Социализация — это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего количества населения. С недостатками интеллекта рождаются 3 % детей и 10 % детей — с другими психическими и физическими отклонения. Всего в мире — 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
В нашей школе воспитанники с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Конечно, эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У воспитанников значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, проблемы эмоционально — личностного развития, дети подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана, воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.
В условиях изменения системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции Российского образования и воспитания.
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка. Позволяет ему органично вписаться в общество, раскрывая творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формируя прилежание к труду, воспитывая трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), что позволяет решить проблему их социальной адаптации. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий.
В нашей школе была разработана и внедрена программа «Социально- бытовая адаптация детей с ОВЗ». Занятия для воспитанников были направлены на обеспечение их социальной адаптации, приобщению к социальной и культурной жизни в обществе. Формирование социально-бытовой адаптации осуществлялось в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых обучающиеся получали знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретали практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. При организации и проведении занятий использовались следующие принципы:
1) принцип интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии);
2) принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации.
3) принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию.
При проведении занятий реализовывались различные формы (фронтальные и индивидуальные занятия) и методы работы (словесные и объяснительно-иллюстративные). Цели, задачи и содержание занятий учитывали возраст детей, уровень интеллектуального и психического развития. Теоретическая часть занятий опирается на знания и навыки детей о социально-бытовой ориентировке и здоровом образе жизни. Упражнения и подвижные игры, продуктивная деятельность, упражнения на релаксацию ориентированы на физические возможности детей с учётом рекомендаций медиков и желания родителей. Структура занятий — гибкая, она включала в себя познавательный материал, двигательные игры, упражнения, дыхательную гимнастику и другие формы физкультурно-спортивно-оздоровительной работы. Занятие конструировались следующим образом:
- Вводная часть: приветствие, эмоциональный настрой на работу.
- Основная часть: познавательный материал, направленный на социально-бытовую адаптацию.
- Упражнения и подвижные игры.
- Продуктивная деятельность по теме занятия.
- Релаксация: дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию, игровой массаж и самомассаж.
- Заключительная часть, рефлексия.
Продолжительность занятий — 30 минут. На занятиях использовались три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный. Применялся дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной. Программа включала в себя следующие разделы:
- Развитие социально-бытовых навыков:
«Одежда и времена года», «Опасные и безопасные ситуации», «Опасные предметы и правила пользования электроприборами».
«Виды жилья (помещение квартиры, дома)», «Функциональное назначение и предметное наполнение разных видов помещений», «Мебель и ее функциональное назначение».
«Поле чудес» на тему: «Одежда и обувь», «Моя комната», «Ремонт и уход за одеждой и обувью», «История нашей одежды и обуви», «Знакомство с окружающим миром».
2. Эмоциональное развитие волевых качеств личности:
«Дикие и домашние животные», «Мои страхи», «Мои мечты», «Мои первые победы».
3. Формирование сотрудничества ребенка с взрослым:
«Подготовка к праздникам: сервировка стола, украшение дома».
«Труд людей», «Здоровый образ жизни: гигиена, питание, спорт», «Грибы в нашей жизни», «Времена года». «Правила поведения в лесу», «Я — человек», «Моя семья», «Семейный отдых». «Я в поликлинике, магазине, кинотеатре», «Эта служба и опасна и трудна», «Преодоление трудностей в общении», «Правила поведения в обществе».
После внедрения программы получены следующие результаты:
повышение уровня социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;
обучение элементарным трудовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья;
расширение коммуникативного пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, подводя итоги проделанной работы можно отметить, чем активнее ребенок включается в социальные отношения с другими детьми и взрослыми, тем меньше он «уходит» в болезнь, меньше надеется на чью-то помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя и на свое активное участие в общественной жизни.
Литература:
- Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов / А. В. Дмитриев. — СПб.: Питер, 2004. — 245с.
- Гембаренко В. Семья и ребенок с ограниченными возможностями // Социальное обеспечение — 2002. — № 3. — С.38–42.
- Коновалова М. П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно- библиотечного обслуживания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств / М. П. Коновалова. — 2003. — N 2. — С. 103–107.
- Малофеева Т., Васин С. Инвалиды в России // Proetcontra / Т. Малофеева, С. Васин. — 2001 — № 3 –С.. 80–105.
- Быков Д. А. Опыт создания реабилитационного комплекса для детей с ограниченными возможностями / Д. А. Быков // Педагогика. — 2007. — № 6. — С. 27–31.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. Дубровиной А. Д. — М., — Академия — 1999–160с