Применение проектных технологий для создания основы экологической грамотности и формирования регулятивных и коммуникативных УУД | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.01.2016

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Шапошникова, С. В. Применение проектных технологий для создания основы экологической грамотности и формирования регулятивных и коммуникативных УУД / С. В. Шапошникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 772-773. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24946/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создаёт их сам.

Бернард Шоу

 

Чем раньше в процессе обучения мы осуществим введение ребёнка в мир активного познания, тем больший результат мы получим на выходе ученика из школы.

В нашей школе с 1996 года организован целостный учебно-воспитательный процесс: работает кружок «Юные экологи», создано НОУ «Импульс», разработан комплекс программ, связывающих в единые целые вопросы биологического и экологического воспитания, направленные на мотивацию проектно-исследовательской деятельности учащихся. Высший орган НОУ Импульс» — ежегодная научно-практическая конференция. Члены научного общества — победители конференций и учащиеся, предоставившие свои проекты во второй раз. Кандидаты в члены научного общества, учащиеся впервые предоставившие проекты.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. На уроках, факультативных и групповых занятиях, работе кружка каждому учащемуся при защите проекта предоставляется возможность осуществлять поисковую (эвристическую) деятельность. Формируются коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения цели.

На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей. Определяющими условиями при этом является личная включенность учащегося в исследовательскую деятельность, придание приобретенным знаниям общественной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса формирования УУД, а также способствует развитию способности к поиску альтернатив, к открытости, к восприимчивости, к анализу и критике. Так, на одном из дополнительных занятий, учащиеся самостоятельно определили штрих коды и знаки соответствия стандартов. Член кружка НОУ «Импульс» Дмитренко Александр заинтересовался этой проблемой и уже самостоятельно наметил задачи, а также составил алгоритм для достижения цели исследования. При выполнении работы «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности», учащимся предлагалось провести исследование анализа экологического состояния реки Сосыка, используя региональный компонент. Методику проведенного опыта мы знаем достаточно хорошо, но для учащихся это — настоящее открытие. Чувство собственной значимости переполняло ребят. На конкретном примере дети выявляли загрязнение природного объекта, предложили рекомендации и наметили план по ликвидации данной проблеме. Группа волонтёров обратилась с ходатайством к администрации района по решению данной проблемы. Работа подобного плана стимулирует учащихся к использованию полученных знаний на практике и формированию экологического сознания и мышления. У школьников появляется стремление опробовать себя в роли исследователя, доказать свою значимость, включаясь в долгосрочные научно- исследовательские проекты. Так учащаяся Топанова Юлия продолжила исследование по данной проблеме, провела детальное исследование водного объекта. Ей было задано направление поиска и предложено самостоятельно решить комплекс проблем и определить механизм своей деятельности для достижения цели. Учащаяся защитила свою работу на муниципальной и краевой научно-практической конференции МСХАУК

Членам НОУ предоставляется возможность заниматься проектно- исследовательской деятельностью: планировать, оценивать, прогнозировать, проводить эксперименты для достижения цели и выполнения задач, то есть формируются регулятивные УУД. Дети имеют право самостоятельно выбирать доступное задание, исходя из естественности проблемы и актуальности темы исследования. Исследовательские задания, учащиеся выбирают в соответствии с направлениями своей будущей профессии. Ребята, готовящиеся к поступлению в сельскохозяйственные вузы, предпочитают заниматься анализом состояния почвы, воды, растений; для будущих медиков интересными стали исследования о влияния вредных привычек, факторов и условий среды на организм, то есть проявляются личностные виды УУД.

Показатели результативности проводимой в школе работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся — призеры и дипломанты краевых конкурсов, конференций и акций: «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам края», «Подрост» в номинации «Комплексные исследования экосистем», «Юные исследователи окружающей среды», «Чистые берега»; исследовательских работ «Кубанские товары и услуги — только высшего качества», «К тайнам природы» и «Моя малая Родина».

Статус ученика, серьезно занимающегося проектно-исследовательской деятельностью, как правило, стабильно возрастает. Результат такой деятельности — 32 призера и победителя научно-практических конференций краевого уровня, постоянный рост членов НОУ «Импульс»: 125!

Участвуя в работе краевых конференций, экологических школ ребята сотрудничают с педагогами ГУДОД ЭБЦ и ВУЗов края. 60 членов НОУ — студенты медицинских и аграрных ВУЗов.

Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой стало появление новых замыслов и творческих планов. Так Авилова Анастасия представляла Краснодарский край на форуме «Прорыв» в Москве.

НОУ «Импульс» дало путевку в жизнь многим выпускникам, мотивацию к познанию:Калашников Андрей — кандидат экономических наук, Черныш Сергей — доцент Московского мединститута, Иващенко Вячеслав — главный санитарный врач Краснодарского края, Костяной Дмитрий — кандидат сельскохозяйственных наук, Люлюк Ольга — врач комиссии ВТЭК Ленинградской ЦРБ.

Выполнение краткосрочного эксперимента (ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке) по готовому алгоритму (при проведение практических и лабораторных занятий на уроке) всегда дает положительный результат. Так, даже учащиеся, не отличающиеся стремлениями к УУД, после самостоятельно проведенных экспериментов, заметно изменяются к лучшему. Действуя по предложенным алгоритмам, они получают удовольствие от достигнутых результатов, от сознания того, что успешно справляются с работой. В 5 классах, идущих по ФГООС, 100 % успеваемость и качество знаний.

Умение просчитывать, прогнозировать, моделировать и анализировать результаты своей деятельности — является очень важным практическим умением. И какую бы впоследствии профессию не выбрали наши ребята, они навсегда сохранят в своей душе любовь к родному краю, бережное отношение к природе и возможность индивидуальной ориентации и самоопределения.

Основные термины (генерируются автоматически): достижение цели, исследовательская деятельность, учащийся, бережное отношение, деятельность, Краснодарский край, научное общество.


Похожие статьи

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Использование активных форм обучения в развитии регулятивных УУД

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Технология использования учебно-исследовательских задач разных типов в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к дидактическому исследованию

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Концептуальные основы общих общеобразовательных программ на основе использования информативных коммуникационных технологий как условие формирования общих компетенций

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Похожие статьи

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Использование активных форм обучения в развитии регулятивных УУД

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Технология использования учебно-исследовательских задач разных типов в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к дидактическому исследованию

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Концептуальные основы общих общеобразовательных программ на основе использования информативных коммуникационных технологий как условие формирования общих компетенций

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Задать вопрос