Славянская рецепция Византийской Эклоги: место и значение славянской Эклоги в средневековой системе права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 1008 раз

Библиографическое описание:

Лоза, С. Н. Славянская рецепция Византийской Эклоги: место и значение славянской Эклоги в средневековой системе права / С. Н. Лоза. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 649-652. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26016/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Характерным явлением для ΙΧ-XIII в. было активное вовлечение средневековых славянских стран в культурный ареал Византии, которое выражалось в интенсивной деятельности по переводу византийских сборников светского и канонического права на язык славян. После крещения Руси, и появления нового института — церкви, византийское право начинает проникать в правовую систему Древней Руси. Необходимо отметить, что главная роль в рецепции византийского права принадлежала юридическим сборникам «номоканонам» — сводам духовной и светской власти. Принятие христианства и его распространение сильно отразилось на правовой системе и организации славянских стран (Болгарии, Сербии, Велико-моравском государстве (Чехия) и Руси). С принятием христианства на Русь прибыло и духовенство, вместе с ним и переведённые на церковнославянский язык сборники византийского права, применявшееся в церковном суде. До принятия Христианства на Руси действовал материальный взгляд на преступление как причинение вреда. Не существовало понятий умышленное и неумышленное преступление. Не различается, чем был нанесен смертельный удар, как и где было совершенно преступление. Между тем, и в Эклоге, и в Прохироне, это было немаловажно для вынесения окончательного приговора [1]. Духовенство вносит кардинально новое воззрение — формальное. Если под материальным взглядом подразумевается состав преступления, в который включено последствие, то под формальным понимается только деяние, которое не содержит последствия, такие преступления являются оконченными с момента совершения деяния, независимо от фактических наступивших последствий.

Преступление расценивается уже не как причинение вреда, а как нарушение написанного закона, за которое следует наказание. Составы преступлений заимствованы из византийских сборников, а предусмотренные за них наказания — славянские. Византийские законы в качестве наказания устанавливали не только членовредительство, но и не редко публичное церковное покаяние, испрошение у пострадавшего прощения, составители славянских памятников оставили лишь членовредительство. [2] Становление норм древнерусского права укрепилось с принятием византийских церковно-правовых правил и с местными правовыми обычаями, которые отразились в древнерусских памятниках, служивших руководством для судебных дел. [3]

Весь Χ в. прошёл под знаком обмена официальных посольств, что сказалось на усилении русско-греческих связей и переходу византийских правовых сборников на Русь. [4]

Византийское право послужило примером, образцом для юридической модели, на которую ориентировалось законодательство и власть на Руси. Нормы византийского права находили свое отражение в юридических правовых сборниках славянского государства (Мерило Праведное, Закон Судный Людем, Кормчие книги, Устав великого князя Ярослава Владимировича о церковных судах и о земских делах и другие), а также применялись в процессе судопроизводства. Широкое распространение получили нормы, заимствованные из отраслей византийского права, такие как: гражданские, уголовные, административные, семейные. Это было связано с тем, что несмотря на то, что Древнерусское право представляло собой широкий правовой комплекс, включающий в большей степени нормы обычного права, традиции, религиозные нормы и писаные нормы права, всё же с течением времени появились правоотношения, неурегулированные нормами обычного права. Необходимо отметить, что Русь переняла нормы византийского права не полностью, славянские законодательство имело свои особенности. Кроме того, не было воспринято процессуальное право и сложная терминологическая система. Это было обусловлено несколькими причинами: во-первых, христианская парадигма, в основе которой лежит Священное писание, и византийское право, усваивались на Руси бессистемно и неоднородно. Во-вторых, на Руси, в отличие от Византии, отсутствовали юридические и философские школы. В-третьих, между двумя государствами существовал культурный, социальный и политический разрыв. В-четвёртых, анализ источников древнерусского права свидетельствует о казуальности древнерусского права, это означает, что большая часть норм права носила конкретный характер, который был применим только в конкретных ситуациях, славянские источники права не дают абстрактных понятий и определений. Фрагментарное заимствование норм византийского права повлияло на полноту и многообразие проявления греко-римского права на территории Руси. Высказывалось мнение, что при сношении правоотношении двух народов, более развитое право подчас вынуждено было идти на компромисс. [5]

На Руси не происходило полного заимствования византийской «идеи права», но она внесла определённый вклад в формирование правовой традиции Руси. В процессе применения норм византийских сборников в судопроизводстве, они изменялись и адаптировались к реалиям жизни славянского общества того времени. Развитие славянского права привело к изживанию языческих обычаев, таких как кровная месть и испытание огнём и мечом. Произведено упорядочивание брачно-семейных и наследственных норм, а также регулятивных статических (запрещающие нормы) и регулятивных динамических (обязывающие и дозволяющие нормы) функций.

Эклога явилась необходимым источником церковного и светского суда, поэтому она стала особенно актуальной для славянских стран, так как по мере становления Древнерусского государства повышалась роль законодательства, и византийские памятники права (Эклога, «Градской закон» и др.) могли восполнить пробелы в праве, существовавшие на Руси. Так как созданный законодательный свод (Эклога) был краток в сравнении со сборником Юстиниана, следовательно, легко обозрим и более доступен для практического применения. Пользование сводом в значительной степени облегчалось и упрощалось, потому что каждый титул внутри Эклоги посвящён отдельной отрасли права, внутри которого предусматривается наказание за то или иное нарушение. При этом Эклога в значительной степени «ломала» принятые нормы, создав принцип равенства всех перед судом, не делая какого-либо различия по имущественным признакам. Одним из главных нововведений Эклоги, было то, что жалованье судьям и персоналу, выплачивались из казны, а не взыскивалось с людей находящихся под судом, что значительно сократило злоупотребление своим положением судей, стоящих на своих должностях и их коррупцию. Как это осуществилось на практике, и в какой мере было соблюдено, сказать очень трудно.

Основным видом памятников византийского и церковного права на Руси были сборники, появившиеся в ΧΙ веке, позднее в ΧΙΙΙ веке они стали именоваться кормчими книгами. В них входили христианские нормы управления, права и службы, а также постановления и законы византийских императоров. Не позднее ΧΙΙΙ в. сформировался другой юридический сборник — Мерило Праведное, в который вошёл текст Эклоги. Как пишет Я. Н. Щапов, богатая рукописная традиция памятника долго оставалась практически не известной и мало изученной вплоть до публикации М. Н. Тихомирова сборника Мерило Праведное ΧΙV в. и публикации текста из Рогожской кормчей ΧV в. [6] Текст Мерило Праведное делится на две довольно самостоятельные части, первая включает в себя информацию различного рода о праведных и неправедных судьях, и вторая составлена из различных памятников права. Основное назначение Мерила Праведное — практическое. [7] На основе сравнения нескольких рукописей Мерила Праведное, Н. В. Калачовым был сделан вывод, что нормы и нравоучительные тексты, известные под именем юридических сборников Мерило Праведное, преимущественно составлены для руководства судом, следовательно, они имели практическое значение. [8]

Состав сборника неоднороден, первая часть состоит из нравоучительных текстов, в большей степени переводных и в меньшей степени оригинальных произведений. Вторая часть содержит различные фрагменты юридических памятников: закон Моисея, Эклоги, Прохирон, Закон судного людем и другие. Исследователи отмечают, что разнообразие статей было осуществлено в связи с единым замыслом и направленностью сборника. [9]

Однако в чём был замысел, и какова была логика подбора текстов, остаётся неясным. По мнению Г. А. Николаева, подбор материала в сборнике Мерило Праведное, конечно имеет не юридический, а богословский характер, но при этом такая чёткая систематизация, объясняется стремлением достичь удобства пользования, так как по предположению историков права сборник Мерило Праведное предназначался для пользования судьями и митрополитами. [10]

Какого же было предназначение сборника Мерило Праведное, и какие существовали формы его использования? Первое обстоятельство, которое даёт усомниться в практическом значении судебной функции это то, что большая часть рукописи имела слабое отношение к условиям русской действительности, кроме того, как было сказано выше, сборник систематизирован по богословскому, а не юридическому основанию. Составитель сборника не пытался прийти к согласованию, к достижению единой системы. Можно предположить, что множество законов в сборнике, не имеющих в большей части утилитарного значения, свидетельствуют о духовном и идеологическом назначении. Мерило Праведное воспринимался в сакральном ключе, как воплощение «весов правосудия» или «священного предмета». Конечно, это не означает, что юридические сборники не имели никакого отношения с реальной жизнью, и не применялись в практике, судья так или иначе был знаком со сборниками права, но скорей всего решение было вынесено не по букве закона, а по личностному убеждению. [11]

Если Мерило Праведное известно, по небольшому количеству списков, то Кормчие (буквально законоправило) получили довольно большое распространение на Руси. Значение Кормчих усилилось в ΧV в. когда происходил рост и централизация Русского государства. Кормчие были достоянием архиерейских кафедр, хотя и переписывались в монастырях и находились в их библиотеках. Само их издание и распространение было призвано утвердить справедливость законов и совершение суда, а также укрепить государственность. Значительная часть Стоглава, заимствована из частей Кормчих. [12] Соборное уложение 1649 г. в предисловии называет свои основные источники «….градские законы «греческих царей», целый ряд статей посвящен памятникам византийского права, в том числе и Эклоге. Множество историков отыскивали статьи, относящиеся к греко-римскому праву. [13] Создание Старопечатной Кормчей было важным моментом в развитии и укреплении русской государственности, в нее вошли церковные каноны, созданные в эпоху Вселенских соборов. [14] В связи с изданием Печатной Кормчей 1650 г. на Руси было принято официально законодательство о браке, вещное право, процессуальное и обязательственное право. Действия, связанные с брачным процессом, находились под юрисдикцией и властью церкви, и в соответствии с установлениями византийского права, решались ею вплоть до ΧΙΧ в. включительно. Действовало так же наследственное и уголовное право и, конечно же, Императорское законодательство о Церкви, хотя во многом традиционное обычное право, вступало в противоречие с византийским влиянием. [15] Одним из важнейших законодательных сборников Византии, вошедших в Кормчую, стала «Эклога законов» Льва Исавра и Константина Копронима. Кормчая книга представляет собой в первую очередь, собрание церковных канонов, существовавшая в истории, как сборник светского и церковного права, состав которого отражает особенности формирования сборников устойчивого состава, так и определённые исторические эпохи. Кормчие, включившие в себя юридические и правовые сборники, приобрели особое значение. [16]

Византийское право нашло широкое отражение в славянских переводах, сферы его применения охватывали большую часть правовой системы Руси. Разумеется, в славянских странах оно не могло использоваться в полном объёме, но при этом получило большой отклик. Византийское право сыграло отнюдь не последнюю роль в становление средневекового славянского права, славянские законы усвоили новое право, произвели отбор необходимых правовых норм и видоизменили их в своей культурной среде.

 

Литература:

 

  1.              HistoriaAnimata. Cборник статей.Ч.1. М., 2004. C.20–21.
  2.              Таганцев Н. С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года. 2003. С. 232
  3.              Рубаник В.Е Влияние византийской и других традиций на складывание правовых установлений и Формирование системы законодательства и суда в Древней Руси. Курск. 2011. C. 56–69.
  4.              М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др.; Под ред. Е. А. Мельниковой / М.,1999. С. 156
  5.              Хачатуров Р. Л. Становление права (на материале Киевской Руси). Тбилиси.,1988. С.57.
  6.              Щапов Я. Н. Новый список Кормчей Ефремовской редакции//Источники и историография славянского средневековья.М., 1987.С. 268.
  7.              Данилевский И. Н. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Российской Истории [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/215/42215/files/p2s1c2.pdf
  8.              Мерило Праведное // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачёвым. Кн. № 1. Отделение III. М., 1850. С. 28–40.
  9.              Николаев. Г.А. «Мерило Праведное» (Заметки о составе памятника)// Православный собеседник (Казань), 2007, вып. 1(14), C. 74–83.
  10.         Там же. С.80.
  11.         Долгов. В. В. Функции юридических текстов Древней Руси (на примере «Мерила Праведного»)// Вопросы Истории. М., 2013. С. 91c
  12.         Белякова Е. В. Издание Печатной Кормчей (1653 г.) и «Византизм» в Русской государственности// Вестник Московского Университета.М.,2012.Сер.8. № 5.С.40.
  13.         Калачов М. О значение Кормчей в системе древнерусского права. М.,1850. С.108–114.
  14.         Белякова Е. В. Издание Печатной Кормчей (1653 г.) и «Византизм» в Русской государственности//Вестник Московского Университета. М.,2012. Сер.8. № 5.С.45.
  15.         Максимович К.А Греко-Римское право Древней Руси [Электронный ресурс] URL: http://www.ruslang.ru/doc/maximovich/maximovich110.pdf
  16.         Белякова Е. В. Кормчая Книги как сборник // Четий сборник как феномен литературной культуры Русского средневековья.М.,2011. С.13.
Основные термины (генерируются автоматически): Русь, сборник, норма, Мерило, принятие Христианства, Эклога, материальный взгляд, правовая система, практическое значение, причинение вреда.


Похожие статьи

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.

Проблема преемственности взглядов на семейные отношения у славян после принятия христианства.

Сохранение религиозно-нравственных идей законов Моисея...

При нанесении тяжкого вреда здоровью беременной виновные обязаны принять такую же меру наказания

Со времени прихода христианства на Русь библейские нормы морали оказали

российское законодательство, правовая система, морально-нравственный ценности, законы...

Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ

Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

По его мнению, демократия это не только формально- юридические способы разрешения социальных конфликтов и принятие законов большинством голосов.

Рецепция римского права в законодательстве России

Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, правовая система, Россия, принятие христианства, рецепция

Похожие статьи. Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве.

Практическое значение предмета «История политических...»

Библиографическое описание: Акимова И. В. Практическое значение предмета «История

Из анализа той или иной политико-правовой школы или отдельного взгляда автора возможно

— М.: Издательство НОРМА, 2001. — 352 с. С. А. Дробышевский Политическая организация...

Исторический анализ становления и развития поощрительных...

Уголовно-правовые материальные и процессуальные нормы длительное время не были

С началом данного периода, в особенности после принятия Конституции Российской

После накопления практического и законодательного опыта в досоветский период в России...

История возникновения и развития института компенсации...

В период абсолютизма произошли значительные изменения в правовой системе России, в

Следующим этапом развития компенсации морального вреда связано с принятием Основ

Российские законодатели внесли нормы компенсации морального вреда в специальные...

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Принятие Русью христианства давало возможность расширения культурных связей и приобщения к лучшим достижениям европейско-средиземноморской культуры, которые в основном были сосредоточены в Византии. Но самым главным значением христианства для...

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.

Проблема преемственности взглядов на семейные отношения у славян после принятия христианства.

Сохранение религиозно-нравственных идей законов Моисея...

При нанесении тяжкого вреда здоровью беременной виновные обязаны принять такую же меру наказания

Со времени прихода христианства на Русь библейские нормы морали оказали

российское законодательство, правовая система, морально-нравственный ценности, законы...

Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ

Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

По его мнению, демократия это не только формально- юридические способы разрешения социальных конфликтов и принятие законов большинством голосов.

Рецепция римского права в законодательстве России

Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, правовая система, Россия, принятие христианства, рецепция

Похожие статьи. Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве.

Практическое значение предмета «История политических...»

Библиографическое описание: Акимова И. В. Практическое значение предмета «История

Из анализа той или иной политико-правовой школы или отдельного взгляда автора возможно

— М.: Издательство НОРМА, 2001. — 352 с. С. А. Дробышевский Политическая организация...

Исторический анализ становления и развития поощрительных...

Уголовно-правовые материальные и процессуальные нормы длительное время не были

С началом данного периода, в особенности после принятия Конституции Российской

После накопления практического и законодательного опыта в досоветский период в России...

История возникновения и развития института компенсации...

В период абсолютизма произошли значительные изменения в правовой системе России, в

Следующим этапом развития компенсации морального вреда связано с принятием Основ

Российские законодатели внесли нормы компенсации морального вреда в специальные...

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Принятие Русью христианства давало возможность расширения культурных связей и приобщения к лучшим достижениям европейско-средиземноморской культуры, которые в основном были сосредоточены в Византии. Но самым главным значением христианства для...

Похожие статьи

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.

Проблема преемственности взглядов на семейные отношения у славян после принятия христианства.

Сохранение религиозно-нравственных идей законов Моисея...

При нанесении тяжкого вреда здоровью беременной виновные обязаны принять такую же меру наказания

Со времени прихода христианства на Русь библейские нормы морали оказали

российское законодательство, правовая система, морально-нравственный ценности, законы...

Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ

Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

По его мнению, демократия это не только формально- юридические способы разрешения социальных конфликтов и принятие законов большинством голосов.

Рецепция римского права в законодательстве России

Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, правовая система, Россия, принятие христианства, рецепция

Похожие статьи. Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве.

Практическое значение предмета «История политических...»

Библиографическое описание: Акимова И. В. Практическое значение предмета «История

Из анализа той или иной политико-правовой школы или отдельного взгляда автора возможно

— М.: Издательство НОРМА, 2001. — 352 с. С. А. Дробышевский Политическая организация...

Исторический анализ становления и развития поощрительных...

Уголовно-правовые материальные и процессуальные нормы длительное время не были

С началом данного периода, в особенности после принятия Конституции Российской

После накопления практического и законодательного опыта в досоветский период в России...

История возникновения и развития института компенсации...

В период абсолютизма произошли значительные изменения в правовой системе России, в

Следующим этапом развития компенсации морального вреда связано с принятием Основ

Российские законодатели внесли нормы компенсации морального вреда в специальные...

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Принятие Русью христианства давало возможность расширения культурных связей и приобщения к лучшим достижениям европейско-средиземноморской культуры, которые в основном были сосредоточены в Византии. Но самым главным значением христианства для...

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.

Проблема преемственности взглядов на семейные отношения у славян после принятия христианства.

Сохранение религиозно-нравственных идей законов Моисея...

При нанесении тяжкого вреда здоровью беременной виновные обязаны принять такую же меру наказания

Со времени прихода христианства на Русь библейские нормы морали оказали

российское законодательство, правовая система, морально-нравственный ценности, законы...

Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ

Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

По его мнению, демократия это не только формально- юридические способы разрешения социальных конфликтов и принятие законов большинством голосов.

Рецепция римского права в законодательстве России

Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, правовая система, Россия, принятие христианства, рецепция

Похожие статьи. Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве.

Практическое значение предмета «История политических...»

Библиографическое описание: Акимова И. В. Практическое значение предмета «История

Из анализа той или иной политико-правовой школы или отдельного взгляда автора возможно

— М.: Издательство НОРМА, 2001. — 352 с. С. А. Дробышевский Политическая организация...

Исторический анализ становления и развития поощрительных...

Уголовно-правовые материальные и процессуальные нормы длительное время не были

С началом данного периода, в особенности после принятия Конституции Российской

После накопления практического и законодательного опыта в досоветский период в России...

История возникновения и развития института компенсации...

В период абсолютизма произошли значительные изменения в правовой системе России, в

Следующим этапом развития компенсации морального вреда связано с принятием Основ

Российские законодатели внесли нормы компенсации морального вреда в специальные...

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Принятие Русью христианства давало возможность расширения культурных связей и приобщения к лучшим достижениям европейско-средиземноморской культуры, которые в основном были сосредоточены в Византии. Но самым главным значением христианства для...

Задать вопрос