Библиографическое описание:

Таранцова А. В. Патриотическое воспитание молодежи в вузе: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 28-30.



В Педагогическом энциклопедическом словаре сказано «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [4].

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, К.Ясперс и др.

В плеяду отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма входят М.В.Ломоносов, А.С. Хомяков, Н.М. Карамзин, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, Л.Н.Толстой, Г.П.Федотов, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Г.В.Плеханов, П.Б.Струве, В.В.Розанов, С.Н.Булгаков и др. [2].

Проблема формирования патриотических ценностей у молодежи сегодня достаточно актуальна. За последние 20-25 лет практически мало внимания уделялось этой работе в вузах.

В настоящее время на телевидении, в интернете и в других средствах массовой информации недостаточно внимания уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Несмотря на многообразие взглядов на вопрос патриотизма, неизменным всегда остается основная особенность российского патриотизма - это любовь к Отечеству, уважение к другим народам и нациям, готовность служить Родине, помнить о погибших людях защищавших Родину в разные периоды жизни страны.

В период Советского Союза, когда у власти была только одна пария - Коммунистическая партия Советского Союза, везде проводилась красной нитью мысль духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, начиная со школьной скамьи. Этому способствовало создание общества октябрят, пионерской дружины, комсомольской организации. В вузах постоянно проводились мероприятия направленные на патриотическое воспитание.

В период перестройки произошло снижение социальной ценности понятия «патриотизм». Это во многом связано с пропагандой проводимой средствами массовой информации, которая в превосходной форме восхваляла все западное, совершенно забывая все хорошее, что было и есть в нашей стране.

Произошло образование многопартийной системы. Из умов людей выдавили понятие нравственности, духовности, патриотизма, отняв у них веру в «светлое будущее - коммунизм» и ничем это не заменив.

Молодежь стала терять костяк, вокруг которого ее ранее сплачивали - комсомол. Нового молодежного движения, которое бы занималось поддержкой патриотизма, духовности и нравственности взамен не дали.

Но появившиеся новые художественные фильмы, передачи на телевидении, выступления отдельных политических деятелей, артистов и т.д. стали показывать примеры, что лучше уехать из России, лучше жить за рубежом, много передач и фильмов стали пропагандировать насилие, западный образ жизни и т.д. Стала переписываться история страны. Появились новые идеи патриотизма, в которых гуманистические цели стали меняться на чужие политические ориентиры. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Но для большинства россиян слово патриотизм до сих пор сохранило свое позитивное значение, которое заключается в чувстве гордости за Россию, в стремлении сделать свою страну лучше и богаче, более цивилизованной.

В настоящее время процесс становления патриотизма и духовности проходит не так быстро, как хотелось бы. Идет процесс формирования концепции интеграции знаний, межличностных и межнациональных отношений, воспитание патриотических чувств.

В мире по-разному расставляются акценты на патриотическое воспитание. Например, в США формируют чувство ответственности за страну и демократическое общество. В Европе делают упор на права человека. Европейский союз и Совет Европы усиленно работают над воспитанием у молодежи активной гражданской позиции, как в масштабах своей страны, так и в масштабах Европы и мира. Заключен Болонский Договор, предусматривающий интенсивный обмен студентами и преподавателями, миграцию студентов. Все эти явления способствуют интеграции населения.

Россия является страной многонациональной, где в вузах совместно учатся и проживают множество разных национальностей. В результате все воспринимают Россию как Родину общую для всех.

Совместное проживание людей разных национальностей сформировало у нас много общего в духовной жизни и культуре.

Государственная политика в области воспитания молодежи требует высокого профессионализма преподавателей. Преподаватели должны уметь организовывать общение со студентами таким образом, чтобы способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

В связи с продолжающимся социальным расслоением общества, отсутствием равных шансов на получение достойной работы, предоставление разных социально-бытовых услуг, в молодежной среде продолжают нарастать негативные тенденции. Ухудшается состояние здоровья у молодежи, снижается планка «пригодных» к службе в рядах Российской Армии. Размываются духовные ценности и ориентиры. Сохраняется среди молодежи высокий уровень преступности. Расширился наркобизнес. Как результат был создан мир ценностей цинизма, властолюбия, нравственной безответственности. [1]

Вузы утратили устоявшуюся ранее систему ценностей и идеалов. Преподаватели перестали развивать чувство патриотизма, гуманизма, коллективизма. Жизненный опыт прошлых поколений многой частью молодежи отвергается. Новое поколение в своем большинстве не приемлет идеалов старших поколений. Произошел разрыв между поколениями по идеологическим, духовно-нравственным и патриотическим взглядам на действительность.

Отсюда возникают основные задачи, которые должен решать педагогический коллектив вуза:

 воспитывать чувство любви к Родине - России. Уважать и ценить атрибутику страны;

 воспитывать уважительное отношение к согражданам, с которыми студенты вместе учатся и проживают;

 воспитывать любовь в «малой родине». Стремиться сделать, что-то хорошее в своем городе, деревне ит.д., там, где он родился и проживает;

 необходимо работать с молодежью по вопросам создания и сохранения семьи, чтобы переломить тенденцию увеличения количества разводов;

 развивать общечеловеческие ценности, традиции, творчество, активную жизненную позицию, творческий труд во благо Родины.

Для решения вышеуказанных задач необходимо проводить международные научно-практические конференции, круглые интерактивные столы с привлечением внимания большого количества студентов, общественности. Организовывать и проводить со студентами различные поисковые работы.

Патриотизм это чувство нравственное и молодежи необходимо помочь в «оздоровлении», которое может осуществляться через встречи с участниками Великой Отечественной войны, поддержание в порядке захоронений героев - воинов, уход за памятниками погибшим в годы войны, посещение памятных мест и музеев.

К сожалению, в образовательной среде, начиная со школы, не хватает грамотных учителей и преподавателей способных сформировать у молодого человека патриотические ценности, так как сам учитель или преподаватель не имеет определенной общественно-политической позиции.

«Патриотизм может жить, и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективное и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа». [3]

Перед Россией в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма, который в наибольшей степени способствовал бы воспитанию российских патриотов XXIв.

Идея российского патриотизма в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень.

Основной целью патриотического воспитания должно стать формирование готовности к патриотическому действию;

привлечение молодежи к занятиям в военно-патриотических клубах и объединениях, их интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие;

подготовка к службе в рядах Российской Армии;

привлечение средств массовой информации к формированию позитивного общественного мнения и действительности военно-патриотических клубов и объединений;

формирование идеалов служения Отечеству;

формирование интереса к образованию и профессиональной карьере;

социальная адаптация и реабилитация;

формирование современного мышления на основе духовно-нравственного развития, стремления к повышению квалификации;

Литература:

  1. Артюхова И.С., Ценности и воспитание, М.: Педагогика, №4 1999.
  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
  3. Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХI века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции г.Волгоград, 19 -20 ноября 1999г. - Волгоград: Перемена, 1999.
  4. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): российского патриотизма, естественными основаниями патриотизма, рядах Российской Армии, особенность российского патриотизма, разработку проблем патриотизма, добродетель патриотизма, процесс становления патриотизма, чувство патриотизма, новые идеи патриотизма, Идея российского патриотизма, вопрос патриотизма, поддержкой патриотизма, воспитания молодежи, патриотическое воспитание, массовой информации, содержания патриотизма, патриотическому воспитанию, Патриотическое воспитание молодежи, патриотического воспитания, патриотического воспитания молодежи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос