Библиографическое описание:

Иванова О. А., Куташов В. А., Ипполитова Л. И. Опыт медико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 604-607.



Перинатальная психология и психология родительства является одной из наиболее сложных и мало изученных областей современной науки. Система медицинской помощи в нашей стране практически не учитывает психологического состояния женщины. Часто врачи оценивают лишь наличие физических нарушений у матери и ребенка. Однако, очевидно, что неблагоприятный эмоциональный фон у матерей оказывает негативное влияние не только на родившую женщину, но и на ребёнка и семейную систему в целом. Это, в свою очередь, на уровне общества как целого сказывается на демографической ситуации. В ряде случаев тревожное состояние, отрицательный эмоциональный фон, послеродовые депрессии продолжаются до года и более. Это крайне негативно влияет не только на психическое здоровье молодой матери, но и на психомоторное развитие её ребёнка. Дети таких матерей существенно чаще, чем сверстники, страдают различными поведенческими отклонениями, у них позже формируются речь, могут наблюдаться эмоциональные нарушения. Таким образом, с целью эффективной реализации поставленных президентом и правительством нашей страны задач в области репродукции требуется разработка всестороннего междисциплинарного подхода сопровождения матерей новорождённых детей. Научной областью, которая этим занимается, является перинатология. Она включает в себя:

  1. Перинатальная медицина:

 Акушерство, неонатология;

 Перинатальная психиатрия;

  1. Перинатальная психология:

 Психология зачатия, психология беременности;

 Психология родов, психология раннего постнатального периода;

  1. Перинатальная педагогика:

 Педагогика пренейта, детей раннего возраста;

 Педагогика семьи, ожидающей ребенка, и имеющей ребенка раннего возраста.

В качестве основной цели психологического сопровождения беременности и родительства М. Е. Ланцбург считаетсодействие развитию ребенка через оптимизацию отношений мать-дитя и повышение родительской компетентности. Задачами в данной области являются:

 Формирование адекватных представлений о беременности, родах и материнстве;

 Готовность принимать трудности и действовать в условиях неопределенности;

 Формирование навыков саморегуляции и навыков поведения с ребенком;

 Оказание эмоциональной поддержки, укрепление уверенности в себе будущей матери;

 Построение оптимальных стратегий взаимодействия с ребенком определенного возраста.

М. Е. Ланцбург, Г. Г. Филлипова выделили ожидаемые результаты деятельности в области перинатальной психологии:

  1. Социальные:

 Профилактика плохого отношения к детям;

 Увеличение рождаемости;

 Гуманизация деятельности акушерских стационаров;

  1. Медицинские:

 Увеличение детей на грудном вскармливании;

 Снижение заболеваемости новорожденных;

  1. Психологические:

 Улучшение взаимопонимания врачей и пациентов;

 Улучшение взаимопонимания детей и родителей.

Наряду с тем, что очевидна необходимость особого внимания налаживанию взаимодействия матери с ребёнком в перинатальном и раннем постнатальном периоде, разработанных медико-психолого-педагогических методов и методик на данный момент недостаточно. Особенно это актуально в отношении сопровождения матерей недоношенных детей, которым нужна не только медицинская, но и психолого-педагогическая помощь. Примером подобного междисциплинарного подхода является обучение медицинским персоналом родителей уходу за новорождённым маловесным ребёнком (Методика «Кенгуру»), обучение развивающему уходу медицинского персонала и родителей с привлечением психолога. Однако, это лишь отдельные наработки в области комплексного сопровождения матерей недоношенных детей с целью повышения эффективности оказания им помощи. Наличие же различных направлений изучения репродуктивной сферы свидетельствует об актуальности области исследования. Учитывая сравнительную новизну перинатальной психологии и психологии родительства, подобные исследования позволяют получить фактический материал с последующим его структурированием и включением в научное знание.

В рамках разработки технологиимедико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей на базе БУЗ ВО ВОКБ № 1 г. Воронежа было проведено исследование эмоционального состояния женщин недоношенных детей. Так, в условиях свободной выборки однократно на базе отделения выхаживания новорождённых № 3 Областной клинической больницы в 2014–2015 гг. обследовано 114 матерей недоношенных детей в возрасте от 18 до 44 лет. С женщинами проводилось психологическое исследование в течение первой недели пребывания в стационаре их детей, которым были поставлены диагнозы «недоношенность» (I, II, III, IV степени), «ишемия мозга», «синдром дыхательного расстройства новорождённого» и т. д. В работе применялись экспериментально-психологический метод исследования. С женщинами поводились индивидуальные и групповые беседы в ходе психодиагностического исследования с целью получения дополнительной информации об их психологическом состоянии. Использовались методики: «Тест отношения к беременности» (ретестовая форма, И. В. Добряков) — для оценки стиля отношения женщины к прошедшим беременности и родам, представлений об отношении и ожиданий женщины со стороны близких и чужих людей, отношения к себе как к матери, своему ребёнку, грудному вскармливанию; «Скрининг-шкала постнатальной депрессии» — для выявления вероятности возникновения депрессии в послеродовом периоде. В результате исследования были получены следующие данные:

По методике «Тест отношения к беременности» (ретестовая форма, И. В. Добряков) у большинства обследованных испытуемых (83,3 %) в качестве преобладающего отношения к беременности и состоявшимся родам выявлен оптимальный стиль. В целом, они без излишней тревоги, адекватно воспринимают сложившуюся ситуацию, ответственно выполняют предписания врачей. Для них характерно ровное отношение к себе в роли матери, спокойное восприятие отношений с близкими и чужими людьми, выдержанная позиция по отношению к своему ребёнку, которая соответствует ситуации. В то же время, при качественном анализе отдельных шкал методики было установлено, что у многих женщин с оптимальным стилем отношения к беременности и прошедшим родам часто наблюдается тревожное или депрессивное отношение к грудному вскармливанию. Это говорит о том, что испытуемых очень тревожат трудности, связанные с ним, несмотря на то, что в лечебном учреждении созданы условия для их устранения. Так, женщины имеют возможность в течение всего дня сцеживать молоко, относить его своим детям, наблюдать и участвовать в их кормлении через зонды и другое оборудование. Таким образом, контакт матери и ребёнка, который составляет психологический смысл грудного вскармливания, сохраняется даже в условиях выхаживания недоношенных детей в реанимационном отделении. Вероятно, повышенная тревожность женщин по этому вопросу может быть связана с общей ориентацией на социальные ожидания, с тем, что ребёнок не такой, как у всех, требует другого подхода к себе, чувством вины за это, несостоятельности в исполнении одной из важнейших, отличительных функций матери — грудном вскармливании. Данное предположение основано на данных, полученных в устных беседах с женщинами, которые признают чувство вины, некоторые не говорят родственникам о том, что ребёнок уже родился, скрывают то, что он лежит в больнице и т. д. Данная тенденция требует дальнейшего исследования и статистического подтверждения. У 8,7 % обследованных испытуемых выявлено эйфорическое отношение к беременности, к себе как к матери, представления об отношении со стороны окружающих. Они склонны к проявлениямистерических черт личности, т. к. беременность для них являлась средством манипулирования, способом изменения отношений с окружающим миром. При этом внешне проявляется несколько чрезмерная материнская позиция. Им хотелось бы от окружающих повышенного внимания, как во время беременности. Это говорит о том, что испытуемые пока не перешли от роли беременной к роли матери. При этом при анализе отдельных шкал методике установлено на качественном уровне анализа, что отношение к своему ребёнку у них чаще всего тревожное. Вероятно, это может быть связано с тем, что испытуемые были не совсем готовы к сложившейся ситуации. Для 4,5 % испытуемых характерен гипогестогнозический стиль отношения к беременности и прошедшим родам. Женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» приезжать в больницу к ребёнку, часто посещать их, выполнять назначения врачей. На наш взгляд, это говорит об их неготовности к материнству, стремлении переложить ответственность за жизнь ребёнка на других, неуверенности в своих силах. У 3,5 % обследованных выявлен тревожный стиль отношения к беременности и прошедшим родам. Они проявляют склонность к преувеличению проблем, повышенной моральной ответственности, неуверенность в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Для них характерна ориентация на доминирующую гиперпротекцию в отношении своего ребёнка, что нередко приводит к конфликтам с медицинским персоналом, который подвергается обвинениям в некомпетентности или недостаточном внимании. На наш взгляд, это обусловлено вынесением внутриличностного конфликта испытуемых во внешний план. Вероятно, подобная реакция может говорить о чувстве вины и общей ориентацией на социальные ожидания. Подобная тенденция основана на данных, полученных в ходе наблюдения, бесед с врачами по поводу причин подобного поведения женщин. Данное предположение требует дальнейшего исследования и статистического подтверждения. Стоит отметить, что, в чистом виде ни один из стилей отношений к беременности и родам практически не встречается. Детальных анализ отдельных шкал методике позволяет сказать, что даже для большинства обследованных женщин с оптимальным стилем характерны и тревожные, эйфорические, депрессивные тенденции в той или иной степени, что согласуется с экстремальной ситуацией, которую они попали.

По методике «Скрининг-шкала постнатальной депрессии» у большинства обследованных женщин (44,0 %) выявлена низкая вероятность возникновения депрессии в постанатальный период. У 31,0 % испытуемых обнаружен средний уровень вероятности возникновения депрессии. Это говорит о том, что в некоторых моментах для них характерна подавленность. Это согласуется с данными, полученными по методике «Тест отношения к беременности» (ретестовая форма, И. В. Добряков) и описанными выше. У 25,0 % женщин выявлена высокая и очень высокая вероятность возникновения депрессии. Это говорит о довольно сильных переживаниях, стрессовом состоянии, которые распространяются на все сферы личности испытуемых. Для уточнения выявленных тенденций требуется более подробное психодиагностическое и психотерапевтическое исследование.

Таким образом, на основе полученных данных психологом перинатального центра были разработаны психолого-педагогические рекомендации для матерей недоношенных детей, медицинского персонала отделения реанимации и интенсивной терапии, администрации с целью повышения эффективности организации и оказания помощи детям. Практическим выражением полученных данных является психокоррекционная программа «Клуб молодых родителей», реализуемая психологом в форме групповой и индивидуальной работы с матерями недоношенных детей. Наряду с этим для медицинского персонала проводятся тематические встречи просветительского характера с целью ознакомления с результатами психодиагностической работы, выявления запросов. Интересным результатом подобных встреч является то, что врачи часто формулируют запрос не относительно отдельных матерей и проблем налаживания взаимодействия с ними, а по поводу своего эмоционального состояния, отмечая признаки профессионального выгорания. Это составляет перспективу дальнейших исследований в данной области и встраивания их результатов в общую систему медико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей. Комплексный подход к сопровождению матерей недоношенных детей обеспечивает тесное взаимодействие всех участников процесса выхаживания недоношенных детей (матерей, врачей, психолога, администрации), что, в свою очередь, работает на достижение главной цели — сохранение жизни и здоровья новорождённых.

Литература:

  1. Завгородняя И. В. Психологический кризис беременности: монография [Текст] / И. В. Завгородняя. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. — 182 с.
  2. Ланцбург М. Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей / М. Е. Ланцбург // Журнал практического психолога. — 2003. — № 4–5. — с. 22–37.
  3. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учеб. Пособие / Г. Г. Филиппова. — Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): недоношенных детей, матерей недоношенных детей, сопровождения матерей недоношенных, медико-психолого-педагогического сопровождения матерей, выхаживания недоношенных детей, возникновения депрессии, методике «Тест отношения, прошедшим родам, сопровождению матерей недоношенных, отдельных шкал методике, сопровождения матерей новорождённых, отношении сопровождения матерей, женщин недоношенных детей, вероятности возникновения депрессии, технологиимедико-психолого-педагогического сопровождения матерей, комплексного сопровождения матерей, ретестовая форма, анализе отдельных шкал, матерями недоношенных детей, вероятность возникновения депрессии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос