Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скачок, В. Е. Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности / В. Е. Скачок, Л. Ю. Петровская, Н. В. Семенкова, Р. В. Меньшугин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1117-1119. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25680/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в особой поддержке и целостном подходе к его расширению, в первую очередь в учебных заведениях. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Система образования не может быть оторвана от воспитания, от формирования нравственности. В этой связи изучение основ философии и религии, формирование уважения к чувствам верующих, порождаемая религией духовность имеют большое значение в системе обучения. Освоение основ религии вносит большой вклад в гуманитаризацию образования, овладение обучаемыми достижениями мировой и отечественной культуры, вырабатывает у них компетенции, позволяющие свободно самоопределяться в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях.

Как утверждал Карл Маркс, «философия — это квинтэссенсия духовной жизни времени». [3 стр.3] Но если проследить историю философии и религии, то можно сказать, что это не просто два близких понятия, они дополняют друг друга. Философия, как и религия, ставит одной из задач проблему человека в мире, его место и предназначение, обозначение нравственных и духовных идеалов.

В современном мире обостряется кризис нравственных идеалов, являющихся смыслообразующей основой ориентации жизнедеятельности людей. Подобными идеалами не могут выступать ни культ денег, ни потребительское отношение к обществу и другим людям, ни индивидуализм, доходящий до безразличия к интересам страны, в которой живешь. Подобные псевдоценности несут в себе огромный деструктивный потенциал, способный вести к деградации общества, к нравственному опустошению людей.

Сложившаяся ситуация требует поиска достаточно общепризнанных и социально значимых духовных ценностей, способных формировать смысложизненные идеалы и нравственные установки поведения людей. Думается, что в современных условиях одним из важнейших источников подобных духовных ценностей являются традиционные религии. С философской точки зрения, под традиционными религиями мы в данном случае понимаем культурообразующие религии, которые внесли значимый и социально устойчивый вклад в историю, культуру, традиции, самосознание и язык определенного народа, государства или человечества.

Большое значение для констатации традиционности той или иной религии имеет её позитивный вклад в самосознание и язык народа. В Российской Федерации явные традиционные религиозные объединения представлены как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных народностей нашей многонациональной страны. Религиозные нормы, как и нормы права, регулируют поведение человека, побуждая его к совершению одних действий и предостерегая от других.

Близкое соотношение норм права и морально-нравственных норм в традиционных для России религий выступают не только выражением религиозных чувств верующих, но и реальным воплощением общечеловеческих ценностей и достижений мировой культуры. Реализация возможностей использования духовного потенциала традиционных религий способна актуализировать в сознании обучаемых значение таких нравственных категорий, как совесть, долг и воля. Их смысл и значение для воспитания школьников, студентов, а также будущих защитников нашей Родины трудно переоценить.

Совесть является отражением особого состояния духовного мира человека, специфической формой осознания и оценки своих действий, чувств, мыслей, в их соотношении с принятыми в обществе нормами морали. Одной из конкретизаций проявления совести выступает и требовательность студента по отношению к себе самому. Зрелость совести зависит от глубины этого осознания. В формировании такой просвещенной совести большую роль способна играть религия, позволяющая соотносить личные убеждения с огромным нравственным потенциалом традиционных религий.

Следование велениям совести часто требует реализации волевого момента, проявляющегося в способности человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Ощущение собственной правоты, нравственное обоснование действий, формируемое религиозными убеждениями, способно укрепить волю человека и направить её в конструктивное русло.

Сущность справедливости состоит в осмыслении и оценке социальных явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Справедливость традиционно связывают с соответствием между заслугами людей и их общественным признанием, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Провозглашаемые традиционными религиями принципы общечеловеческой нравственности способствуют осознанию справедливости и формируют психологические установки следования ей.

Моральные установки традиционных религий могут тесно пересекаться с правовыми нормами, поскольку их общей функцией является регулирование поведения людей в обществе. Мораль является более гибким механизмом регуляции деятельности субъекта, её влияние шире, чем влияние права. Право не может оправдать на основании раскаяния, мораль же в отдельных случаях полагает, что цель достигнута, если человек прошел через раскаяние, совершившее в нем внутренний переворот. Поэтому нравственная справедливость является более гуманным способом разрешения социальных противоречий и конфликтов.

Человек ищет смысл жизни, но зачастую находит систему ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.

Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.

Работники социальной сферы эффективнее смогут решать свои профессиональные задачи, определенные целями социальной политики и детализированные экономическими и правовыми возможностями, если будут представлять собой цельные, нравственно просвещенные личности, ориентированные на идеалы высокой духовности. Для этого необходимо знание возможностей того потенциала, которое накопило человечество во всех сферах общественного сознания, в том числе в религии. [2 стр.10]

Использование духовно-нравственного потенциала традиционных религий может способствовать укреплению такой важной сферы жизни общества, как обеспечение национальной безопасности. Одной из важных проблем обеспечения национальной безопасности России является вопрос о её гуманитарной безопасности. Безопасность государства зависит не только от крепости границ и мощи армии. Принципиально важным выступает также установившаяся в обществе система духовно-нравственных отношений, ценностные ориентиры воспитания и обучения, принятые в семье, школе, системе образования в целом.

Гуманитарная безопасность России предполагает:

                   сохранение богатств русского языка, защиту его от вульгаризации и вытеснения неоправданными иноязычными заимствованиями;

                   бережное отношение к духовно-нравственным традициям общества, отстаивание национальных приоритетов в культуре и образовании;

                   сохранение социокультурных основ менталитета народа, специфики его национальной характера;

                   сохранение и укрепление традиционных религиозных верований и одновременно воспитания уважения к иным религиям, культурам, традициям.

Факторы, определяющие сегодня потенциал России, имеют явное культурное измерение. Они обусловлены ценностными ориентирами национального сообщества и согласованием по поводу основополагающих приоритетов развития, которое не возможно без осознания идентичности российского общества и социального самочувствия его членов, из которых складывается образ нашей ситуации в мире. [1 стр.9] Обеспечение гуманитарной безопасности означает бережное сохранение и развитие того, что исторически было и остается опорой нашего общества, и это в значительной степени относится к духовным, религиозным ценностям.

Таким образом, можно отметить, что, ориентируясь на обеспечение национальной безопасности, государственная политика в сфере религиозных отношений должна обеспечивать и вероисповедания, а также укреплять и развивать духовно-нравственные ценности, культурное достояние, созидательные национальные духовные традиции российского народа. Реализация этого служит необходимой основой обеспечения национальной безопасности в области духовно-нравственной и правовой сторон жизни общества.

Традиционные религии выступают важным компонентом единой общечеловеческой культуры, что имеет большое культурологическое значение и способствует формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения между людьми разных культур и национальностей. В России в условиях многонационального общества, в котором представлены все важнейшие религиозные конфессии, изучение основ религии способствует воспитанию уважения к общечеловеческим ценностям, представленным в различных религиях.

Формирование гражданского общества, происходящее в нашей стране, связано с утверждением демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер отношений между людьми с различными мировоззренческими установками.

На современном этапе наше общество переживает духовный кризис. Свидетельством тому являются падение нравственности, расцвет преступности, жестокости, бесчеловечности, наркомания, беспорядок, нарушение дисциплины, спекуляции, хищения, теневая экономика и т. п. В известном смысле кризис общества начинается с кризиса нравственности, кризиса культуры. Мы не сможем решить стоящие перед страной социально-экономические проблемы без обновления духовной сферы.

Осуществляемые в государстве преобразования экономических и политических отношений не должны обойти вниманием стремление к переменам в сфере сознания. Как бы ни были важны перемены в сфере экономических отношений и в технологиях, мы не сможем лишь с их помощью решить стоящие перед государством социально-экономические проблемы, если не произойдут перемены в сфере духовной культуры людей. На новом этапе развития наше государство предполагает значительный рост культуры людей, открытых новаторству, раскрепощенных, незакомплексованных, освободившихся, с одной стороны, от страха и рабской психологии, с другой — от равнодушия и безразличия.

Таким образом, чтобы общество обновилось и стало другим, люди сами должны духовно, нравственно обновиться, стать другими. В этом процессе, безусловно, помогает изучение основ религии, в которой в полном мере показываются идеалы бытия и разгадка в сосуществовании различных проблем актуальных по сей день. Ведь без изменения самих людей, без достижения ими высоких личных качеств кардинальное обновление общества не состоится. Сознание людей должно быть подготовлено к восприятию происходящих перемен и освоению качественно новой системы ценностей, которая приведет к прогрессивной духовности и обеспечению гуманитарной безопасности.

 

Литература:

 

  1.              Культура повседневности. Русская культура и православие: Учеб. пособие / Т. С. Георгиева. — М. Аспект Пресс, 2008. — 397с.
  2.              Религиоведение: Учебник / О. Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В. И. Жукова. — М.: Дашков и К, 2013. — 488с.
  3.              Философия: учеб. пособие / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск: Выш. шк., 2013. — 528с.
Основные термины (генерируются автоматически): религия, гуманитарная безопасность, национальная безопасность, воспитание уважения, духовная, изучение основ религии, Россия, система образования, система ценностей, социальная сфера.


Похожие статьи

Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры как фактор обеспечения интеллектуальных потребностей личности

Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Толерантность как социально-значимая ценность

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих социального прогресса

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Похожие статьи

Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры как фактор обеспечения интеллектуальных потребностей личности

Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Толерантность как социально-значимая ценность

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих социального прогресса

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Функциональная грамотность как одна из ведущих компетенций учащихся младшего школьного возраста

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Задать вопрос