Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Диагностика типичных затруднений студентов юридического полицейского колледжа при овладении основами профессиональных дисциплин

Педагогика
19.11.2025
6
Поделиться
Аннотация
В данной публикации исследуются проблемы, связанные с выявлением и устранением сложностей, возникающих у студентов при изучении юридических дисциплин.
Библиографическое описание
Булавина, И. В. Диагностика типичных затруднений студентов юридического полицейского колледжа при овладении основами профессиональных дисциплин / И. В. Булавина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130219.


Обучение — это сложный, многоэтапный процесс усвоения студентами учебного материала в рамках отдельных дисциплин. Наряду с традиционным подходом, основными формами обучения в юридическом полицейском колледже (далее — ЮПК) выступает проведение занятий в виде лекций и семинарских занятий. В меньшей степени используется внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

ЮПК — учебное заведение, в котором реализуется профессиональное обучение для студентов — будущих сотрудников правоохранительных органов, а также юристов свободной занятости. Поэтому особое внимание уделяется освоению обучаемыми профессиональных дисциплин, в числе которых определяющее значение имеют: «Уголовное право», «Правоохранительные органы», «Правоохранительная деятельность».

Сложность понимания и освоения профессиональных дисциплин заключается в том, что данные предметы, в отличие от общих дисциплин (например, математика, информатика, русский язык) не изучались в школе. Студенты ЮПК впервые сталкиваются в своей учебной деятельности с такими терминами и понятиями, как «необходимая оборона», «крайняя необходимость», «рецидив», «эксцесс» и пр. Следует также учитывать, что современная молодежь совсем не интересуется общественно-государственной жизнью, не следит за новостями из СМИ, имеет крайне узкий кругозор мировосприятия. Эти факторы существенно снижают эффективность понимания того учебного материала, который транслируется педагогами. К примеру, в рамках рассмотрения вопроса о деятельности такого правоохранительного органа, как Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП), большинство студентов изначально относят его к судебной системе, при этом ошибочно считают, что ФССП — это исключительно физическая охрана здания суда. Подобных примеров, к сожалению, можно привести избыточное количество.

Преподаватель в рамках проведения учебных занятий должен не только выявить проблемы в усвоении учебного материала студентами, но проанализировать причины, которые детерминируют его непонимание. При этом важно учитывать тот факт, что данные причины могут иметь как общий (системный) характер (что указывает на низкую эффективность самого преподавания, недостаточность методической подготовки к занятиям), так и частный (индивидуальный, нетипичный) характер (что указывает на индивидуальные затруднения отдельных слушателей в понимании материала) [1, с. 22]. В последнем случае причины затруднений у слушателей банальны: несобранность на уроке, нежелание вникать в материал, пропуск занятий без последующего самостоятельного изучения и обращения за помощью в разъяснении материала к педагогу [2, с. 65].

Существует также и третья группа причин, которые называются типичными. Они имеют общие начала с первой группой причин, так как являются общими для большинства обучаемых и нуждаются в своевременной диагностике и устранении. Однако от системных причин они отличаются тем, детерминируются самими студентами. Задача преподавателя заключается в том, чтобы с их учетом перестроить уже существующую модель преподавания, принимая во внимание имеющиеся факторы, которые снижают успеваемость всей группы, не дают возможность полноценно освоить учебный материал.

Определив причины возникновения затруднений у слушателей при освоении профессиональных юридических дисциплин, охарактеризуем способы их диагностики (выявления) и устранения.

1. Сложности понимания специальных юридических дисциплин студентами ЮПК становятся очевидными при их устных ответах на семинарских занятиях. Так, в подавляющем большинстве случаев (70 %) обучающиеся не способны без помощи конспекта лекции изложить пройденный материал. На наводящие вопросы преподавателя следуют ответы, которые не соответствует действительности или же вовсе студент не предпринимает никаких попыток к размышлению и признает полное незнание пройденного материала.

В подобных ситуациях предлагается:

— на лекционных занятиях использовать наглядные материалы (презентации), которые позволят развить у слушателей зрительную память и впоследствии лучше ориентироваться при устных ответах;

— на лекционных занятиях использовать метод сравнения и аналогии, объясняя студентам теоретические вопросы на практических примерах, реальных жизненных ситуациях;

— рекомендовать студентам к изучению дополнительную юридическую литературу, конкретные нормативные правовые акты, а также подготовку письменных сообщений, докладов, рефератов.

2. Сложности изложения полученных знаний. Большинство студентов ЮПК (60 %) испытывают существенные затруднения при построении своей речи. В ответах используются неюридическая терминология, предложения выстраиваются с нарушением элементарных норм русского языка. Некоторые студенты (35–40 %) не могут преодолеть страх публичных выступлений (устный ответ у доски в аудитории).

В подобных ситуациях предлагается:

— сопровождать ответ студента педагогическими поправками, указывая на правильную структуру предложения, наиболее подходящие формулировки, верную юридическую терминологию;

— оказывать студентам психологическую поддержку, объяснять, что на этапе их обучения следует поэтапно развивать свою речь, вырабатывать навыки ораторства, формировать модель активного спикера. Каждый студент должен уяснить, что юристом не рождаются, а становятся; что обучение — это огромный труд и каждодневная работа над собой.

3. Сложности выполнения самостоятельных заданий (в том числе тестов). Большинство студентов ЮПК (60–70 %) испытывают сложности при решении тестовых заданий, так как изначально сами студенты ориентированы на поверхностное понимание задаваемых вопросов и нежелание вникать в глубину задач.

В подобных ситуациях предлагается:

— при ответе на тестовые задачи ориентировать студентов на работу с конкретными нормативными правовыми актами, выборку и анализ нужных норм (статей), сопоставлении друг с другом предполагаемых ответов. Исключение методики выбора ответа наугад или по принципу «где больше написано»;

— предлагать студентам самостоятельно составлять тестовые задачи, используя соответствующие нормативные правовые акты;

— совместно со студентами прорешивать ситуативные задачи, демонстрируя методику правоприменения и давая им возможность осуществлять самостоятельный поиск конкретных норм.

В заключение отметим, что для диагностики типичных затруднений студентов ЮПК при овладении основами профессиональных дисциплин следует использовать различные формы проведения занятий, применять индивидуальный подход к каждому студенту и стремиться к тому, что бы изучаемая дисциплина мотивировала студентов к анализу нормативных правовых актов и прочтению дополнительной учебной литературы, выполнению самостоятельной работы в виде докладов и рефератов.

Литература:

  1. Остапенко В.С Развитие правового аспекта мировоззрения курсантов при изучении юридических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России // Вестник ТГУ. 2009. № 2. С. 21–26.
  2. Жадан В. Н. О нормативных требованиях, системе и преподавании юридических дисциплин в вузе // Образовательный процесс. 2022. № 2 (27). С. 64–67.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 371-373):
Часть 6 (стр. 367-437)
Расположение в файле:
стр. 367стр. 371-373стр. 437

Молодой учёный