В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Маъмуна в Хорезме может послужить тому ярким примером.По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Маъмуна стоит в одном ряду с известными научными центрами. Хорезмская Академия Маъмуна, объединявшая более сотни известных мыслителей, ученых, философов, представителей медицины, имевшая богатейшую библиотеку, медресе для одаренной молодежи, располагавшая всеми условиями для научных исследований, полностью соответствует современному понятию «Академия наук».
Ключевые слова: Академия Маъмуна, история развития наук и медицины в средневековье, регион Центральной Азии.
В историю человеческой цивилизации народы всего мира внесли свой вклад, как в развитие науки, так и культуры. Центрально-Азиатский регион также внес свою значительную лепту в развитие человеческой цивилизации. В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Маъмуна в Хорезме может послужить тому ярким примером.
Развитые науки и культуры в средние века в центральной Азии было обусловлено двумя причинами: во-первых, высокое социально-экономическое и социально-политическое развитие государств, во-вторых, сильная поддержка науки и культуры со стороны правителей. Правители, правившее в тот период, были очень образованными людьми. Поэтому они ценили деятелей науки и всячески помогали им. Уделяли им место во дворце и создавали все благоприятные условия для их научной деятельности.
По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Маъмуна стоит в одном ряду с такими известными научными центрами, как Академия Платона в древних Афинах, Александрийская библиотека в Египте, Багдадская академия, известная на Востоке под названием «Байтул-хикма».
Хорезмская Академия Маъмуна, объединявшая более сотни известных мыслителей, несколько сотен учеников, имевшая богатейшую библиотеку, медресе для одаренной молодежи, школы для переводчиков и каллиграфов, располагавшая всеми условиями для научных исследований, полностью соответствует современному понятию «Академия наук».
Хотя в Хорезмской Академии Маъмуна работали прибывшие из различных уголков Востока и Запада ученые разных национальностей и вероисповеданий, ее основное ядро составляли именно уроженцы нашего региона, среди которых — Абу Наср ибн Ирак, Абу Райхон Беруни, Ибн Сина, Махмуд Худжанди, Ахмад ибн Мухаммад Хорезми и Ахмад ибн Хамид Найсабури и многие другие.
В начале VIII века территория Центральной Азии была завоевана арабами, которые создали здесь государство под названием — Арабский Халифат. Все государственные дела, научные и художественные произведения создавались на арабском языке. Все образованные люди знали арабский язык, поэтому получили возможность знакомится с художественной и научной литературой, написанной на арабском языке. К тому времени произведения греческих, римских, египетских, византийских ученых, философов, врачей были переведены на арабский язык и стали доступны для ученых данного региона. Обширны были также научные труды, созданные арабскими учеными. Все это способствовало развитию научной мысли и на территории Центральной Азии [5].
В конце IX века Средняя Азия освободилась от арабского господства. И на ее территории образовалось несколько самостоятельных государств. Оживились торговля, ремесла, искусства и наука. Был создан «Великий шелковый путь». На арену вновь выходит Хорезмское государство, созданное из северного и южного Хорезма в Х веке шахом Маъмуном Ибн Мухаммадом со столицей в городе Ургенче. Этот город прославился великолепными дворцами, караван — сараями, базарами, культурно — бытовыми и культовыми объектами. В городе жили и работали ученые, поэты, музыканты, певцы, врачи [4]. Особенного процветания достиг Хорезм при правлении Маъмуна ибн Маъмуна (начало ХI века). Сам правитель был широко образованным человеком и при дворе была создана первая в Узбекистане «Академия Маъмуна» («Собрание ученых»), названная в честь халифа аль-Маъмуна. Он был известным покровителем наук и собрал там немало выдающихся ученых того времени из Хорезма, Ферганы, Согдианы, Шаша, Фараба и Хорасана. Руководил Академией великий узбекский ученый Абу Райхан Бируни. В состав ее входили ученые, специалисты по всем известным в то время отраслям наук, в том числе и известные хакимы — табибы. В списке членов Академии были Абу Али ибн Сино (Авиценна), Абу Сахл Масихий, Шарафутдин ибн Абдулло Илокий, Абу Мансур Камарий и другие врачи, каждый из которых оставил след в развитии мировой медицины [3,4].
Существуют достоверные факты среди средневековых источников о том, что Абу Райхан Бируни и Абу Али ибн Сина (Авиценна) встретились в Гурганче для научных исследований в 1004 году. Потому можно предположить, что Академия существовала до этого благодаря условиям, созданными правителями династии Хорезмшахов.
Несмотря на тот факт, что Академия Маъмуна действовала до 1017 года, много научных исследований в сфере астрономии, математики, медицины, химии, физики, географии, минералогии, истории, философии, литературы, лингвистики, юриспруденции и других наук, все еще развивались. В частности, в астрономии, были разработаны скорректированные астрономические таблицы по звездам и движению планет, а также новые астрономические инструменты. Использовав эти инструменты, Бируни предсказал и исследовал лунное затмение в 1004 году.
В этом общем развитии медицина тоже развивалось быстрым темпами. Кроме своих медиков в Хорезме жили много ученых из дальних стран Запада. В Ургенче, а также в других городах были созданы больницы. В них работали известные ученые-медики, такие как Ибн Сина, Абу Сахл Масихий, Абу Абдуллох Илокий. Наряду с лечением больных, они проводили также наблюдения и опыты над многими заболеваниями. На базе этих наблюдений делались надлежащие выводы, они обобщались и появлялись новые более эффективные методы лечения. На базе своих знаний, опыта создали произведения о важнейших отраслях медицины. И так в средние века в Хорезме наряду с другими науками развивалась, процветала и медицина. Учеными Абу Али Ибн Сина, Абу Сахл ал-Масихий, Абу Хайр Хамором, Шарафутдином ибн Абдулло Илокий и Абу Райханом Бируни написаны научные работы по медицине. В частности, Абу Хайр Хаммор был известен как второй Гиппократ за свои инновационные теоретические учения в таких сферах медицины, как человеческая анатомия, диеты пожилых людей, методы медицинских экспериментов, продовольственные субстанции и эпилепсия. Абу Сахл ал-Масихий тоже получил известность своими практическими учениями в медицине. Ибн Сина, несмотря на свое короткое 5-летнее пребывание в Хорезме (1005–1010), написал очень важные статьи по лечению ран [3].
Шарафутдин ибн Абдулло Илокий в Ургенче расширил и еще более углубил свои знание и опыт. Он создал такие произведение как «Причины и черты болезней», «Методы лечения», «Сборник по медицине», «Обобщенный закон». В «Обобщенном законе» автор обобщил и преподнес в более легкий форме мысли и теории из книги «Каноны медицины» Ибн Сины. Известны ряд произведений Бируни и по медицине. Наиболее известен его трактат по лекарствоведению «Фармакогнозия по медицине», В нем обобщены результаты подробного изучения болле 1500 лекарственных средств, способы их приготовления, хранения и применения.
Исследования по географии были в основном, связаны с именем Беруни. С 16 лет он проводил много времени, измеряя географическую широту различных мест, к примеру, он рассчитал географическую широту города Кят в Хорезме. В 994 он смог измерить точный уровень отклонения эклиптической плоскости села Бушканз (между западным берегом Амударьи и городом Кят) по отношению к экватору. В 995 Бируни начал исследования по созданию картины Земли в форме глобуса. Это было первым рисунком Земли в форме глобуса с рельефом. Бируни написал научные статьи по различным направлениям географии, такие как, естественная география, гидрология и минералогия [1].
Академия Маъмуна в Хорезме также славилась своими исследованиями по социальным наукам. Философия была глубоко изучена во время корреспонденции Бируни с Ибн Сина. Оба ученых выразили свои точки зрения по философским идеям Аристотеля о конце мира. Бируни и Ибн Сина были сторонниками существования других миров и других культур.
После захвата Хорезма Махмудом Газневи многие члены Академии Маъмуна были увезены им в Газну либо спасались бегством, как Ибн Сина и ал-Масхи. Отдельные результаты академических научных изысканий этих учёных были реализованы в виде научных трудов в Газне, Герате, Хамадане, Рее, Нишапуре, Багдаде на протяжении всей первой половины XI века [2].
Академия Маъмуна явилась одним из первых поучительнейших примеров региональной и международной организации и ведения глубоких исследование в различных областях науки. Она дала толчок развитию медицины, химии, биологии, физики, математики, геологии, фармакологии, ветеринарии, астрономии, поэзии, литературы, философии, истории, права, этики, экономики.
Независимость Узбекистана ознаменовала новый период в истории древнего Хорезма, начало эпохи прогресса. Как и по всей нашей стране, на этой древней земле под руководством Президента И. А. Каримова проводится большая работа по росту народного самосознания, национальной гордости, возрождения имен великих восточных мыслителей, а также изучения и пропаганды богатой истории, уникального наследия, многовековых традиций.
21 октября 1997 года на всемирном праздновании 2500-летия города Хивы под эгидой ЮНЕСКО глава нашего государства предложил возродить Хорезмскую Академию Маъмуна, считающуюся одной из первых академий в истории человечества. 11 ноября 1997 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О возрождении Хорезмской Академии Маъмуна».
Резолюция 32 сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2003 г. и распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 ноября 2004 о Праздновании 1000 летия Академии Маъмуна в Хорезме дали толчок к мировым исследованиям известной средневековой учебной академии и увеличило общественное понятие о научном и культурном наследии Узбекистана.
За прошедшие годы ученые Академии осуществили ряд проектов по различным направлениям науки и добились высоких результатов. Наряду с научно-теоретическими разработками ученые также ведут изыскания, носящие прикладной характер.Заслуживают внимания глубокие исследования в таких областях, как древняя история Хорезма, основы национальной государственности, исследование исторических и культурных памятников, экология региона, земельные и водные ресурсы, создание новых, соответствующих местным климатическим условиям, сортов сельскохозяйственных культур.
В Академии образованы ряд отделов, такие как «Археология, история и философия», «Язык и литература», «Проблемы биологии», значительно расширились ряды сотрудников. В настоящее время в Хорезмской Академии Маъмуна действует музей истории науки. В современном информационно-ресурсном центре хранится почти 17800 экземпляров книг, более сотни из них составляют редкие исторические рукописи и литографии.
Ученые Академии активно сотрудничают с рядом зарубежных престижных научных учреждений во Франции, Египте, Республике Корея, Саудовской Аравии.
Сегодня академия является местом проведения научных конференций, «круглых столов» и семинаров, потомки великих предков не только изучают научное наследие, оставленное нам великими мыслителями Востока, но и вносят свой вклад в развитие отечественной науки, продолжая поиск самых эффективных прогрессивных методов, находя ответы на актуальные вопросы современности.
Литература:
- Абу Райхан Бируни. Избранные произведения: Т. III, Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами, 1966.
- Абдуллаев А. А. Очерки истории развития медицины в Хорезме. Ташкент: Медицина. 1980. 162 с.
- Кадыров А. А. Возникновение медицины в Средней Азии. Ташкент: Медицина. 1990. 41 с.
- Кадыров А. А. История медицины Узбекистана. Ташкент: Ибн-Сина, 1994. 233 с.
- Сорокина Т. С. История медицины. Москва: Академия. 2008. 560 с.