Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 3600 раз

Библиографическое описание:

Карушева А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 691-693. — URL https://moluch.ru/archive/108/26046/ (дата обращения: 18.10.2018).



 

Настоящее содержание данной статьи работы посвящено проблемам межличностных отношений. В работе проведен систематический анализ проблем взаимодействия субъектов межличностных взаимоотношений в различных человеческих сферах деятельности.

 

Современное экономическое и социальное состояние общества вынуждают человека быстро социализироваться в различных коллективах, а также незамедлительно находить выход из конфликтных ситуаций, складывающихся вокруг него в той или иной сфере деятельности. Данное умение в полной мере можно отнести к положительной стороне межличностного взаимодействия людей. Однако есть и обратная сторона межличностного взаимоотношения людей.

Межличностные отношения являются объектом изучения не только психологии, но и других междисциплинарных наук таких как история, конфликтология, педагогика философия и социология, накоплено много знаний и существуют различные точки зрения на проблему межличностных взаимоотношений. В современной психологической и педагогической науке достаточно полно рассмотрены проблемы межличностного взаимодействия, исследована их структура, содержание, а также основные механизмы возникновения конфликтных ситуаций.

Несмотря на все это проблема межличностных отношений, в частности межличностных конфликтов, практически не рассмотрена в семейных и трудовых коллективах.

Одним из последних исследований, активно используемых в нашей работе, является труд Е. П. Ильина. Его работа посвящена проблемам межличностных отношений. В данной работе рассмотрены абсолютно все аспекты межличностных отношений: в коллективе рабочем, школьном, дошкольном, семейном и т. д. Работа отличается тем, что помимо вышеперечисленных групп автор рассматривает взаимоотношения в профессиональных группах, таких как образование и медицина. Где один из субъектов является авторитетом для другого [1, c. 124].

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Говоря о проблемах межличностных отношений, стоит отметить, что не следует путать понятие межличностного общения и личностно-групповое и межгрупповое. Нас интересует именно отношения между двумя субъектами.

На характер межличностных взаимоотношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Данную проблемы мы рассмотрим по трем направлениям это проблемы межличностных взаимоотношений школьников проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе и проблемы межличностных отношений в семье.

Проблемы межличностных отношений школьников в различных возрастных группах рассмотрели психологи, занимающиеся возрастной психологией. Мы несколько опустим проблемы общения детей в дошкольном возрасте, поскольку они характеризуется небольшим кругом участников.

Каждый человек не зависимо от возраста и пола в группе играет определенную роль, которая ограниченна четками требованиями культуры и правил этой группы. Но не стоит забывать, что каждый человек является личностью и может выходить за рамки этих правил, а также реагировать на то или иное действие в группе или действие членов группы. Из-за личных особенностей каждого человека и возникают проблемы межличностных отношений. Более острые проблемы межличностных отношений перерастают в межличностные конфликты. Тамотсу Шибутани данный личностный компонент называет «межличностными реакциями» [1, c.320]

Г. М. Андреева рассмотрела в своем исследовании причины вступления людей в межличностное взаимодействие друг с другом. Г. М. Андреева отмечает, что для многих людей, межличностное взаимодействие, является единственным способом проявить свои индивидуальные качества. Именно для этого, многие люди вступают в межличностное общение друг с другом. Однако не для всех реализация собственного «Я» является ключевой целью, многие люди вступают в межличностных отношениях просто для того, чтобы взаимодействовать с группой или человеком, то есть просто для общения [1, c. 66].

Л. О. Малаева в своем исследовании рассматривает межличностные отношения между мужчинами и женщинами в семье. Особый акцент автор делает на реализацию социальных функций мужчины в семье. Л. О. Малаева отмечает, что социальные роли у мужчин, воспитывавшихся в полных семьях, наиболее ярко выражены, в отличие от мужчин, воспитывавшихся в неполных семьях.

Теперь мы более подробно рассмотрим межличностные отношения в группе детей. Т. А. Репина отмечает, что в процессе изучения детского межличностного взаимодействия педагоги определяют в качестве объекта исследования не одного ребенка, а группу детей.

В качестве предмета исследования межличностных отношений дошкольников, выступает поведение и деятельность детей в группе.

Продолжили развитие концепции Т. А. Репиной А. С. Золотнякова и В. М. Сенченко. Они более фундаментально рассмотрели детей дошкольного возраста в процессе межличностного взаимодействия. А. С. Золотнякова и Сенченко большое внимание уделяют восприятию дошкольниками своих сверстников и родителей. Для авторов важно понять не как ребенок поведет себя в той или иной ситуации, а как он воспримет окружающих себя детей.

Как продукт деятельности общения, межличностные отношения рассмотрела М. И. Лисицына. М. И. Лисицына является педагогом и исследователем возрастной психологии, поэтому в качестве объекта ее исследования выступают дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

М. И. Лисицина отмечает, что для детей разного возраста в частности малышей и дошколят на определенном этапе для межличностного общения свойственно выбирать себе участников разной возрастной категории. М. И. Лисицина отмечает, что для детей до 4 лет наиболее приемлемым и интересным является взаимодействие со взрослым человеком, то есть либо родителям, либо воспитателем. После четырехлетнего возраста ребенок в своем межличностном отношение тяготеет к своим ровесникам. Автор считает, что взаимодействие ребенка со сверстником является более продуктивным и более насыщенным в эмоциональном плане. Однако общение со сверстниками несет и другие последствия, дети, общаясь друг с другом, в отличие от общения с родителями наиболее импульсивны и могут позволить себе различные действия. Зачастую между детьми происходят ссоры и драки, которые не происходит с родителями из-за возрастной субординация.

С. С. Харин рассмотрел игровую деятельность детей в процессе их межличностного взаимодействия друг с другом.

С. С. Харин считает, что игровая деятельность детей в процессе межличностного взаимодействия способствует образованию больших групп по интересам. С. С. Харин этот фактор аргументирует тем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Автор отмечает, что в процессе такого межличностного взаимодействия формируются нестабильные группы детей, зависимости от интересов ребенка. Можно сказать, что среди дошкольников нет постоянных членов межличностного взаимодействия. Автор сравнивает группы дошкольников и группы подростков и приходит к выводу, что подростковые группы более постоянны. Примерно 13 % членов подростковых групп являются завсегдатаями участниками [7, c. 67].

Большое количество отечественных исследований по психологии затрагивают проблемы межличностного взаимодействия ученика и учителя на разных этапах развитие ребенка, однако неглубоко затронуты проблемы успешного взаимодействия детей и их наставников.

Единственное исследование, посвященное проблеме межличностного общения двух взрослых людей, в процессе обучения рассмотрела своей кандидатской диссертации И. Р. Туйгунова. В работе автор основной акцент делает на успешное взаимодействие ученика и учителя в сознательном возрасте. И. Р. Туйгунова отмечает, что он успешное взаимодействие между учеником и учителем зависит от мотивационных целей, которые ставит перед собой ученик. Автор считает, что взаимодействие учителя с взрослым учеником является более продуктивным, поскольку взрослый ученик приходит на занятия осмысленно и руководствуется другими мотивационным целями в отличие от ребенка. Говоря простым языком, взрослого ученика, не следует принуждать к обучению, в отличие от школьника, это способствует более успешному взаимодействию ученика и учителям и в дальнейшем способствует получению более продуктивного результата.

Таким образом, рассмотрев труды отечественных педагогов и психологов, мы сделали вывод, что проблемы межличностного взаимодействия разработаны достаточно глубоко. В исследованиях отечественных ученых рассматриваются проблемы взаимодействие людей в определенных в группах и коллективах, межличностные отношения супругов в семье, межличностное взаимодействие дошкольников, подростков. Однако в исследованиях, посвященных проблемам межличностного взаимодействия, существуют и «белые пятна». На наш взгляд, одним из таких «белых пятен» является рассмотрение межличностного взаимодействия в особых трудовых коллективах, таких как коллектив военнослужащих. В отечественных исследованиях также не глубоко рассмотрены проблемы межличностного взаимодействия людей в больших семьях, в которых проживают несколько поколений. Важно рассмотреть данную проблему не с точки зрения бытового исследования, а в качестве психологической проблемы выявить основных социальные роли в данных семьях и рассмотреть причины конфликтных ситуаций.

 

Литература:

 

  1.              Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1998 — С. 89–99.
  2.              Гришина Н. В. Психология конфликта. — Спб.: Питер, 2001. — 448 с.
  3.              Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. Спб.: Питер,– 2009.–321 с.
  4.              Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — М.: Педагогика, 1977. — 144 с.
  5.              Литвинцева Н. А. Женская психология. — М.: Мысль, 1994. — 320 с.
  6.              Соковнин В. М. Общение интердиктивное и фасциногенное. Екатеринбург, АФА, 2011. — 493 с.
  7.              Харин С. С. Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет. Минск, 1988. — 210 с.
Основные термины (генерируются автоматически): межличностное взаимодействие, проблема, отношение, межличностное общение, ребенок, группа, автор, дошкольный возраст, взрослый ученик, семья.


Похожие статьи

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения ребенка в семье, где он занимает определенную позицию; и в группе сверстников, в коллективе, возглавляемом педагогом.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка.

Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека [8].

Игра как средство формирования межличностных отношений...

Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе...

Психологические особенности общения детей старшего...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие авторы Б. С. Волков, М. В. Гамезо, Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева, Я. Л. Коломинский, Т. Д. Марцинковская, Н. В. Самоукина Н. Е. Щуркова и др.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Межличностное общение со сверстниками играет важную роль в младшем школьном возрасте: самооценка детей

Учитывая всю специфику младшего школьного возраста, межличностные отношения на протяжении всего данного периода претерпевают некоторые изменения.

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, личностное развитие.

Особенности межличностных отношений в группах сверстников...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста...

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения ребенка в семье, где он занимает определенную позицию; и в группе сверстников, в коллективе, возглавляемом педагогом.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка.

Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека [8].

Игра как средство формирования межличностных отношений...

Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе...

Психологические особенности общения детей старшего...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие авторы Б. С. Волков, М. В. Гамезо, Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева, Я. Л. Коломинский, Т. Д. Марцинковская, Н. В. Самоукина Н. Е. Щуркова и др.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Межличностное общение со сверстниками играет важную роль в младшем школьном возрасте: самооценка детей

Учитывая всю специфику младшего школьного возраста, межличностные отношения на протяжении всего данного периода претерпевают некоторые изменения.

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, личностное развитие.

Особенности межличностных отношений в группах сверстников...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения ребенка в семье, где он занимает определенную позицию; и в группе сверстников, в коллективе, возглавляемом педагогом.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка.

Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека [8].

Игра как средство формирования межличностных отношений...

Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе...

Психологические особенности общения детей старшего...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие авторы Б. С. Волков, М. В. Гамезо, Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева, Я. Л. Коломинский, Т. Д. Марцинковская, Н. В. Самоукина Н. Е. Щуркова и др.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Межличностное общение со сверстниками играет важную роль в младшем школьном возрасте: самооценка детей

Учитывая всю специфику младшего школьного возраста, межличностные отношения на протяжении всего данного периода претерпевают некоторые изменения.

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, личностное развитие.

Особенности межличностных отношений в группах сверстников...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста...

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Ансамбль межличностных отношений, в которые вплетается ребенок, формируется в процессе совместной деятельности и общения ребенка в семье, где он занимает определенную позицию; и в группе сверстников, в коллективе, возглавляемом педагогом.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка.

Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека [8].

Игра как средство формирования межличностных отношений...

Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе...

Психологические особенности общения детей старшего...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие авторы Б. С. Волков, М. В. Гамезо, Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева, Я. Л. Коломинский, Т. Д. Марцинковская, Н. В. Самоукина Н. Е. Щуркова и др.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Межличностное общение со сверстниками играет важную роль в младшем школьном возрасте: самооценка детей

Учитывая всю специфику младшего школьного возраста, межличностные отношения на протяжении всего данного периода претерпевают некоторые изменения.

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, детский сад, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, уровень самооценки, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, личностное развитие.

Особенности межличностных отношений в группах сверстников...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста...

Задать вопрос