ради которых они направлялись на практику. Задания помогли устранить как качественную, так и количественную разницу в полученных студентами знаниях и умениях. В этой связи интересно, что изменилось содержание отзывов руководителей правоохранительных органов о студентах. В характеристиках, выданных разными, никак не связанными между собой органами, стала отмечаться высокая степень теоретической подготовленности студентов, особенно в части их осведомленности о правоохранительном органе, в который они прибыли на практику, решаемых им задачах и нормативно-правовой регламентации его деятельности. Особенно отрадно, что появились высказывания, свидетельствующие о заинтересованности руководителей в приёме на службу наших выпускников.
Сами студенты при сдаче зачётов стали давать более аргументированные ответы и делать, хотя, порой и спорные, но более интересные предложения об улучшении деятельности органа, в котором они проходили практику, совершенствования его компетенции. Некоторые из них выразили желание после окончания вуза поступить на службу в правоохранительный орган, в котором они проходили практику.
Несмотря на положительные изменения, достигнутые внедрением письменных заданий на практику, мы считаем, что работа по совершенствованию правовой практики должна быть продолжена, так как специалист в области юриспруденции может только тогда считаться таковым, когда полученные им теоретические знания он способен применить на практике без какой-либо дополнительной стажировки или доподготовки.
С высказываемыми некоторыми авторами суждениями о том, что будущему учителю права, как педагогу, знания и практика работы правоохранительных органов не так уж и важны, согласиться нельзя по ряду причин.
Во-первых, образовательное учреждение обязано неукоснительно соблюдать требования государственного образовательного стандарта, которым предусмотрено прохождение правовой практики. Во-вторых, учитель права, знающий не понаслышке систему и практику работы различных правоохранительных органов, объём и практику решаемых ими задач, т. е. знакомый с тем, как правоохранительными органами реализуются на практике законодательные предписания, представляется более ценным учителем, нежели его коллега, не имеющий таких качеств. В-третьих, закрепление теоретических знаний практикой правоприменения бесспорно способствует повышению качества подготовки специалистов в области юриспруденции, т. е. способствует решению задачи поставленной Президентом России перед высшей школой и юридическим сообществом страны. И, наконец, последнее: прошедший такую практику выпускник, работая в школе, всегда сможет выступить ее юридическим представителем, например в суде. Кроме того, такой выпускник, если он по каким-то причинам решит посвятить себя не образовательной, а правоохранительной деятельности, сможет более обоснованно подойти к выбору места прохождения службы.