Автор: Митрюхина Любовь Сергеевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Библиографическое описание:

Митрюхина Л. С. Гарантии обеспечения социальной защиты судей // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 504-506.



Правовое положение судей закреплено Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [1], а также ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2], в которых говорится, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Становление независимого суда является сложным процессом, который неразрывно связан с общей эволюцией социальной системы, изменением массового и профессионального правосознания, гражданской активностью населения.

Целью настоящей работы является выявление проблем гарантированности социальной защиты судей и предложение способов их решения. Исследование будет проведено сквозь призму гарантий независимости судей.

Систему конституционно-правовых средств, обеспечивающих независимость судей можно представить следующим образом:

1) система отбора и назначения на должности судей;

2) конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность;

3) процессуальные гарантии независимости судей;

4) социальная защита судей как средство обеспечения их независимости.

Высказанное предложение нуждается в сравнительном анализе с нормативным содержанием ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», непосредственно посвященной «гарантиям независимости судей». Законодатель считает необходимым перечислить следующие гарантии: во-первых, предусмотренную законом процедуру отправления правосудия; во-вторых, запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в-третьих, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; в-четвертых, право судьи на отставку; в-пятых, неприкосновенность судьи; в-шестых, систему органов судейского сообщества; в-седьмых, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Именно последняя правовая гарантия и представляет для нас наибольший интерес, т. к. ее рассмотрение и позволят нам достичь цели настоящей работы.

Нельзя не отметить чрезмерно многословные формулировки гарантий независимости судей, характерные для нормативного содержания ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Это не соответствует общепринятым правилам юридической техники. Вместо «социальных гарантий» законодатель употребляет «предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу». Слова «вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия» можно было бы без особого ущерба заменить более лаконичными конструкциями: «вмешательство в правосудие», «вмешательство в отправление правосудия» или «вмешательство в деятельность судьи» [3].

Помимо правового определения и гарантированности социальной защиты судей, имеется и финансовая плоскость данной сферы. Обилие актов, регулирующих этот сектор бюджетного финансирования, само по себе обусловливает их несбалансированность и отсутствие системности.

В целом же в настоящее время финансирование судебной власти в России далеко от идеала, что очевидно из анализа Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р, в которой прямо (в разделе IV) сказано: «Несмотря на ряд позитивных перемен, произошедших в сфере правосудия в результате реализации Программы до 2012 года, и значительное увеличение бюджетных расходов на органы правосудия, имеются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации этой сферы удовлетворяет общество» [4].

При этом очевидно, что судебная система нашей страны в целом финансируется недостаточно — у нас на нее приходится около 0,7 % ВВП, тогда как редко в какой стране эта доля меньше 2 % ВВП. А объем средств на социальные гарантии действующих судей составляет около 30 % от потребностей [5].

Решением данной проблемы может стать законодательное утверждение нормативов финансирования судов. В плане выработки способов решения проблем финансирования и эффективного использования выделенных средств должна существенно возрасти роль органов судейского сообщества России.

Имеются в настоящее время проблемы финансово-организационного характера, связанные с отсутствием надлежащих условий для организации медицинского обслуживания и реализацией права на санаторно-курортное лечение, как действующих судей, так и судей-отставников (а также членов их семей), да и сотрудников судов.

Независимость судебной системы находит свое выражение, прежде всего, в независимости конкретного судьи. И тут гарантированность в социальной защите в полном его объеме определяют независимость суда от каких — либо внешних факторов, от которых зависит судья, а именно таких как: предоставления льгот, лечения, отдыха, восстановления социально-психологического здоровья и т. д.

Судья является носителем государственной власти, поэтому его деятельность носит публичный характер даже тогда, когда он рассматривает частный спор. Судья также не должен забывать о своем статусе и предъявляемых к нему требованиях во внеслужебной деятельности [6].

В этой связи следует говорить о профессиональной и личной независимости судьи.

Профессиональная независимость судьи обеспечивается главным образом за счет того, что судопроизводство ведется в строгом соответствии с нормами процессуального права, суд создает всем участникам состязательного процесса равные условия. Необходимо исключить всякое непроцессуальное общение судьи с участниками процесса, влияние бизнеса на правосудие, попытки представителей органов исполнительной власти повлиять на решение суда и обеспечение эффективной защиты человека, его прав и свобод.

Личная независимость судьи обеспечивается за счет мер правовой защиты, материального и социального обеспечения судей. Судья должен получать достойную зарплату, социальное обеспечение, быть уверенным в том, что его не будут преследовать органы исполнительной власти и другие структуры в том случае, если он вынесет неправильное, с их точки зрения, решение.

Казалось бы, независимость суда как основополагающий конституционный принцип должна быть незыблемой, однако в настоящее время проблемы, связанные с независимостью судей, судебной власти, вновь обострились.

Общая нерешенность этих проблем, как и далекое от сбалансированности нынешнее состояние законодательного и иного нормативного правового регулирования комплекса вопросов, связанных с финансированием судебной власти, настоятельно требует радикального совершенствования всего организационно-правового механизма финансово-ресурсного обеспечения судебной системы страны. Безусловное соблюдение требований ст. 124 Конституции РФ [7] требует гарантированного обеспечения финансирования всей судебной системы страны в объемах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия, включая финансирование материальных и социальных гарантий независимости судей, уже установленных действующим федеральным законодательством.

И при разработке этого механизма неплохим ориентиром могло быть законодательное регулирование — как прежнее, так и действующее.

В заключение хотелось бы сказать, что только в ситуации, когда суды по-настоящему независимы и подчиняются только закону, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства.

В работе были выявлены проблемы гарантированности социальной защиты судей, а так же предложены способы решения указанных проблемы, которые выразись в том, что необходимо увеличить финансирование обеспеченности социальной защиты судей, активней вовлекать судейское сообщество в процесс выработки механизма эффективного использования финансовых средств, а также предоставить гарантии защиты от преследования органов власти в случае вынесения неверного решения.

Литература:

  1. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132–1 (ред. от 04.06.2014) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. № 170. 29.07.1992.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 1.
  3. Ермошин Г. Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // Российский судья. 2014. № 5
  4. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 01.10.2012, № 40, ст. 5474.
  5. Тихомиров Ю. А. Об особенном и общем в содержании понятий «независимость судебной власти, судьи» и «самостоятельность судебной власти, судьи» // Российский судья. 2015. № 1
  6. Ершов В. В., Петухов Н. А. Правовые, социальные, организационные и кадровые гарантии деятельности судей // Российское правосудие. 2013. № 3(83).
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 08.02.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): «О статусе судей, социальной защиты судей, Российской Федерации», независимости судей, гарантий независимости судей, судебной власти, судебной системы, гарантированности социальной защиты, судебной системе Российской, действующих судей, органов судейского сообщества, Российской Федерации «О, «О судебной системе, Закона Российской Федерации, системе Российской Федерации», судебной системы России, «Развитие судебной системы, программы «Развитие судебной, Федерации «О статусе, Правовое положение судей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос